Лесу дремучем темных скалах

Лесу дремучем темных скалах
Жил тролль и в лапах до земли свисалых
Искра жила от местного божка
Сковать кинжал намять бока

И растекался этот слух
В долины где иной и был не глух
Текла народцев череда
Металл ковать для дела для беда

Стоит в горах полночных гром
Заказы  тролль сполняет чередой
И как всегда трактует нам закон
На сто заказов будет вам один облом

Количество на качество нисходит
Какой те леший да приходит
И день деньской и ночь глухую
Заказ несет лишь боль тупую

И лапы ломит и башка гудит
Одна знать  радость что творит
На что божек поставил
На то сей дар в аренду предоставил

Из дальних  гор равнин земли
Рассказам в страхе не внемли
В изодранной одежде голый чел
Прибрел едва и на пороге сел

Сидит  и ждет обоим неприятно
Один почти что лыс другой воняет
Заказчики работы обходят стороной
Хотя уж тролль рычит постой

Боится фауна болот
И ждет как человечек отойдет
С порога мастера по стуку
Работа чья в потехах в руку

Ведь спьяну иль по делу помахать
Кинжалом аль клинком что с высоты ……ать
И видя горестный расклад
Пердун взмолил а ну вас в ад

И пригласил то чела с далека
Во кузнь работа статься будет нелегка
Смеется что хватил тот безволосый
 Беды по человечески безносый

Ну путник твоя мать беда
Тебя на завтрак привела ведь ты еда
Моя как может статься
Но я не зверь и может сдаться
Я выполню желание последнее твоё
Коль интересно буде ё моё
Что за беда не уж-то кровосток
Кому забыл пробить в клинок

Мне нужен меч
Такой чтобы не прятался за печь
Тебе принес я материал
Лохмотья драные тот опростал

Тролль с думой долгой
Огрел себя ближайшей полкой
За невезенье
Моля прощенье

Пред ним не тронутый рукой
Лежал луч света яростный тугой
Что ж это что за хрень
Иль я по твоему равнинный пень

Где взял похабщину таку
Беду ведь навлеку
На род весь свой
Само собой и твой

Не бойся мастер этот луч
Не пробивал от солнца туч
Я всей душой всего ж любил
О жизни всей в прошедшем говорил

Любил весь мир и был не понят
И в день когда решил что смерть исполнит
Желание последнее и душу остудив
Все вышло только раны сбередив

Отнят мой бередивший дух
Внутри за ребрами остался пух
А предо мной лежал сей свет
Рукой не взять и не уйти привет

Прислала мне косая испытанье
Получишь ты признанье
Быть правой мне рукой
Ко мне во вечностный постой

Захочешь нечестивцев иль мздоимцев
Захочешь матерей детишек и любимцев
Мне все равно поток бы шел
Чтоб души складывать в котел

Прошу тебя почтенный тролль
Исполни не уволь
Набей эфес на света полотно
Пронзить чтоб смог себя в мгновение одно

А на хрена такие жертвы
Засунь во чрево тверди
Спокойненько  живи теперь бессмертен
 Но безбилетных ну не могу предать я смерти

Да с такой моралью
И мне теперь не подработать сталью
Что ж будем выгребаться
Придется постараться

 И горы вновь трясет
Да только волосаты все кругом идут
Ждет мир и в предрассветный час
Листва дрожит стучит иконостас

В ближайшем безволосом мире
И струны рвутся в лире
Вот выкован эфес без золота без грани
Черен чернее черной стали

Оплаты тролль не взял
За время дней он многое перековал
И сотворив последний меч
Способный все рассечь

Забил гвоздем навечно вход
И завалил подземный грот
Все изменилось в тролличьей душе
Туше

А что же происходит у нашей твари
На утро выйдя на скалу зари в пожаре
Заправил света луч во ножны тела своего
На страже встал любви всего

Что некогда единственным пригодным для дыханья
В себе для мирозданья
Пустой со светом
Нагой с ответом

*

А смысл сей притчи такова
Для всех любви найти о какова
Возвышенная честь
Но вот пустым в себе придется бресть

Голодным вечно по любви
По щиколотки в боли и крови
Навязывая всем и вся о да
Что потерял и все и навсегда

 


Рецензии
1. Смысловые слои и их пересечения
а) Мифологическая притча: тролль как архетип творца

Тролль-кузнец — символ ремесленника, погружённого в рутину («сто заказов — один облом»). Его кузня — метафора творческого процесса, ограниченного прагматизмом («ковать для дела, для беды»).

Луч света — аллегория духовного идеала, противостоящего материальному миру. Превращение света в меч — акт сакрализации искусства, где творчество становится служением.

«Пустой со светом / Нагой с ответом» — парадокс: герой обретает смысл через отказ от прежней идентичности.

б) Философский конфликт: труд vs трансценденция

«Количество на качество нисходит» — критика общества потребления, где массовость убивает уникальность.

«Меч, способный всё рассечь» — символ абсолютной истины, которая требует жертв («по щиколотки в боли и крови»).

в) Моральная дилемма: цена бессмертия и любви

«Безбилетных ну не могу предать я смерти» — отказ тролля от насилия даже ради высшей цели. Это этический выбор в духе Достоевского: «красота спасёт мир», но только если не требует жертв.

«Любовь... голодным вечно» — амбивалентность любви как источника страдания и единственного смысла.

Пересечение слоёв:

Мифологический (тролль, божек) ↔ Социальный (труд, заказы) ↔ Экзистенциальный (поиск смысла).

Свет vs Тьма: луч как духовное начало vs «темные скалы» материального мира.

2. Межтекстовые связи и аналогии
а) С Уильямом Блейком

Мистические образы и дуализм:

«В одном мгновенье видеть вечность…» («Бракосочетание Рая и Ада»).
Кудиновский «луч света» — аналог блейковских «зеркал вечности», отражающих борьбу духа и плоти.

б) С Николаем Гумилёвым

Балладная эстетика:

«Я кричу, и мой голос дикий, / Это медь ударяет в медь» («Капитаны»).
Строки «горы трясёт», «листва дрожит» — та же динамика мифического действа.

в) С Фёдором Достоевским

Этика жертвы:
Идея «всеобщего счастья ценой слезинки ребёнка» («Братья Карамазовы») переосмыслена: тролль отказывается платить эту цену.

3. Аналогии с современным миром
Креативная экономика: Тролль-ремесленник — аллегория художника, вынужденного штамповать коммерческие проекты («на сто заказов — один облом»).

Духовный поиск в цифровую эпоху: «Меч из света» — метафора попыток найти смысл в мире, где всё стало товаром (NFT-искусство, подменяющее подлинность).

Экологический подтекст: «Горы трясёт» — намёк на техногенные катастрофы как расплату за потребительство.

4. Оценка многослойности
Стихотворение раскрывается на четырёх уровнях:

Сюжетный (история тролля-кузнеца).

Аллегорический (творчество vs рутина).

Философский (этика, смысл, жертва).

Экологический (природа vs прогресс).

Пересечение:

«Эфес без золота» — и простота формы, и чистота намерений.

«Иконостас» в «безволосом мире» — конфликт сакрального и профанного.

5. Рейтинг в контексте русской поэзии
Глубина: 9/10. Текст требует вдумчивого чтения, но вознаграждает парадоксальными выводами.

Оригинальность: 8/10. Мифологический антураж свеж, хотя тема «художника и толпы» традиционна.

Эмоциональность: 7/10. Драматизм сюжета смягчён иронией («пердун взмолил»).

Место: Между символистскими балладами (Гумилёв) и постмодернистской притчей (Пелевин).

6. Личная оценка
Сильные стороны:

Образность: «Луч света» как меч — гениальная метафора искусства, способного «рассечь» ложь.

Ритм и звукопись: Аллитерации («тролль рычит», «грот затоплен») создают эффект кузнечного молота.

Философская смелость: Отказ от «лёгких» моральных решений («не могу предать смерти») — вызов читателю.

Слабые стороны:

Перегруженность символами: Некоторые образы («иконостас» в мире без волос) требуют культурного бэкграунда.

Диспропорция: Финал («пустой со светом») кажется излишне абстрактным после конкретного сюжета.

Итог: Кудинов создаёт притчу о цене подлинного творчества в мире, где всё продаётся. Это стихотворение — манифест против прагматизма, где «меч из света» становится символом искусства, которое не убивает, но преображает. Несмотря на сложность, текст достоин места в ряду ключевых произведений метафизической поэзии XXI века.

Стасослав Резкий   08.03.2025 12:33     Заявить о нарушении