А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 33-34

                Примечание

                Глава 9

   1) Под наукой обычно принято понимать «сферу человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Система науки делится на естественные, общественные и технические науки. Связана с философией, идеологией и политикой, что предопределяет партийность общественных наук и важную мировоззренческую роль естественных наук. Зародилась в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться в 16-17 веках и в ходе исторического развития превратилась в производительную силу и важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества. В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, а также форм ее организации».(41,с.876) Существует мнение, что наука - отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. «Родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию, были греки, передавшие затем ее, в качестве особого идеала культурной жизни, европейским народам. Наука образует сущность человеческого знания. В отличие от опытного знания (эмпирии), наука не довольствуется только вопросом «что», но спрашивает также и «почему», вопрошает об основах и причинах вещей (Аристотель). В анализе она переходит от «целого» к «частям», а в синтезе - наоборот; посредством индукции наука от опыта и наблюдений обращается к понятиям, суждениям и умозаключениям, от отдельного, особенного - к общему, а при помощи дедукции - от общего к частному, всегда проверяя одно другим. Наука в истинном смысле является наука о мире. По отношении к частным наукам задача философии заключается в том, что она намечает области реально связанных друг с другом объектов».(39,с.287-288)

   2) Под материализмом (от лат. materialis - вещественный) понимается «воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действительности - не только материальной, но душевной и духовной - в материи. К материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; затем - неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума».(39,с.259)
3) Под естественными науками принято понимать «совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Первые исследователи природы (натурфилософы) включали, каждый по-своему, всю природу в круг своей мыслительной деятельности. Прогрессирующее развитие естественных наук и их углубление в исследование привело к расчленению, еще и теперь не закончившемуся, единой науки о природе на отдельные ее отрасли - в зависимости от предмета исследования или по принципу разделению труда. Их можно сгруппировать следующим образом: физика, химия, физическая химия, биология, ботаника, зоология;  анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии, учение о наследственности; геология, минералогия, палеонтология, метеорология, метеорология, география  (физическая); астрономия вместе с астрофизикой и астрохимией. Математика, по мнению ряда натурфилософов, не относится к естественным наукам, но является решающим инструментом их мышления. Кроме того, среди естественных наук, в зависимости от метода, существует следующие различие: описательные науки довольствуются исследованием фактических данных и их связей, которые они обобщают в правила и законы; точные естественные науки облекают факты и связи в математическую форму; однако это различие проводится непоследовательно. Чистая наука о природе ограничивается научным исследованием, прикладная наука (медицина, сельское и лесное хозяйство и вообще техника) использует его для освоения и преобразования природы. Рядом с науками о природе стоят науки о духе, и те и другие философия объединяет в единую науку, они выступают как частные наука».(39,с.156-157) Подобное разделение науки на  чистую и прикладную достаточно условно, ибо как мы знаем, любое из этих направлений сегодня может быть «чистой наукой», а когда она будет востребована обществом, станет «прикладной». Та же метеорология, астрофизика, астрохимия и др., не востребованные сегодня, завтра могут оказаться востребованными, что приведет к необходимости переводить ее из одного разряда к другому.

   4) Под наблюдением принято понимать «преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда события анализируются как бы «изнутри». Одним из методов исследования в психологии является самонаблюдение, являющееся частным случаем наблюдения».(39,с.283)

   5) Под измерением принято понимать «совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерения с целью нахождения численного значения измеряемых величин в принятых единицах измерения. Различают прямые измерения (длина проградуированной линейкой)  и косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непосредственно измеряемыми величинами».(41,с. 484) Принято также считать, что «в математике линия имеет одно изменение (длину), поверхность - два (длину и ширину), тело - три (длину, ширину и высоту). В физике измерение есть отношение физической единицы к основным единицам длины, массы и времени, так, например, единицей измерения скорости является см/сек.»(39,с.172) Однако, если учесть, что все используемые наукой величины измерения являются условными, то и все результаты измерения являются условными. Тогда же, когда речь заходит об измеряемых объектах или явлениях,  которые невозможно измерить обычным порядком, наука, принимая одно или несколько общепринятых значений, не стремиться познавать исследуемые предметы или явления более глубоко. Как, например, наука могла бы определить значение Разума, Ума, Энергии, рассматриваемые на уровне Космических Принципов, то есть в сфере, которая современной науке совершенно неизвестна и недосягаема?

   6)  Под экспериментом  (от лат. experimentum - проба, опыт) обычно понимают «чувственно-предметную деятельность в науке; в более узком смысле - опыт, воспроизведение объекта познавания, проверка гипотез и т.п.».(41,с.1551) Под ней также принято понимать «планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях и наблюдаемом явлении, на основе которых складывается его знание о закономерностях наблюдаемых явлений. Эксперимент в современном смысле является со времени Галилея и Фр. Бекона одним из важнейших средств исследования».(39,с.535) Но, учитывая, что наблюдение в ходе экспериментов основано на восприятии результатов экспериментов с помощью чувств человека или с помощью определенных, которые хотя и продляют способность восприятия человеком, однако возможности, которых ограничены, трудно говорить об объективности данных результатов. Тем более что измерение этих экспериментов производится с помощью тех же условно принятых величин измерения.

   7) «Теоретический (от греч. theorein - смотреть) - относящийся к познанию, совершаемому с помощью понятийного мышления. Противоположность - практический»(39,с.452) «Научное исследование, процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью: имеет два уровня - эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные».(41,с.516) Разделяя исследование на два уровня - эмпирический (от греч. empeiria - опыт) и теоретический, научное исследование в большей степени придерживается именно первого уровня, связанного с чувственным опытом, как источника знаний. Именно поэтому три основные метода, используемые наукой (наблюдение, измерение и эксперимент), в большей степени связаны с чувственным восприятием результатов исследования. Теоретический же уровень исследования, как познавательная деятельность, не находит достойного отражения в описании методов познания. Отчасти, возможно, это связано с тем, что, говоря о практике, как критерии истины, о первичности материи по отношению к сознанию, наука не может поставить на первый план теоретические исследования, основанные на деятельности сознания, как механизма крайне мало исследованного самой наукой.

                Глава 10

   1) Пралайя - «(санскр.) Период обскурации или покоя - планетарного, космического или вселенского - противоположен манвантаре».(3,с.323)

   2) Манвантара - «буквально, Мануантара - между двумя Ману. (санскр.). Период проявления, в противоположность пралайе (растворению или покою), относится к различным циклам, особенно ко Дню Брамы в 4 320 000 000 Солнечных лет, и ко времени царствования одного Ману - 308 448 000 лет».(3,с.247) «Ману - это великий индийский законодатель. Это имя происходит от санскритского корня ман, «мыслить». Ману является первым Законодателем, почти Божественным Существом»(3,с.250) Манвантару также именуют мировым циклом, управляемым очередным Ману, поочередно сменяющих один другого в кругах манвантар.
      Важно различать Манвантару, как мировой цикл или чисто временной отрезок, от Манвантары, как период проявления.  В оккультной литературе часто эти понятия употребляются для характеристики происходящего периода (проявления) и для определения временного отрезка. Наряду с Манвантарами нередко используют меньшие временные отрезки - юги. Юга - это составляющая Манвантары. Принято считать, что четыре юги составляют Манвантару. Каждая юга разделяется на время «дня», «ночи» и «сумерек». 1) Крита-юга, совершенная («золотой век»), длительностью 4000 лет + по 400 лет утренних и вечерних сумерек = 4800 лет. 2) Трета-юга длительностью 3000 лет + по 300 лет утренних и вечерних сумерек = 3600 лет. 3) Двапара-юга (двойственная), длительностью 2000 лет + по 200 лет утренних и вечерних сумерек = 2400 лет. 4) Кали-юга (черная), длительностью соответственно 1200 лет. По завершению 4 юг наступает пралайя такой же продолжительности (4 юги)

                Глава 11

   1) Понятие «Первооснова» необходимо отличать от понятий «Первопричина» и «Первосущее», а тем более от понятия «Первовещество». Если понятие «Первосущее» можно рассматривать как «то, что существует только через самого себя и от чего зависит все остальное» (39,с.337), то есть как характеристику бытийности, то «Первопричину» необходимо рассматривать как начальный этап процесса дифференциации или проявлений. В данном аспекте «Первопричину» необходимо рассматривать как высшую философскую категорию, отражающую связь между происходящими проявлениями или дифференциацией на самых изначальных ее этапах. Что же касается «Первоосновы», то ее можно рассматривать в качестве структурной характеристики некоего объекта. Однако, как в дальнейшем станет очевидным, для уровня Первоосновы Мира понятие «структура», понимаемое как строение, порядок, связь, в обычном понимании оказывается неприменимым. Такое понимание будет возможным лишь на уровне первичных материальных построений, когда объект имеет некую устойчивую форму. Те изначальные этапы, о которых пойдет речь в следующих главах не имеют той обязательной формы и структуры построения, с которыми мы связываем, например, строение некоего вещества, предмета. Вместе с тем понятие «структура» может использоваться для характеристики процессов дифференциации или проявления, показывая общие принципы, порядок или механизм этого процесса и рассматриваемые взаимодействия.

    2) «Хаос»  (греч. chaos) в греческой мифологии беспредельная первобытная масса, из которой образовалось впоследствии все существующее. (41,с.1455) Однако если обратиться к «Легендам и мифам древней Греции» (с.1), то можно обнаружить несколько иную трактовку: «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги». Далее перечисляется рождение из Хаоса богини Земли (Геи), мрачный Тартар (ужасная бездна, полная вечной тьмы), Любовь (Эрос), Вечный Мрак (Эреб), темная Ночь (Нюкта). От Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и День (Гемера).
В дальнейшем это понятие чаще стало использоваться в его переносном значении - беспорядок, неразбериха, что фактически противоречит его изначальному смыслу, поскольку «отсутствия порядка» (беспорядок) - это просто есть более высший порядок. Кроме того, признавая наличие беспорядка, мы будем вынуждены признать наличие составных частей Хаоса, поскольку беспорядок не может быть там, где чего-то раздельного.

   3) «Идеальная жидкость» - воображаемая жидкость, лишенная вязкости. В идеальной жидкости отсутствует внутреннее трение, то есть нет касательных напряжений между двумя соседними слоями, она непрерывна и не имеет структуры».(40,с.204)

   4) «Идеальный газ» - теоретическая модель газа, в которой не учитывается взаимодействие частиц газа. Различают классический и квантовый идеальный газ.(40,с.205)

   5) Понятие «Абсолют» (от лат. absolutus - безусловный, неограниченный) является наиболее сложным для понимания. Обычно под ним принято понимать нечто «безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий». (41,с.10)

   6)  Понятие «Пре-Космическая Материя» необходимо отличать от обычного понятия «материя» (от лат. materia) - вещество. Последнее понятие рассматривалось «первоначально как отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу, и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого вещества», которое является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души, духа. В области мировоззрения это оформляется в материализме, в сфере науки - в современном естествознании. В новейшей физике «материя» - обозначение некоторой особой точки поля». (39,с.260) С позиций материализма «материя - « философская категория для обозначения объективной реальности, которая ... отображается нашими ощущениями, существую независимо от них»; субстанция; субстрат (основа) всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения; бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем» (41,с.781)  При всех вышеуказанных подходах понятие «материя» всегда рассматривалась только на этапе проявленной, существующей реально Вселенной. Пре-Космическая Материя являет собой ту основу, из которой в последующем образовалась материя проявленной Вселенной. Именно поэтому Пре-Космическая Материя может быть условно признана «материей непроявленной Вселенной», хотя это понятие не совсем удачно, ибо, во-первых, те характеристики, которые применимы к понятию «материя» на проявленном уровне принципиально отличаются от характеристик непроявленного уровня; во-вторых, основа не может характеризоваться через ее последующие проявления, а, следовательно, изначальной материей необходимо считать именно Пре-Космическую Материю.

                Глава 13

   1) Парадокс (от греч.  paradoxos - неожиданный, странный). 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике - противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям. Наличие парадокса означает какой-либо из посылок (аксиом), используемых в данном рассуждении или теории в целом, хотя эту несостоятельность зачастую трудно обнаружить, объяснить, а тем более устранить. (41,с.977) Существует и иное толкование парадокса, как «необычное, неожиданное явление, не соответствующее привычным представлениям» (39,с.332)

   2) Ординат  - (от лат. со - совместно и ordinatus - упорядоченный и определенный) «числа, заданием которых  определяется положение точки на плоскости,  на поверхности или в пространстве.»
Или, (исходя от лат. ordinator - расположенный в порядке, одно из декартовых координат) учитывая, что данной определение имеет достаточно спорный характер, поскольку понятие совместно и упорядоченный или определенный по своей сути настолько близки, точки, обычно - вторая, обозначаемая буквой «у».(41, стр.947).
Примером могут служить содержание этих понятий:
1. Совместно -«5»
2. Упорядоченный -
3. Определение - (дефиниций) - 1. Установленный смыл незнакомого термина (слова) знакомых или уже осмысленных или путем  включения его в контекст  знакомых слов, или явного формулирования равенства, в левую часть которого входит определенный термин, а в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомый смысл;

   2)Уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика; 3)Введение в рассмотрение нового предмета (понятия) посредством указания на то, как этот предмет построить (получить) из предметов уже данных и уже известных. В последнем случае определение принимает вид системы определяющих соотношений или «пятого перехода" от явно определенного и известного к искомому неизвестному.»(41,стр. 962) Последнее понимание содержания, в данном случае, представляет собой наиболее правильный общий подход к осознанию рассматриваемой системы ординат.

      Софистика (от греч. sophistike) 1) рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики (употребление софизмов - уловок, выдумок, головоломок, мнимое доказательство, в котором обоснованность заключения, кажущаяся, порождается чисто субъективное впечатление, вызванным недостаточностью логического или семантического  анализа). 2) учение древнегреческих софистов   (от греч. sophist;s искусник, мудрец, лжемудрец)  - в Древней Греции - люди, сведущие в какой-нибудь области.  (41,с.1256,1257) Вместе с тем, первоначальное значение понятия «софисты» применялось в Древней Греции для названия мыслителей и мудрецов, а лишь позднее - учителей красноречия, которые благодаря их стремлению добиваться в споре победы любой ценой превратили спор в пустую, хитроумную, кажущуюся мудрость (софистика, софистический в отрицательном смысле слова) (39,с.427) В данной главе, где речь будет идти о парадоксах, читатель, возможно, обвинит автора в софистике, однако, хотелось бы надеяться, что правильное понимание уровней, о которых будет вестись разговор, позволит все же понять суть парадоксов.

   3)  «Движение» рассматривается в двух смыслах: «в широком - всякое изменение, и в узком смысле - изменение положения тела в пространстве. Об абсолютном движении можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя. Действительное движение всегда относительно, оно есть движение в соотнесении с какой-либо точкой пространстве, находящейся в (относительном) движении или в (относительном) покое.(39,с.125)

                Глава 14

1) Принцип (от лат. principium - начало, основа) рассматривается в нескольких аспектах: 1) в субъективном смысле основное положение, предпосылка (принцип мышления); в объективном смысле исходный пункт, первооснова, самое первое (реальный принцип, принцип бытия). 2) основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства.(39,с.363) Иначе говоря, под ними принято понимать основные исходные положения  какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д. Однако в данной книге будет использовано иное понимание Принципов, данное Е.П. Блаватской «Принцип - элементы или первичные сущности, основные дифференциации, на которых и из которых построено все. Мы применяем этот термин для обозначения семи отдельных и основополагающих аспектов Единой Всеобщей Реальности в Космосе и в человека. Отсюда также семь аспектов их проявления в человеке - божественный, духовный, (интеллектуальный), психический, астральный, физиологический и просто физический». (3,с.327)

                Глава 15

   1) Дифференциация (от франц. differentiation, от лат. differentia - разность, различие), разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени (41,с.403) означает также «выделение различающих моментов по единому принципу, исходя из одной отправной точки».(39,с.139) Первая формулировка исходит из общего принципа деления - деления на части,  а вторая  подчеркивает важный момент - деление по единому принципу, исходя из определенной системы. В первом случае деление целого может осуществляться из разных  принципов (большее или меньшее, а также деление на части в определенных пропорциях), во втором случае деление может осуществляться не только по этим признакам, но и по множеству других (по цвету, состоянию, качествам, вкусу, силе и т.д.). Поэтому наиболее удачным видится понимание дифференциации именно во втором смысле.

2)  Понятие «свет» в физике понимается в двух аспектах: в узком и широком смысле. В узком смысле под ним понимается видимое излучение, то есть электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом (7,5 х 1014  - 4,0 х 1014  Гц). Световые волны различных частот воспринимаются человеком как различные цвета. В широком смысле под светом понимается синоним оптического излучения, включающего, кроме видимого, излучения ультрафиолетовые и инфракрасных областей спектра. (40,с.664)

                Глава 16

   1) Разум (греч. «нус») различные словари трактуют по-разному. В одном случае под ним принято понимать как «ум, способность понимания и осмысления. В ряде философских учений - высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей (рационализм)» (41,с.1110) В другом случае под ним понимают, кроме ума, «способность, деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи. ...У Анаксагора и Аристотеля встречаем понятие мирового разума, идентичного с закономерностью природы. Гегель считал разум принципом мира: что разумно, то действительно, что действительно, то разумно».(39,с.383) Как видим, чаще всего Разум связывают с человеком и его способностью восприятия и осмысления мира. Однако человек, будучи лишь частью Мира, обладает всеми основными свойствами, которыми наделен Мир. Именно поэтому в данной книге мы будем использовать понятие Разума как один из принцип Мира, который может быть проявлен и в человеке.

   2)  Дух - наиболее сложное и противоречивое в его толковании понятие. Принято считать, что основой понимания его является перевод слов «spiritus» (лат.) и  «pneuma»  (греч.), означающих «движение воздуха», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни); душа, как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело; приведение; сама жизнь; сущность Бога; сама внутренняя часть земли или мира; дух земли, мировой дух.(39,с.146) Совершенно иное понимание Дух имеет в эзотерической литературе, где он «применяется лишь к тому, что непосредственно принадлежит Вселенскому Сознанию и что является его однородной незапятнанной эманацией. Таким образом, высший Разум в человеке или его Эго (манас) есть дух, когда он нерасторжимо связан с Буддхи. ... Дух не имеет формы и нематериален, и представляет собой, когда индивидуализирован, наивысшую духовную субстанцию, божественную сущность, из которых формируются тела высших проявляющихся Дхиани. Короче говоря, дух не является сущностью, в смысле обладания формой; ибо как считает буддийская философия, где есть форма, там есть и причина для боли и страдания. Но каждый индивидуальный дух ...можно описать как центр сознания, само-ощущающий и само-сознательный центр; состояние, а не обусловленный индивидуум».(3,с.149-150) И хотя Е.П. Блаватская говорит о том, что он непосредственно связан с Вселенским Сознанием, это не следует понимать так, что на уровне Космических Принципов, когда Вселенная находится в состоянии Пралайи, Духа нет. Необходимо помнить, что Блаватская писала, в основном, только для нашей Планетарной Цепи, что не исключает существования более тонких планов существования Мира.

                Глава 17
 
   1) Понятие «энергия» (от греч. energeia - деятельность) первоначально возникло как философский термин. «В философии Аристотеля он означал все, что имеет вид силы, способность на какое-либо достижение, дело. Это понятие равнозначно активности, решительности, волеустремленности. Ко времени, охватывающему период приблизительно от Галилея и до середины 19 в., относится возникновение физического понятия энергии, которое означало способность при определенных условиях произвести, ускорить, затормозить движение, изменить его направление или быть порожденной движением. Место этого понятия энергии в современной физической картине мира определяется «законом сохранения энергии», согласно которому различные виды энергии при соответствующих условиях могут превращаться один в другой, однако энергия в целом и при всех превращениях остается равной самой себе (по количеству). Закон сохранения энергии был развит в «закон энергии-массы», согласно которому энергия может превращаться в массу (и, наоборот) по формуле: энергия равняется массе, умноженной на квадрат скорости света (Е=mхс2); 1 кг массы соответствует, т.о., энергии приблизительно в 25 000 миллионов кВт•ч.».(39,с.540) Современная физика рассматривает энергию как «общую количественную меру движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия не возникает из ничего и не исчезает, она может только переходить из одной формы в другую. Понятие энергия связывает воедино все явления природы. В соответствии с различными формами движения материи рассматривают различные формы энергии: механическую, внутреннюю, электромагнитную, химическую, ядерную и др. Это деление до известной степени условно. Так, химическая энергия складывается из кинетической энергии движения электронов и электрической энергии взаимодействия электронов друг с другом и с атомными ядрами. Внутренняя энергия равна сумме кинетической энергии хаотического движения молекул относительно центра массы тел и потенциальной энергии взаимодействия молекул друг с другом. Энергия системы однозначно зависит от параметров, характеризующих состояние системы. В случае непрерывной среды или поля вводятся понятия плотности энергии, то есть энергии в единице объема, и плотности потока энергии, равной произведению плотности энергии на скорость ее перемещения». (40,с.903) Из трактовки современной физики понятия энергии необходимо отметить главное: энергия из ничего не возникает и не исчезает, она может только переходить из одной формы в другую; понятие энергии связывает воедино все явления природы; само деление энергии на различные виды условно; внутренняя энергия равна сумме кинетической и потенциальной энергии; энергия системы зависит от параметров состояния системы; признается понятие плотности энергии. Как видим, современная физика признает сохранение энергии, ее различную плотность и ее причастность ко всем явлениям Природы. Даже одно это позволяет науке говорить о некой изначальной сущности энергии в Природе.

   2) Под «внутренней энергией» в современной науке принято понимать «энергию физической системы, зависящей от ее внутреннего состояния. Внутренняя энергия включает энергию хаотического (теплового) движения всех микрочастиц системы (молекул, атомов, ионов и т.д.) и энергию взаимодействия этих частиц. Кинетическая энергия движения системы как целого и ее потенциальная энергия во внешних силовых полях во внутреннюю энергию не входят. В термодинамике и ее приложениях представляет интерес не само значение внутренней энергии системы, а ее изменение при изменении состояния системы. Поэтому обычно принимают во внимание только те составляющие внутренней энергии, которые изменяются в рассматриваемых процессах изменения состояния вещества. Понятие «внутренняя энергия» ввел в 1851 г. английский ученый У.Томсон, определив изменение внутренней энергии  (;U) физической системы в каком-нибудь процессе как алгебраическую сумму количества теплоты (Q), которыми система обменивается в ходе процесса с окружающей средой, и работы (А), совершенной системой или произведенной над ней: (;U)=Q+A. Принято считать работу положительной, если она производится системой над внешними телами, а количество теплоты положительным, если оно передается системе. Это уравнение выражает первое начало термодинамики - закон сохранения энергии в применении к процессам, в которых происходит передача теплоты».(40,с.80) При этом необходимо учитывать, что под «работой силы» понимается «мера действия силы, зависящая от численной величины и направления силы и от перемещения точки ее приложения. Единица измерения работы: джоуль и килограмм-сила на метр (1 кгс.м = 9,81Дж)».(40,с.600) Под «теплотой» понимается «форма беспорядочного (теплового) движения образующих тепло частиц (молекул, атомов, электронов, фотонов и т.д.); количественной метой теплоты служит количества теплоты, то есть количество энергии, полученной или отдаваемой системой теплообмена (при неизменных внешних параметров системы: объем и др.). При теплообмене внутренняя энергия системы меняется в результате прямых взаимодействий (соударений) молекул системы с молекулами окружающих тел. Передаваемое системе количество теплоты, как и работа, зависят от того, каким образом система переходит из начального состояния в конечное».(40,с.749) Уже из одного этого следует, что понимание внутренней энергии, используемое в современной физике, совершенно неприменимо к тому уровню Вселенной, о которых идет речь в данной главе. Это может быть (условно) применимо лишь для вещественного уровня (начиная от элементарных частиц) и далее, но совершенно неприемлемо для Космических и большинства Вселенских Принципов.

   3) Под «потенциальной энергией» (от лат. potentia - сила) понимается «часть общей механической энергии системы, зависящая от взаимного расположения материальных точек, составляющих эту систему, и от их положения во внешнем силовом поле (например, гравитационном). Численно потенциальная энергия системы в данном ее положении равна работе, которую произведут действующие на систему силы при перемещении системы из этого положения в то, где потенциальная энергия условно принимается равной нулю (П=0). Из определения следует, что понятие «потенциальная энергия» имеет место только для консервативных систем, то есть систем, у которых работа действующих сил зависит только от начального и конечного положения системы. Иногда термин «Потенциальная энергия» употребляют, подразумевая любую энергию, содержащуюся в системе в скрытом виде».(40,с.581)

   4) Под «кинетической энергией» (от греч. - kinetikos - приводящий в движение) современной физикой понимается  «энергия механической системы, зависящая от скоростей ее точек.  Кинетическая энергия (Т) материальной точки равна: T=mv2/2, где m - масса этой точки,  v- ее скорость. Кинетическая энергия механической системы равна сумме кинетических энергий всех ее точке. Изменение кинетической энергии системы при ее перемещении из положения 1 в положение 2 происходит под действием приложенных к системе внешних и внутренних сил и равно сумме работ этих сил на данном перемещении». (40,с.285)

   5) Понятие «поле» в физике, согласно взглядам философов, означает «пространство, в котором можно обнаружить физическое взаимодействие».(39,с.351). Сами физики рассматривают физические поля как «особую форму материи; физическую систему с бесконечно большим числом степеней свободы».(40,с.572). Сама по себе такая формулировка ничего не объясняет, т.к. под понятие «особая форма материи» можно отнести как различные вещества по своему химическому и физическому строению, а также по их состоянию. Это может быть и живая клетка, и различные химические элементы и их соединения в различных агрегатных состояниях и т.п., поскольку каждое из них можно рассматривать как «особую форму материи».
   (Что касается «бесконечно большого числа степеней свободы», то, принимая во внимание, что понятие «степень свободы»  означает «независимые возможные изменения состояния (в частности, положения) физической системы, обусловленные вариациями ее параметров»(40,с.723), можно сказать, что при всем многообразии понимания степеней свободы (в механике, статистической физике, квантовой механике или термодинамике), зависимость их от числа компонентов и числа фаз в любом случае ограничивается пониманием этой системы как чего-то плотного или имеющего постоянную форму. Но кто может определить реальные размеры поля? Чем более чувствительнее будут приборы, чем разнообразнее и тоньше будет состояние этой системы, тем более тонкий уровень полей мы будем обнаруживать. И в итоге мы придем к очевидному, но не замечаемому наукой выводу: «Все есть Единое, а существующее многообразие форм существования - это  лишь различные многоуровневые проявление этого единства ».)

      Физика полагает, что «согласно концепции, поля, участвующие во взаимодействии частицы, создают в каждой точке окружающего их пространства особое состояние - поле сил, проявляющееся в силовом воздействии на другие частицы, помещаемые в какую-либо точку этого пространства. Теория относительности, отвергнув «эфир» как особую упругую среду, вместе с тем придала фундаментальный смысл понятию физического поля как первичной физической реальности. Согласно теории относительности, скорость распространения любого взаимодействия не может превышать скорости света в вакууме. Поэтому в системе взаимодействующих частиц сила, действующая в данный момент времени на какую-либо частицу системы, не определяется расположением других частиц в этот де момент времени, то есть изменение положения одной частицы сказывается на другой частице на сразу, а через определенный промежуток времени».(40,с.572)

      Наука также полагает, что «могут существовать и проявляться свободные физические поля независимо от создавших их частиц (например, электромагнитные волны). Поэтому ясно, что их следует рассматривать как особую форму материи. Каждому типу взаимодействий в природе отвечают определенные физические поля». (там же)
      Не вдаваясь в анализ понимания электромагнитного поля, можно сказать, что понимание наукой природы, связанное с известным тончайшим уровнем (элементарные частицы) и невозможность заглянуть дальше этого уровня, вынуждает ее использовать уже не какие-то конкретные физические понятия, а понятия философского плана, типа «особая форма материи» и т.п., за которыми удобно скрыть непонимание более глубокого видения мира.

   6)  Современная наука рассматривает несколько вариантов силы. Так, «сила в механике, мера механического действия на данное материальное тело других тел. Это действие вызывает изменение скоростей точке тела или его деформацию и может иметь место как при непосредственном контакте (давлении прижатых друг к другу тел, трение), так и через посредство создаваемых телами полей (поле тяготения, электромагнитное поле). Сила - величина векторная и в каждый момент времени она характеризуется численными численным значением, направлением в пространстве и точкой приложения». (40,с.677) Наука также выделяет следующие силы: звука, излучения, света, тока, тяжести (исходя из соответствующего известного уровня физического взаимодействия).
      С понятием «сила» связано и понятие «силовое поле», рассматриваемое наукой как «часть пространства (ограниченная или неограниченная), в каждой точке которой на помещенную туда материальную частицу действует сила, величина и направление которой зависят либо только кот координат x, y, z этой точки, либо от координат и от времени t. В первом случае силовое поле является стационарным, а во втором - нестационарным». (40,с.678)

   7)«Золотое сечение» или «золотая пропорция» - деление в крайнем и среднем отношении, гармоничное деление, деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (то есть АВ: ВС =АС: АВ). Приближенно это отношение равно 5/3, точнее 8/5,13/8 и т.д. Принцип «золотого сечения» ввел Леонардо да Винчи».(41,с.472)

   8)«Гармония» (от греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии - организованность космоса, противостоящая хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного».(41,с.280)

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 11 августа 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии