Любовь, которая захватила все ее существо, всю душ
…На сцену Среднеахтубинского районного Дома культуры выходит женщина. В длинном черном платье, контрастно - белый тонкий шарф обнимает шею и красиво спадает с плеч, шляпа, в руках – белый чемоданчик. Заслуженная артистка России Зинаида Тихоновна Гурова показывает свою авторско - режиссерскую работу «Душечка». Эта философская миниатюра создана ею по мотивам одноименного рассказа Антона Чехова, произведениям Вильяма Шекспира, Осипа Мандельштама и Надежды Тэффи.
Ряды заполнены зрителями разных возрастов. Но мне кажется, что на всех сейчас – одно дыхание… Ведь актриса словами классиков говорит о смысле жизни, о предназначении женщины, о любви - самом загадочном человеческом чувстве...
Центральный образ театрального действа – Душечка, Оленька, одна из самых популярных героинь прозы Чехова. Еще в 19-ом веке это имя вошло в лексикон читателей как нарицательное. Перед глазами оживает знакомый еще по школьной поре образ:
- Она постоянно любила кого – нибудь и не могла без этого. Раньше любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал; любила свою тетю…; любила своего учителя французского языка. Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом… Глядя на ее полные, розовые щеки, на мягкую белую шею…на добрую наивную улыбку,которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе…», и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия:
- Душечка!
В спектакле соединились разные виды искусства – драматургия, поэзия, рассказ, песня… Используя оригинальный реквизит, интонации, жест, звучание мелодии, Зинаида Тихоновна магически владеет вниманием публики - ведь создаваемые ею образы так живы, так достоверны и так волнующи! Судьба Душечки… Кто из женщин может остаться к ней равнодушной? Два замужества, гражданский брак, в итоге одиночество и старость… Но не сюжет рассказа – главное для актрисы, а душа героини…
По любви выйдя замуж за театрального предпринимателя Кукина, Оленька понимает и разделяет его проблемы, всегда рядом с ним. «Ее милая,… похожая на сияние улыбка мелькала то в окошечке кассы, то за кулисами, то в буфете…» Но муж умирает, и она впадает в траур. Затем снова влюбляется. Теперь в управляющего лесным складом Пустовалова, который заполняет всю ее душу. Они женятся. Душечка начинает вникать в вопросы торговли лесом. Но и Пустовалов умирает. Оленька рыдает: «Как же я буду жить без тебя, горькая я и несчастная». Вскоре судьба снова дарит ей случай влюбиться. На этот раз в поссорившегося с женой ветеринарного врача Смирнина…
Душечка любит до самозабвения. И чувство это на сцене по - чеховски нежное, естественное, целомудренное. Актриса пленительна в образе - чистом и радужном, словно написанном акварельными красками. Оленька перевоплощается в любовь, возрождается ею и ею живет. Она отождествляет себя с любимыми мужчинами в такой мере, что перенимает даже образ их мышления, влюбляется в их профессии.
Разные персонажи – личности со своими судьбами, мыслями вплетены в ткань спектакля, стали одним целым, соединившись в исповедальности души. Каждая - идеал женственности и самопожертвования.
Любовь Андреевна Раневская из «Вишневого сада» откровенно говорит о том, почему возвращается во Францию к человеку, ее разорившему и предавшему:
-Этот дикий человек опять заболел… Он просит прощения, умоляет приехать… Он болен, он одинок, несчастлив, а кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство?...Я люблю его… Люблю, люблю…Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу…
Надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить… Надо влюбляться…
В страдании, сострадании, жертвенности видит она свой долг. Так думает и писательница Надежда Тэффи:
-Нежность — самый кроткий, робкий, божественный лик любви… Сестра нежности — жалость, и они всегда вместе. Любовь - нежность все отдает, и нет ей предела…
Но и последнее счастье Душечки длится недолго. Полк, в котором служил ветеринар, перевели куда – то очень далеко. Оленька остается одна. Ей жутко и горько.
-- Ей бы такую любовь, которая захватила бы все ее существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни, согрела бы ее стареющую кровь...
И вдруг… В один жаркий июльский день под вечер кто-то постучал в калитку… Это вернулся ушедший в отставку ветеринар. Он помирился с женой, да и сына пора было отдавать в гимназию. Душечка с восторженной радостью поселяет их в доме, а сама переходит жить во флигель.
Сын постояльца Сашенька - маленький, полный, с ясными голубыми глазами и ямочками на щеках… Он полностью заполнил ее жизнь и мысли. Самый большой страх Оленьки - что настоящая мать может забрать ребенка:
- Ах, как она его любит! Из её прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда ещё раньше её душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней всё более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления…
А образ женщины шекспировских комедий у Гуровой - олицетворение чистой поэзии! Все силы ее природы сосредоточены на стремлении любить, она сердечна и самоотверженна, свет и счастье несет в судьбу избранного.
Во все времена женщина олицетворяет любовь, хранит домашний очаг, создавая в нем уют и тепло. Она дает умиротворённость, спокойствие и психологическую стабильность для мужчины. Поэт серебряного века Осип Мандельштам о своей жене говорил как о «единственном и неоценимом друге». После гибели поэта, арестованного, как многих тогда, безвинно, за «контрреволюционную деятельность» и погибшего в лагере под Владивостоком, она сохранила его литературное наследие, до времени спрятав – и стихи, и прозу - в самом надежном месте – в своей памяти.
Потрясают строки из последнего письма Надежды Яковлевны Мандельштам мужу:
- Ося, родной, далекий друг! Милый мой, нет слов для этого письма, которое ты, может, никогда не прочтешь. Я пишу его в пространство. Может, ты вернешься, а меня уже не будет. Тогда это будет последняя память.
Осюша – наша … с тобой жизнь – какое это было счастье… Наша любовь. Теперь я даже на небо не смотрю. Кому показать, если увижу тучу?
…Наша счастливая нищета и стихи… Каждая мысль о тебе. Каждая слеза и каждая улыбка – тебе. Я благословляю каждый день и каждый час нашей горькой жизни, мой друг, мой спутник… Как долго и трудно погибать одному – одной. Для нас ли неразлучных – эта участь?..
Не знаю, жив ли ты… Не знаю, где ты. Услышишь ли ты меня? Знаешь ли, как люблю?.. Ты всегда со мной…
В финальной сцене актриса, прижимая к груди большую куклу, баюкает ее, поет колыбельную… Беспредельно волнующи и текст , и мелодия, и голос… Эта аллегорическая фигура символизирует Любовь, Милосердие.
Жизнь наша стремительна и непредсказуема. Современные социологические данные свидетельствуют о кризисе семьи. Но так хочется, чтобы она была твоей маленькой Вселенной, наполненной атмосферой любви. Это миссия женщины. Даже деловой, достигшей большого успеха в профессиональной карьере, но при этом остающейся – Душечкой…
Надолго запомнится благодаря игре талантливой актрисы вдохновенное общение с литературными святынями мировой классики. Не сразу растворится во времени и пространстве ощущаемая энергия тепла от света любви, которым окутаны милые женские образы…
Свидетельство о публикации №113081309520
и её ЛГ. "Понять жизнь и полюбить её в другом существе - в этом задача человека и в этом его талант: и каждый может посвятить себя полностью только одному человеку", - писал А.Барбюс. Наверное, женщин с таким талантом больше,
И совсем немного таких,как Душечка. Но счастье, что они есть!
Большого человеческого счастья и Вам, умеющей сказать Слово о таких женщинах,
И З.Т.Гуровой,которая дарит Свет и Тепло своим талантом.
С неизменной симпатией и признательностью,
Валентина Жукова 4 02.01.2015 15:20 Заявить о нарушении
Благодарю, Валя, за прекрасные слова рецензии. Всё правильно. Хорошо Вы сказали: "И совсем немного таких, как Душечка. Но счастье, что они есть!"
Шукшин вот тоже,- писал рассказы и о чудиках. Пусть многие над ними смеялись. Но как бы сера, скучна была жизнь без этих простых - до наивности, и таких красивых душой людей...
Валя, а у меня для Вас сюрприз новогодних дней. Как словеснику. Попробуйте, пожалуйста, определить, что общего между рассказом А. П. Чехова и стихотворением Ю. Левитанского... Конечно, на первый взгляд, задание странное. Но всё же, всё же...
Текст песни «Как Показать Зиму». Слова Юрия Левитанского.
...Но вот зима,
и чтобы ясно было,
что происходит действие зимой,
я покажу,
как женщина купила
на рынке ёлку
и несёт домой,
и вздрагивает ёлочкино тело
у женщины над худеньким плечом.
Но женщина тут, впрочем,
ни при чём.
Здесь речь о ёлке.
В ней-то всё и дело.
Итак,
я покажу сперва балкон,
где мы увидим ёлочку стоящей
как бы в преддверье
жизни предстоящей,
всю в ожиданье близких перемен.
Затем я покажу её в один
из вечеров
рождественской недели,
всю в блеске мишуры и канители,
как бы в полёте всю,
и при свечах.
И наконец,
я покажу вам двор,
где мы увидим ёлочку лежащей
среди метели,
медленно кружащей
в глухом прямоугольнике двора.
Безлюдный двор
и ёлка на снегу
точней, чем календарь нам обозначат,
что минул год,
что следующий начат.
Что за нелепой разной кутерьмой,
ах, Боже мой,
как время пролетело.
Что день хоть и длинней,
да холодней.
Что женщина...
Но речь тут не о ней.
Здесь речь о ёлке.
В ней-то всё и дело.
Счастливых Вам дней в наступившем году!
С теплом
Галина
Галина Клинкова 03.01.2015 16:16 Заявить о нарушении
После ужина играла с внучкой (6 класс,живёт в Вологде) в шахматы и сегодня проиграла.
Такие суматошные первые дни наступившего года! Надеюсь, что не весь год будет такой. Гости,гости,визитёры... приходили студенты, сегодня - ученик из выпуска 1984 года. Живёт в Петербурге после окончания ЛГУ, умница, многого добился: один из рук. порта "Усть-Луга",занимается краеведением, в активе Вологодского землячества"в Петербурге,( где секретарём Елена Рубцова,дочь Н.М.Рубцова ) привёз в подарок,как всегда, много хороших книг. Хвастаюсь,
потому что таких талантливых и благодарных учеников у меня немного.
Сейчас подумаю и напишу.
Валентина Жукова 4 05.01.2015 19:52 Заявить о нарушении
По-моему, общее здесь - образ одиночества женщины.
Душечка каждый раз испытывает чувство безысходной тоски, теряя очередную свою любовь (ведь в этой любви для неё смысл жизни),теряя привычный образ жизни...
Что ждёт её, когда и Саша тоже уйдёт из её жизни (а это непременно случится)-
Одинокая, безрадостная старость. ЛГ Левитанского тоже одинока. М.Б. елка для неё тоже какое-то очень дорогое воспоминание из прошлой жизни.Эта радость -
ожидание праздника (свет в её жизни),рождественская ёлка (нарядная, яркая),
как и новая любовь для Душечки, на какое-то время делают её жизнь счастливой, но праздник быстро кончается (как и у Оленьки,не по её вине), и
остаётся лишь тоска, тревога да сознание того, что ещё один год позади...
Просто душевное состояние женщины авторы показывают по-разному. Проза и стихи.
Пока писала, возможно,потеряла какую-то мысль,т.к.нет текста перед глазами.
Галечка, извини, если не получилось.
Мне ещё подумалось, что у Левитанского так показана ЗИМА в жизни женщины,а
ведь у Душечки тоже ЗИМА...
Валентина Жукова 4 05.01.2015 21:15 Заявить о нарушении