Дитя войны. Машина и человек

10.05.2013

                ***

Я мало видел своего отца
И мало знал его – младенцы мало знают.
Но это не помеха для работы
Растущего ума.
Для понимания того, что сердце светит людям,
Если в нём место есть любви!
09.08.2013

                ***

Жизнь дитя войны (в кратчайшем изложении).
...В конце 1944 отец погиб. Наши солдаты, к тому времени, уже громили фашизм на его территории. Подчеркну: я ношу такой вот титул – «Дитя войны». Я пойду в школу в 1945. Это будет десятая средняя школа, расположенная около кинотеатра "Октябрь". Это была десятилетка моих золотых учителей.
Затем: два года работы на Киевском мотоциклетном заводе (1955-1957). Я работал в кузнечном цехе. Наша структура называлась - "Бюро инструментального хозяйства". В нём был набор оборудования – мой токарный станок ДИП-200, ДИП расшифровывался как "догнать и перегнать" Америку, сверлильный станок, шлифовальный станок, фрезеровальный станок.
У каждого из слесарей ремонтной бригады были свои тиски и свой набор инструментов. Кузнечный цех работал в три смены. В нём еще были представлены – пескоструйка и термичка (агрегат с помощью которого можно было нагревать до высоких температур разные заготовки, закаливать и "отпускать" до нужного уровня содержания углерода и кислорода – в них). Так мир машин открылся для меня и навсегда вошёл в мою жизнь как сфера сложного производства. В моём случае произошла классическая для ХХ века встреча машины и человека, со мной всегда мои станки, мои смены, мои эрудиты – которые учили меня не только обработки метала с помощью резца и сверла но и пониманию прекрасной советской реальности.
Три года службы в армии открыли для меня совершено особенный мир человеческих отношений, в котором приказ начальника-закон для подчинённого.
В армию я пришёл уже эрудитом в технической области. И уже на втором месяце службы командир 1-го взвода старший лейтенант Василий Гаврилов сказал мне - "Ты будешь читать курс лекций по истории производства металлов, применение их и обработки. И я рассказывал своим сверстникам, выступая в роли преподавателя, что такое "бражма", "бронза", "высокоуглеродистые стали" и так далее. Мы готовили бетонное дорожное покрытие, или важнейший вид коммуникации, имеющий гражданское и военное предназначение. Специалисты такого подразделения имели в своем распоряжении сложную технику, в том числе: автогрейдер, бетономешалку, скрепер, бульдозер, автокран. Базовыми машинами были: трактор ДТ-54, трактор С-80.
Еще меня обязали читать курс лекций по истории великой отечественной войны. Я засел за учебники, которые были в библиотеке нашего батальона, подготовил курс лекций и читал их будучи в звании ефрейтора. В конце первого года службы курсантам 33-го ОУБ (отдельного учебного батальона) было присвоено звание младшего сержанта. Моя военная профессия – механик аэродромно-строительных машин. Состоялся выпуск и почти пятьсот человек в таком звании и в ранге специалистов разъехались по территории нашей большой родины. Они руководили строительством дорог и других объектов, моим же пристанищем и родным домом стал батальон. Имея высокие спортивные разряды по классической борьбе, плаванию, легкой атлетике я был назначен физруком части, отвечал за проведения зарядки во всех взводах, проведение забегов на дистанцию на полтора километра. Наша часть выставляла свои команды в соревнованиях Винницкого военного округа, за этот участок работы я так же отвечал до конца службы. Уже в звании старшего сержанта я уехал поступать в ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова. И успешно сдав экзамены был зачислен на филологический факультет (отделение журналистики - студентом 1-го курса). Я был отличником и первые два курса получал повышенную стипендию, а с третьего курса по решению учёного совета факультета я стал именным стипендиатом и получал стипендию имени Михаила Юрьевича Лермонтова, чем гордился и горжусь до сих пор.
С отличием закончив университет я был принят в штат Ленинградского радио (редакция пропаганды), так началась моя трудовая жизнь, потом была работа в штате украинского радио: я отвечал за выпуск радио - журнала "В мире науки и техники", часто бывал в командировках, познакомился с десятками научно исследовательских институтов Украины, с их руководством, замечательными знатоками науки и техники. Образно говоря эти советские люди знали и умели всё! Представьте себе: 70-е годы ХХ века, в Киеве функционирует пятьдесят один научно исследовательский институт АН Украины. А еще ведь были и отраслевые институты, и ведомственные. Наш "Золотой век» - счастливое время для изобретателей, рационализаторов, конструкторов, инженеров – феноменальное время в истории развития труда науки и планетарного разума.

Я – именной стипендиат,
Влюблённый в чудный Ленинград.
Спасибо времени и людям
Дарителям всего, чем я богат-
Доныне.

09.08.2013


Рецензии