Любовь, которая захватила все ее существо, всю душ

Гастроли Волгоградского Театра Одного Актера.

 …На сцену  Среднеахтубинского районного  Дома культуры выходит женщина.  В длинном  черном платье, контрастно -  белый тонкий  шарф  обнимает шею и  красиво спадает с плеч,  шляпа, в руках – белый чемоданчик.   Заслуженная артистка России Зинаида Тихоновна Гурова показывает свою  авторско -  режиссерскую работу «Душечка». Эта философская миниатюра  создана  ею по мотивам одноименного рассказа Антона Чехова, произведениям Вильяма Шекспира, Осипа Мандельштама и Надежды Тэффи.
 
Ряды заполнены зрителями разных возрастов. Но мне  кажется, что на всех   сейчас – одно дыхание… Ведь   актриса  словами  классиков  говорит  о смысле  жизни, о предназначении женщины, о любви -  самом загадочном человеческом чувстве...

Центральный образ театрального действа – Душечка, Оленька, одна из самых популярных героинь прозы Чехова.  Еще в 19-ом веке  это имя вошло в лексикон читателей  как  нарицательное.   Перед  глазами оживает  знакомый  еще  по  школьной поре образ:

- Она постоянно любила  кого – нибудь и не могла без этого. Раньше  любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал; любила свою тетю…; любила своего учителя французского языка. Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня  с кротким, мягким взглядом… Глядя на ее полные, розовые щеки, на мягкую белую шею…на добрую наивную улыбку,которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе…», и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия:

- Душечка!

В спектакле соединились разные виды искусства –  драматургия,  поэзия, рассказ,  песня… Используя оригинальный   реквизит, интонации, жест, звучание мелодии,  Зинаида Тихоновна магически владеет вниманием публики -  ведь   создаваемые ею  образы так живы, так достоверны и так волнующи! Судьба Душечки… Кто из женщин может остаться к ней равнодушной? Два замужества, гражданский брак,  в итоге одиночество и старость…  Но  не сюжет  рассказа – главное для актрисы, а душа героини…
   
По любви выйдя  замуж за театрального предпринимателя Кукина, Оленька понимает и разделяет  его проблемы,  всегда  рядом с ним. «Ее милая,… похожая на сияние  улыбка  мелькала то в окошечке кассы, то за кулисами, то в буфете…»  Но муж умирает, и она впадает в траур.  Затем   снова влюбляется. Теперь в управляющего лесным складом Пустовалова, который   заполняет  всю ее душу. Они женятся.    Душечка начинает вникать в вопросы торговли лесом. Но и Пустовалов умирает.  Оленька рыдает: «Как же я буду жить без тебя, горькая я и несчастная».   Вскоре судьба снова   дарит ей  случай  влюбиться. На этот раз  в поссорившегося с женой ветеринарного врача Смирнина…

 Душечка любит до самозабвения.  И чувство это  на сцене по - чеховски нежное,  естественное, целомудренное. Актриса пленительна в  образе -     чистом и радужном, словно написанном акварельными  красками.  Оленька  перевоплощается в любовь, возрождается ею и ею живет. Она отождествляет себя с любимыми  мужчинами в такой мере, что перенимает даже образ их мышления, влюбляется  в их профессии.
Разные персонажи – личности  со своими судьбами, мыслями  вплетены в ткань   спектакля,  стали одним  целым, соединившись в исповедальности  души.  Каждая  -  идеал женственности и самопожертвования.
 
Любовь Андреевна Раневская  из «Вишневого  сада» откровенно говорит о том, почему  возвращается во Францию к человеку, ее разорившему и предавшему:

-Этот дикий человек опять заболел… Он просит прощения, умоляет приехать… Он болен, он одинок, несчастлив, а кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство?...Я люблю его… Люблю, люблю…Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу…
Надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить…   Надо влюбляться…

В страдании, сострадании, жертвенности видит она свой долг.  Так думает и писательница Надежда  Тэффи:
 
 -Нежность — самый кроткий, робкий, божественный лик любви… Сестра нежности — жалость, и они всегда вместе.  Любовь -  нежность все отдает, и нет ей предела…

Но и последнее счастье Душечки длится недолго.   Полк,  в котором служил ветеринар,  перевели  куда – то очень далеко.  Оленька остается одна. Ей жутко  и  горько.

-- Ей бы такую любовь, которая захватила бы все ее существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни, согрела бы ее стареющую кровь...

И вдруг… В  один жаркий июльский день под вечер  кто-то постучал в калитку… Это вернулся ушедший в отставку  ветеринар. Он помирился с женой, да и сына пора было отдавать в гимназию. Душечка с восторженной  радостью  поселяет их в доме, а сама переходит  жить во флигель.

Сын постояльца  Сашенька  -  маленький, полный, с ясными голубыми глазами и ямочками на щеках… Он   полностью заполнил ее  жизнь и мысли. Самый большой страх Оленьки - что настоящая мать может забрать ребенка:

- Ах, как она его любит! Из её прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда ещё раньше её душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней всё более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления…

А образ женщины  шекспировских комедий у Гуровой -  олицетворение чистой поэзии! Все силы ее природы сосредоточены на стремлении любить,  она сердечна и самоотверженна, свет и счастье несет в судьбу избранного.

Во все времена женщина олицетворяет любовь, хранит домашний очаг, создавая в нем уют и тепло. Она  дает умиротворённость, спокойствие и психологическую стабильность для мужчины. Поэт серебряного века Осип Мандельштам о своей жене говорил как о  «единственном и неоценимом друге». После гибели поэта, арестованного, как  многих тогда, безвинно, за  «контрреволюционную  деятельность»  и погибшего в лагере под Владивостоком,  она сохранила его литературное наследие, до времени спрятав – и стихи, и прозу - в  самом надежном  месте – в своей  памяти.

Потрясают строки из последнего письма Надежды Яковлевны Мандельштам  мужу:
 
- Ося, родной, далекий друг! Милый мой, нет слов для этого письма, которое ты, может, никогда не прочтешь. Я пишу его в пространство. Может, ты вернешься, а меня уже не будет. Тогда это будет последняя память.
Осюша – наша … с тобой жизнь – какое это было счастье… Наша любовь. Теперь я даже на небо не смотрю. Кому показать, если увижу тучу?

 …Наша счастливая нищета и стихи…  Каждая мысль о тебе. Каждая слеза и каждая улыбка – тебе. Я благословляю каждый день и каждый час нашей горькой жизни, мой друг, мой спутник…   Как долго и трудно погибать одному – одной. Для нас ли неразлучных – эта участь?..

 Не знаю, жив ли ты…   Не знаю, где ты. Услышишь ли ты меня? Знаешь ли, как люблю?..  Ты всегда со мной…

В финальной сцене  актриса,  прижимая  к груди  большую куклу,  баюкает ее,  поет колыбельную…  Беспредельно волнующи и текст , и мелодия, и голос…  Эта аллегорическая фигура символизирует Любовь, Милосердие.

 Жизнь  наша  стремительна и непредсказуема. Современные социологические данные свидетельствуют о кризисе семьи. Но так хочется, чтобы она  была твоей маленькой Вселенной, наполненной атмосферой любви.  Это миссия  женщины. Даже деловой,  достигшей  большого успеха в профессиональной  карьере,  но при этом остающейся – Душечкой…

Надолго запомнится благодаря  игре талантливой актрисы вдохновенное общение с литературными  святынями мировой классики. Не сразу растворится во времени и пространстве ощущаемая энергия тепла от  света любви, которым окутаны милые  женские образы…


Рецензии
Спасибо Вам, Галечка, за ещё одну незабываемую встречу с Зинаидой Тихоновной
и её ЛГ. "Понять жизнь и полюбить её в другом существе - в этом задача человека и в этом его талант: и каждый может посвятить себя полностью только одному человеку", - писал А.Барбюс. Наверное, женщин с таким талантом больше,
И совсем немного таких,как Душечка. Но счастье, что они есть!
Большого человеческого счастья и Вам, умеющей сказать Слово о таких женщинах,
И З.Т.Гуровой,которая дарит Свет и Тепло своим талантом.

С неизменной симпатией и признательностью,

Валентина Жукова 4   02.01.2015 15:20     Заявить о нарушении
Женщины... Сколько их образов в художественной литературе! И каждый вызывает ответные разнообразные эмоции, настраивает на размышления.

Благодарю, Валя, за прекрасные слова рецензии. Всё правильно. Хорошо Вы сказали: "И совсем немного таких, как Душечка. Но счастье, что они есть!"

Шукшин вот тоже,- писал рассказы и о чудиках. Пусть многие над ними смеялись. Но как бы сера, скучна была жизнь без этих простых - до наивности, и таких красивых душой людей...

Валя, а у меня для Вас сюрприз новогодних дней. Как словеснику. Попробуйте, пожалуйста, определить, что общего между рассказом А. П. Чехова и стихотворением Ю. Левитанского... Конечно, на первый взгляд, задание странное. Но всё же, всё же...

Текст песни «Как Показать Зиму». Слова Юрия Левитанского.

...Но вот зима,
и чтобы ясно было,
что происходит действие зимой,
я покажу,
как женщина купила
на рынке ёлку
и несёт домой,
и вздрагивает ёлочкино тело
у женщины над худеньким плечом.
Но женщина тут, впрочем,
ни при чём.
Здесь речь о ёлке.
В ней-то всё и дело.
Итак,
я покажу сперва балкон,
где мы увидим ёлочку стоящей
как бы в преддверье
жизни предстоящей,
всю в ожиданье близких перемен.
Затем я покажу её в один
из вечеров
рождественской недели,
всю в блеске мишуры и канители,
как бы в полёте всю,
и при свечах.
И наконец,
я покажу вам двор,
где мы увидим ёлочку лежащей
среди метели,
медленно кружащей
в глухом прямоугольнике двора.
Безлюдный двор
и ёлка на снегу
точней, чем календарь нам обозначат,
что минул год,
что следующий начат.
Что за нелепой разной кутерьмой,
ах, Боже мой,
как время пролетело.
Что день хоть и длинней,
да холодней.
Что женщина...
Но речь тут не о ней.
Здесь речь о ёлке.
В ней-то всё и дело.

Счастливых Вам дней в наступившем году!

С теплом

Галина



Галина Клинкова   03.01.2015 16:16   Заявить о нарушении
Галя, добралась, наконец, до Вашего предложения, но мыслей в голове - ноль.
После ужина играла с внучкой (6 класс,живёт в Вологде) в шахматы и сегодня проиграла.
Такие суматошные первые дни наступившего года! Надеюсь, что не весь год будет такой. Гости,гости,визитёры... приходили студенты, сегодня - ученик из выпуска 1984 года. Живёт в Петербурге после окончания ЛГУ, умница, многого добился: один из рук. порта "Усть-Луга",занимается краеведением, в активе Вологодского землячества"в Петербурге,( где секретарём Елена Рубцова,дочь Н.М.Рубцова ) привёз в подарок,как всегда, много хороших книг. Хвастаюсь,
потому что таких талантливых и благодарных учеников у меня немного.

Сейчас подумаю и напишу.

Валентина Жукова 4   05.01.2015 19:52   Заявить о нарушении
Галя,наверное, не справилась с Вашим заданием: настроение не то, да и не думается.
По-моему, общее здесь - образ одиночества женщины.
Душечка каждый раз испытывает чувство безысходной тоски, теряя очередную свою любовь (ведь в этой любви для неё смысл жизни),теряя привычный образ жизни...
Что ждёт её, когда и Саша тоже уйдёт из её жизни (а это непременно случится)-
Одинокая, безрадостная старость. ЛГ Левитанского тоже одинока. М.Б. елка для неё тоже какое-то очень дорогое воспоминание из прошлой жизни.Эта радость -
ожидание праздника (свет в её жизни),рождественская ёлка (нарядная, яркая),
как и новая любовь для Душечки, на какое-то время делают её жизнь счастливой, но праздник быстро кончается (как и у Оленьки,не по её вине), и
остаётся лишь тоска, тревога да сознание того, что ещё один год позади...
Просто душевное состояние женщины авторы показывают по-разному. Проза и стихи.
Пока писала, возможно,потеряла какую-то мысль,т.к.нет текста перед глазами.
Галечка, извини, если не получилось.
Мне ещё подумалось, что у Левитанского так показана ЗИМА в жизни женщины,а
ведь у Душечки тоже ЗИМА...

Валентина Жукова 4   05.01.2015 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.