Культурная столица - Тюмень

Я вернулась в Тюмень спустя 16 лет и ахнула. Нет, не то чтобы я не была здесь все эти годы и не видела, как  она преображается, как хорошеет, как наполняется деловым содержанием. Но в этот раз я смотрела на нее так, как смотрит путешественник на открытую для новой жизни землю.    Пристально вглядываясь в городские сюжеты, людей,  впитывая звуки, прислушиваясь к собственным   ощущениям... Многие мои друзья, коллеги- журналисты, проработав много лет на Севере,  стремятся уехать в Санкт-Петербург и Москву. Моя родина - Тюмень и мне хотелось бы найти здесь все, что они нашли  в культурных столицах, и так вдохновенно описывают в своих письмах.
Читая глянцевый разворот города за окном, я прозевала свою остановку, спохватившись, просила водителя высадить  "где-то тут". Сидящий впереди мужчина, не без доли  сочувствия, отрезал: "Бесполезно!" 
- Ну, ничего, зато прогуляюсь - подумала я, выбираясь из стеклянной гусеницы в районе «Солнечного». С недавних пор это место ассоциируется у меня с  чудесной лавкой, где продают причудливые товары для  художников. Там можно встретить интересных людей, скупающих картинки, привезенные со всех концов света, холсты, кисти, а самое главное, приятно пообщаться с приветливой хозяйкой, которая стесняется называть себя художником. Чтобы попасть в этот магазин с неброской вывеской, нужно спуститься в подземный переход.
ПЕРЕХОД
Живая музыка  лилась откуда-то снизу, перемешиваясь с потоком прохлады,  она  заполняла собой все пространство перехода,  погружая  в другую реальность  так, будто кто-то родной крепко и неожиданно принял тебя в свои объятия. От этого в душе рождалась щенячья радость.
Высокий молодой человек с гитарой стоял, чуть прислонившись к колонне,  и пел что-то узнаваемое, вызывающее ностальгию. В метре от него лежал чехол, в нем - несколько монет. Нащупав в кармане сотню, наклонилась, положила... Господи, как же красиво играет... остановиться бы, послушать, но ноги сами несут вперед. Прямо как у того автобуса, что не останавливается в незапланированных местах. А куда я, собственно, тороплюсь? Все сегодняшние встречи с предполагаемыми работодателями - сплошное разочарование, а тут живой, талантливый и такой смелый человек. Дойдя до выхода, остановилась, вернулась.
- Меня зовут Евгений - легко начал разговор парень. Я приехал из Петропавловска, до этого два года жил в Питере.  В переходах играю давно, знаете,  уличные музыканты в городе - это признак культуры. Я не имею в виду тех, кто заводит: " Я зашел в соседнюю комнату, а там ты  целовалась с другим..."  и через три аккорда - брык на бок. Нет, это совсем другое.  Слышали, в  Бостоне есть такой кастинг для профессиональных музыкантов. Только самые лучшие получают право играть для людей на улице.
Предложение встретиться и поболтать Евгений принял одобрительно, но встретиться так и не удалось. У свободного музыканта оказался плотный график - работа на банкете, встречи с друзьями.
На следующий день, открывая тяжелую дверь подземной  музыкальной шкатулки,  я попала на другой концерт. Две девушки,  одна - маленькая, хрупкая с гитарой,   кажется не по росту большой, другая - с флейтой. Последняя,  работает сосредоточенно, старательно, так, будто разогревается перед экзаменом. Вторая, как истинный артист, ищет контакта со зрителем.     Судя по набору купюр в чехле, работают не больше часа. 
- Девочки, а тут Евгений был? 
- Да, был, но ушел... буквально несколько минут назад. Сейчас наше время, мы договариваемся, у нас ведь один на всех переход.
Надо же, опоздала всего на несколько минут и вот тебе. Надо что-то делать... На предложение пообщаться откликнулась маленькая с гитарой, отличница -  целеустремленная и занятая только своим делом, как проходящие мимо слушатели,  на соблазн  отдохнуть не повелась. А вот другая - Наташа, оказалась настоящей находкой для журналиста.
- Студентка тюменской академии культуры и искусства - представилась не без гордости девушка.
- Наташа, а что для вас игра в переходе - заработок, воспитание характера, эпатаж?
- Все сразу. Я когда в такие дни домой возвращаюсь у меня ощущение, что я покорила Тюмень. Что касается заработка - бывает, человек сто рублей положит, а сам  настолько занят, что не может остановиться, он так показал, что ему нравится. А бывает,  пять рублей достанет, и стоит, слушает до самой последней песни. Для меня это прекрасно в равной степени. Мы называем это  оплатой по сердцу.  Другой   может и денег не положит и не остановится, но каким-то движением души, уголком губ - всем своим видом покажет, что он  с нами.
- Оплата по сердцу... интересно, и  какое же у тюменцев сердце?
- … Щедрое, в основном, щедрое. Хотя, иногда мне кажется, что больше положит денег тот, кто имеет отношение к культуре, кто сам является носителем культуры или  в силу своих представлений о музыке,  может оценить если не мастерство, то хотя бы старание.
Есть и другие, у которых душа поет. Вот видно, работяга, никакой ни культуролог и деньги достаются ему тяжело, но услышит музыку и душа запела, такой с деньгами  расстается  легко, от души благодарит.
- Наташа, а бывает обидно, когда не обращают внимания?
- Да нет.  Игра на улице - это же не работа в ресторане,  не концерт, это свободное творчество для свободного слушателя. Конечно, тяжело начать в пустом переходе. Первые три песни вхожу в кураж, приходит настроение, ежусь под косыми взглядами,  а бывает и комплименты говорят, мол, молодцы девчонки, здорово! Тогда крылья вырастают.
- Это концертная площадка к чему  обязывает?
-  Для уличного музыканта очень важно воспитание. К публике, он должен выходить, во-первых, трезвым. Чего скрывать, есть ведь и другие, кто позорит нас. А вообще, каждый  музыкант должен нести людям добро. Мы стараемся в репертуар включать лирические, добрые песни.
- Мимо вас проходят сотни разных людей. Как  они видятся  с этой занятой вами высоты? Они меняются на ваших глазах за эти несколько минут?
- Меняются, конечно. Настроение у людей меняется. Они спускаются задумчивые,  погруженные в себя, а потом кто-то улыбнется, кто-то остановится... что- то хорошее вспомнит, а могут и реплику отпустить в наш адрес… Но все-таки тех, кто на глазах оживает, кто всем сердцем отзывается на музыку - больше. И мы меняемся, после каждого такого концерта возникает ощущение, будто сделал что-то большое, покорил еще какую-то вершину. А завтра снова надо по - новому настраивать  и себя, и инструмент , и людей на музыку.
Стоя рядом с девчонками,  на их музыкальном пятачке, я невольно стала смотреть на проходящих  их глазами  и вот что увидела.
ЛЮДИ СВЕРХУ
Мы входим в пространство музыки сверху -  растерянные, любопытные, удивленные, измученные, равнодушные и даже презрительные ... Есть те, у кого перед лицом музы, что называется, и нерв  не дрогнет. Идут,  не сворачивая, не обходя - напролом. Не станут же они уподобляться подвыпившему слушателю, что уже битый час, спрятавшись за мраморной колонной, украдкой утирает слезу. Или вот этой женщине, что тащит в вытянутых руках тяжелые сумки, а дойдя до музыкантов, ловко перекидывает их в одну руку, по-матерински извлекает из кошелька несколько десяток, аккуратненько кладет и спешно удаляется.
- Женщина, простите, а почему вы решили положить деньги?
- Мне нравится, молодцы, я восхищаюсь этими ребятами. Чтобы так играть, знаете, сколько надо учиться.
- Мужчина, а вы не против таких концертов в переходе, не отвлекает от дел?
- Да что вы? Я, если есть время, слушаю. На концерте не всегда такое услышишь. Я в молодости и сам играл, но  не так конечно.
- У меня всегда желание есть остановиться, послушать, но я стесняюсь  - говорит пожилая женщина, -  поэтому просто замедляю шаг и слушаю пока иду или вон, за угол зайду и там стою, слушаю… а что, очень красиво играют, душу волнуют. Но, извините, мне пора…
- Да. Конечно… пора и нам вернуться к нашей собеседнице.
- Наташа, а где еще в Тюмени можно послушать уличных музыкантов?
-  Музыкантов много, собрать и организовать тяжело, договариваемся - ты сейчас, ты потом. Мы часто собираемся на цветном бульваре. Приходите.
- А кем ты видишь себя в будущем, наверное, известным исполнителем?
- Я хотела бы воспитывать детей, учить их музыке, но иначе чем сейчас, понимаете. Я мечтаю пересмотреть методику обучения и воспитания детей. Много об этом думаю, не знаю, когда я в это попаду, но знаю, что  люди должны стать сердечнее,  добрее. ... Извините, время, нас скоро попросят место освободить.
И действительно неподалеку уже раскладывал свои «ноты» другой гитарист, мужчина  много старше всем своим видом выражал недовольство, сопровождающий его напарник поторапливал девчонок с уходом.  Хотелось за них вступиться, хотелось, чтобы их концерт продолжался, и флейта с гитарой еще говорили и говорили с людьми, выпрашивали улыбки, будили воображение. Господи, они ведь еще такие юные и уже такие зрелые. Они сами себе цензура, концертмейстеры, продюсеры, охранники. Еще не нашедшие своих слушателей и концертных площадок, они  уже так много могут сказать миру.
  Лично для меня эта встреча с уличными музыкантами открыла совсем другую Тюмень, где рядом с гротами могучих торговых центров, вереницами машин и иконами деревянных наличников, этажом ниже, но … намного выше оживляют наши души и настраивают  мир на гармонию уличные музыканты. Мне подумалось, а ведь это явление сродни появлению в море дельфинов. Когда в море появляются дельфины, люди всматриваясь вдаль, говорят, значит, здесь хорошее место...


Рецензии
С удовольствием прочла Вашу изящную зарисовку о Тюмени.Радостно,что жива культура в Сибири,коль есть такие музыканты,а ,главное,слушатели.Значит,поп-культура,некультурная как попа,испортила не всех.Жаль,что большие сцены захватил шоу-бизнес, а впрочем,где ж эти "звезды" могут еще себя показать?Представьте себе поп-диву в переходе без микрофона и "фанеры", да ещё зимой в традиционном минимальном сценическом наряде.Завидую тюменцам,в моём городке нет как переходов так и уличных выступлений.Удачи Вам Елена,спасибо за рассказ!

Наталия Овчинникова 3   24.08.2013 11:04     Заявить о нарушении
Спастбо, Наталья!!! Ищу себя на Родине!!!!

Елена Архипова-Поддубная   24.08.2013 18:39   Заявить о нарушении