Культурная столица - Тюмень
Читая глянцевый разворот города за окном, я прозевала свою остановку, спохватившись, просила водителя высадить "где-то тут". Сидящий впереди мужчина, не без доли сочувствия, отрезал: "Бесполезно!"
- Ну, ничего, зато прогуляюсь - подумала я, выбираясь из стеклянной гусеницы в районе «Солнечного». С недавних пор это место ассоциируется у меня с чудесной лавкой, где продают причудливые товары для художников. Там можно встретить интересных людей, скупающих картинки, привезенные со всех концов света, холсты, кисти, а самое главное, приятно пообщаться с приветливой хозяйкой, которая стесняется называть себя художником. Чтобы попасть в этот магазин с неброской вывеской, нужно спуститься в подземный переход.
ПЕРЕХОД
Живая музыка лилась откуда-то снизу, перемешиваясь с потоком прохлады, она заполняла собой все пространство перехода, погружая в другую реальность так, будто кто-то родной крепко и неожиданно принял тебя в свои объятия. От этого в душе рождалась щенячья радость.
Высокий молодой человек с гитарой стоял, чуть прислонившись к колонне, и пел что-то узнаваемое, вызывающее ностальгию. В метре от него лежал чехол, в нем - несколько монет. Нащупав в кармане сотню, наклонилась, положила... Господи, как же красиво играет... остановиться бы, послушать, но ноги сами несут вперед. Прямо как у того автобуса, что не останавливается в незапланированных местах. А куда я, собственно, тороплюсь? Все сегодняшние встречи с предполагаемыми работодателями - сплошное разочарование, а тут живой, талантливый и такой смелый человек. Дойдя до выхода, остановилась, вернулась.
- Меня зовут Евгений - легко начал разговор парень. Я приехал из Петропавловска, до этого два года жил в Питере. В переходах играю давно, знаете, уличные музыканты в городе - это признак культуры. Я не имею в виду тех, кто заводит: " Я зашел в соседнюю комнату, а там ты целовалась с другим..." и через три аккорда - брык на бок. Нет, это совсем другое. Слышали, в Бостоне есть такой кастинг для профессиональных музыкантов. Только самые лучшие получают право играть для людей на улице.
Предложение встретиться и поболтать Евгений принял одобрительно, но встретиться так и не удалось. У свободного музыканта оказался плотный график - работа на банкете, встречи с друзьями.
На следующий день, открывая тяжелую дверь подземной музыкальной шкатулки, я попала на другой концерт. Две девушки, одна - маленькая, хрупкая с гитарой, кажется не по росту большой, другая - с флейтой. Последняя, работает сосредоточенно, старательно, так, будто разогревается перед экзаменом. Вторая, как истинный артист, ищет контакта со зрителем. Судя по набору купюр в чехле, работают не больше часа.
- Девочки, а тут Евгений был?
- Да, был, но ушел... буквально несколько минут назад. Сейчас наше время, мы договариваемся, у нас ведь один на всех переход.
Надо же, опоздала всего на несколько минут и вот тебе. Надо что-то делать... На предложение пообщаться откликнулась маленькая с гитарой, отличница - целеустремленная и занятая только своим делом, как проходящие мимо слушатели, на соблазн отдохнуть не повелась. А вот другая - Наташа, оказалась настоящей находкой для журналиста.
- Студентка тюменской академии культуры и искусства - представилась не без гордости девушка.
- Наташа, а что для вас игра в переходе - заработок, воспитание характера, эпатаж?
- Все сразу. Я когда в такие дни домой возвращаюсь у меня ощущение, что я покорила Тюмень. Что касается заработка - бывает, человек сто рублей положит, а сам настолько занят, что не может остановиться, он так показал, что ему нравится. А бывает, пять рублей достанет, и стоит, слушает до самой последней песни. Для меня это прекрасно в равной степени. Мы называем это оплатой по сердцу. Другой может и денег не положит и не остановится, но каким-то движением души, уголком губ - всем своим видом покажет, что он с нами.
- Оплата по сердцу... интересно, и какое же у тюменцев сердце?
- … Щедрое, в основном, щедрое. Хотя, иногда мне кажется, что больше положит денег тот, кто имеет отношение к культуре, кто сам является носителем культуры или в силу своих представлений о музыке, может оценить если не мастерство, то хотя бы старание.
Есть и другие, у которых душа поет. Вот видно, работяга, никакой ни культуролог и деньги достаются ему тяжело, но услышит музыку и душа запела, такой с деньгами расстается легко, от души благодарит.
- Наташа, а бывает обидно, когда не обращают внимания?
- Да нет. Игра на улице - это же не работа в ресторане, не концерт, это свободное творчество для свободного слушателя. Конечно, тяжело начать в пустом переходе. Первые три песни вхожу в кураж, приходит настроение, ежусь под косыми взглядами, а бывает и комплименты говорят, мол, молодцы девчонки, здорово! Тогда крылья вырастают.
- Это концертная площадка к чему обязывает?
- Для уличного музыканта очень важно воспитание. К публике, он должен выходить, во-первых, трезвым. Чего скрывать, есть ведь и другие, кто позорит нас. А вообще, каждый музыкант должен нести людям добро. Мы стараемся в репертуар включать лирические, добрые песни.
- Мимо вас проходят сотни разных людей. Как они видятся с этой занятой вами высоты? Они меняются на ваших глазах за эти несколько минут?
- Меняются, конечно. Настроение у людей меняется. Они спускаются задумчивые, погруженные в себя, а потом кто-то улыбнется, кто-то остановится... что- то хорошее вспомнит, а могут и реплику отпустить в наш адрес… Но все-таки тех, кто на глазах оживает, кто всем сердцем отзывается на музыку - больше. И мы меняемся, после каждого такого концерта возникает ощущение, будто сделал что-то большое, покорил еще какую-то вершину. А завтра снова надо по - новому настраивать и себя, и инструмент , и людей на музыку.
Стоя рядом с девчонками, на их музыкальном пятачке, я невольно стала смотреть на проходящих их глазами и вот что увидела.
ЛЮДИ СВЕРХУ
Мы входим в пространство музыки сверху - растерянные, любопытные, удивленные, измученные, равнодушные и даже презрительные ... Есть те, у кого перед лицом музы, что называется, и нерв не дрогнет. Идут, не сворачивая, не обходя - напролом. Не станут же они уподобляться подвыпившему слушателю, что уже битый час, спрятавшись за мраморной колонной, украдкой утирает слезу. Или вот этой женщине, что тащит в вытянутых руках тяжелые сумки, а дойдя до музыкантов, ловко перекидывает их в одну руку, по-матерински извлекает из кошелька несколько десяток, аккуратненько кладет и спешно удаляется.
- Женщина, простите, а почему вы решили положить деньги?
- Мне нравится, молодцы, я восхищаюсь этими ребятами. Чтобы так играть, знаете, сколько надо учиться.
- Мужчина, а вы не против таких концертов в переходе, не отвлекает от дел?
- Да что вы? Я, если есть время, слушаю. На концерте не всегда такое услышишь. Я в молодости и сам играл, но не так конечно.
- У меня всегда желание есть остановиться, послушать, но я стесняюсь - говорит пожилая женщина, - поэтому просто замедляю шаг и слушаю пока иду или вон, за угол зайду и там стою, слушаю… а что, очень красиво играют, душу волнуют. Но, извините, мне пора…
- Да. Конечно… пора и нам вернуться к нашей собеседнице.
- Наташа, а где еще в Тюмени можно послушать уличных музыкантов?
- Музыкантов много, собрать и организовать тяжело, договариваемся - ты сейчас, ты потом. Мы часто собираемся на цветном бульваре. Приходите.
- А кем ты видишь себя в будущем, наверное, известным исполнителем?
- Я хотела бы воспитывать детей, учить их музыке, но иначе чем сейчас, понимаете. Я мечтаю пересмотреть методику обучения и воспитания детей. Много об этом думаю, не знаю, когда я в это попаду, но знаю, что люди должны стать сердечнее, добрее. ... Извините, время, нас скоро попросят место освободить.
И действительно неподалеку уже раскладывал свои «ноты» другой гитарист, мужчина много старше всем своим видом выражал недовольство, сопровождающий его напарник поторапливал девчонок с уходом. Хотелось за них вступиться, хотелось, чтобы их концерт продолжался, и флейта с гитарой еще говорили и говорили с людьми, выпрашивали улыбки, будили воображение. Господи, они ведь еще такие юные и уже такие зрелые. Они сами себе цензура, концертмейстеры, продюсеры, охранники. Еще не нашедшие своих слушателей и концертных площадок, они уже так много могут сказать миру.
Лично для меня эта встреча с уличными музыкантами открыла совсем другую Тюмень, где рядом с гротами могучих торговых центров, вереницами машин и иконами деревянных наличников, этажом ниже, но … намного выше оживляют наши души и настраивают мир на гармонию уличные музыканты. Мне подумалось, а ведь это явление сродни появлению в море дельфинов. Когда в море появляются дельфины, люди всматриваясь вдаль, говорят, значит, здесь хорошее место...
Свидетельство о публикации №113081309325
Наталия Овчинникова 3 24.08.2013 11:04 Заявить о нарушении
Елена Архипова-Поддубная 24.08.2013 18:39 Заявить о нарушении