На поэзии ставим крест?
"Стихи у нас читают несколько тысяч человек, современные стихи – несколько сотен человек, все они за редчайшими исключениями пишут сами, все друг друга знают, а главное, все всё друг про друга знают: кто как пишет, кто с кем против кого дружит, кто с кем – и чем – меряется, и так далее. Здесь не так важно получить премию самому, как не дать получить ее своему фактическому или воображаемому сопернику".
Если в России стихи мало кто читает, то, каково положение у нас, в Беларуси? Что поэзия не развивается – это точно.
Интересно привести примеры становления некоторых российских поэтов. Они с раннего детства увлекались чтением и поэзией. Причем, место жительства не играло никакой роли. Приведу лишь два примера.
***
Есенин Сергей Александрович (21.09/3.10.1895-28.12.1925), русский поэт. Родился в рязанском селе Константинове. Рано начал сочинять стихи. Окончил земское училище и учительскую школу.
В его ранней лирике ощутимо влияние крестьянских поэтов И. 3. Сурикова, И. С. Никитина, С. Д. Дрожжина.
Весной 1915 переезжает в Петроград, где знакомится с Н. А. Клюевым, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, А. А. Блоком. Блок высоко оценил стихи Есенина: “свежие, чистые, голосистые”. В 1916 выходит первый сборник его стихов “Радуница”.
***
Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения Пушкин вынес отличное знание французского и любовь к чтению. С самого детства Пушкин знакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Бомарше и Мольера, сочинениями и произвдениями просветителей XVIII века — Вольтера и других. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление довольно редкое в дворянских семьях того времени), и няня — Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера, организованные в доме Пушкиных, где собирались видные писатели и поэты того времени.
***
Явно прослеживается раннее устойчивое увлечение поэзией, множество перечитанной литературы. Как результат – признание критиками и читателями.
Есть ли у нас такие условия для появления подобных поэтов? Насколько я понимаю, в этот развитый индустриальный век практически не существует подобных предпосылок.
Во-первых, воспитание. Наши гувернантки разительно отличаются от тех, которые были век-полтора назад. Даже, если рассуждать в общих чертах. Да и родителям, которые не способны материально нанимать гувернанток, сейчас больше приходится заботиться о том, что бы прокормиться и обеспечить семью. Размеренная, спокойная жизнь – редкость в наше бурное время.
Во-вторых, наличие литературы, которая способна не только будоражить детское воображение, но и создавать предпосылки для появления талантливых поэтов. Сейчас, уже не одно десятилетие, интерес к «высокой поэзии» практически отсутствует. Хорошо, если у нас, так же, как и в России, имеются несколько тысяч почитателей поэзии, что очень сомнительно. У родителей, практически, нет возможности обеспечить детей литературой, подобной той, которую читали Пушкин, Есенин, Маяковский и другие.
В-третьих, у нас просто на низком уровне ситуация с поэтическими вечерами, клубами любителей поэзии и т. п. Опять-таки, в силу изменившегося существенно ритма жизни.
Таким образом, предпосылок для появления поэтов уровня Пушкина и Есенина практически нет.
С другой стороны, имеющиеся талантливые поэты не могут пробиться к читателю в силу множества причин. В том числе, и по причине ограниченной доступности на страницы толстых журналов и их неимоверно малых тиражей.
Особо следует выделить, что, в силу известных обстоятельств, поэзия на русском языке у нас просто не приветствуется у тех, кто ответственен за ее развитие и публикацию. А белорусские поэты имеют все больший уклон в сторону национализма, патриотизма и революционной тематики. Подобная поэзия вряд ли может быть принята массовым читателем. Да и разрекламированные классики белорусской поэзии далеки по своему уровню от указанных выше российских поэтов.
Поэтому мы и имеем то, что имеем: так называемую «новую» поэзию, которую поэзией трудно назвать или вообще нельзя отнести к ней.
Хочу отметить еще одну важную деталь. Потенциальный почитатель поэзии у нас есть. Хотя бы в числе тех, кто читал с упоением Пушкина, Есенина и им подобных. И, если появится яркая личность в поэзии, то она не останется без внимания.
Так что же происходит с нашей поэзией? Давайте порассуждаем.
Интересно мнение наших поэтов, критиков.
Свидетельство о публикации №113081106977
организованное болото пишущей братии.)))
Профессионалы в нём просто тонут.
Правила игры - для самовлюблённой беспринципности.
Тошно и грустно.
В России хотя бы всего много, а у нас размазано тонким слоем и забито дурными страстями.
Не согласен, что нет доступа к литературе. Нет проводников. Интернет у всех. Просто потенциальным читателям не интересны те формы, которые предлагаются. Потому столь успешна американизация и полонизация белорусской культуры. Если так дальше пойдёт - растворимся где-то между Польшей и Россией.
Владимир Лисуков 09.03.2016 15:16 Заявить о нарушении