2. 6. Абсолютное знание Парменида

Бег за черепахой и другие забавы эллинов
http://www.stihi.ru/2013/08/19/1400

Часть II

2.6. Абсолютное знание и фундаментализм Парменида

Когда греки познакомились с математикой, а затем пришли к замечательным для своего времени результатам, первый успех, похоже, вскружил им голову. Об этом свидетельствуют философские взгляды пифагорейцев. Возможность соизмерять линии в треугольниках и других фигурах, успехи математики в области музыки, законы статики привели их к убеждению, что все в мире описывается числом.

Учение Платона о мире идей фактически развивает эту концепцию. Конечно, подобные взгляды отражают в чем-то специфику процесса познания, но утрированно. Платон абсолютизирует эти простые идеи и наделяет их самостоятельным неизменным существованием в каком-то совершенном мире. Но нельзя отчуждать эти идеи от человека открывшего их, от его способностей следовать гармонии, критически переосмысливать эти идеи и развивать.

Я уже обращал внимание читателя в первой части своего текста на то, что именно эта сакральная незыблемость идеи числа не позволила интерпретировать рассуждения Зенона в апории черепаха как процесс измерения продолжительности погони. Зенон своими апориями защищал концепцию Парменида. Она в общем-то основывалась на тех самых очевидных наблюдениях, говоривших о единстве в природе. Однако в утрировании или в стремлении к обладанию каким-то  исчерпывающим и фундаментальным знанием Парменид зашел дальше других.

Коль скоро единство это квинтэссенция строения мира, зачем придавать значение очевидным различиям между объектами и явлениями этого мира, зачем обращать внимание на очевидное движение, это всего лишь иллюзия наших ненадежных чувств, - рассуждал Парменид. Вам не кажется знакомым такое фундаменталистское отношение к идее единства? Но, именно благодаря осмыслению наших чувств мы уловили эту квинтэссенцию, отказываясь от них, разве мы не подрываем самую важную часть этого единства - единство самого человека с миром?

2.5
http://www.stihi.ru/2013/08/10/5280
2.7
http://www.stihi.ru/2013/08/11/4773


Рецензии