2. 8 Атомизм и цельные представления
http://www.stihi.ru/2013/08/19/1400
Часть II
2.8 Атомизм и цельные представления
Только философия Демокрита, отрицающая бесконечность деления, могла серьезно противостоять этим апориям. Потому, что ее стержневая идея о существовании предела делимости была близка к пониманию цельности ключевых представлений в нашем сознании, их несводимости к другим. Представление о прямолинейном и равномерном движении опирающееся на образы реального движения цельное. Так зачем же пытаться препарировать его до точек, подрывая естественное человеческое восприятие мира?
Плоскость и прямая – цельные представления экстремальных природных форм, в то время как точка не самостоятельная природная форма, а удобная условность для локализации особенностей сложных форм – мест пересечения плоскостей и прямых и позиций выбранных человеком для своих измерений и построений. Оперирование с условными понятиями требует некой целесообразности действий.
В случае реальных измерений и построений, которые ограничиваются конечным числом точек, эту целесообразность в какой-то степени поддерживает логика. Но классическая логика предметна и не рассчитана на оперирование с бесконечностями. Бесконечная череда точек, возникающая в воображении человека в перфекционистском порыве к абсолютной точности, может быть укрощена только целесообразностью действий опирающихся на цельность представлений.
Следует подчеркнуть что, несмотря на гениальное предвидение структуры вещества, атомизм Демокрита ни как не учитывал особый характер законов микромира, а просто проецировал на них имеющийся у эллинов опыт вместе с тем самым перфекционизмом. Именно благодаря этому несоизмеримость диагонали квадрата с его стороной оказалась неразрешимым противоречием для атомизма.
2.7
http://www.stihi.ru/2013/08/11/4773
2.9
http://www.stihi.ru/2013/08/12/5073
Свидетельство о публикации №113081201739