Безответное письмо
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Поздравляю с избранием Вас Президентом РФ.
Сегодня я, а, впрочем, все мы, даже те, кто прячет голову в песок, являемся свидетелями опасного и зловещего процесса – процесса уничтожения «творящих способностей души» русского народа. Речь идёт о системе образования. Мне доподлинно известно, что эффективность работы государственных ведомств (даже минсоцразвития) оценивается экономическими показателями, т.е. доходами, а не целевыми показателями деятельности. В образовании этими показателями являются знания, умения, компетенции.
Нередко на экранах телевизоров показывают встречи Президента и Премьера России со студентами разных ВУЗов страны. Какие там умные студенты, а какое прекрасное материальное обеспечение. Но мне приходит в голову случай с посещением Премьером больницы в г. Иваново.
Если Вы лично проведёте внутренний аудит, то узнаете: река Лена находится в Центральной части России, Кубань – это какой-то город, но не помню, где расположен. Конечно же, Вы сможете узнать, кто из студентов и кем работает. Отвечаю, работает большинство, преимущественно продавцами, официантками, курьерами. Справедливости ради скажу, что должности у них приличные: менеджер, супервайзер и т.п. Вот только учатся они в техническом ВУЗе.
Если бы Вам удалось узнать показатели по посещаемости студентами занятий, то стало бы ясно, что есть причинная обусловленность низкого уровня знаний: пропуски занятий доходят до 50%. И, тем не менее, при наличии множества пропусков и «хвостов», при отсутствии знаний студенты переводятся с курса на курс и доходят до заветной цели – получения корочек. И здесь есть важная причина: руководство ВУЗов, отчисляя неуспевающих студентов, рискует, точнее, гарантированно обеспечивает снижение контингента учащихся, т.е. госбюджетных мест.
На одной из встреч со студентами Президент Д.А. Медведев одобрил желание студентов работать в период обучения в ВУЗе. Это вызвало мгновенную реакцию московского чиновничества (муниципального) и в ВУЗах появились вербовщики студентов для работы всё по тому же профилю. Это означает, что в перспективе дело профессиональной подготовки будет только ухудшаться.
После выпуска, к примеру, инженера, начинается хождение по мукам с вполне понятными претензиями работодателей к знаниям, компетенциям и умениям. И непременно требуется наличие опыта. Ребята, проходившие практику в государственных научно-исследовательских учреждениях, получив определённые навыки, бегут оттуда из-за низких зарплат. В самих ВУЗах молодые преподаватели - редкость. Всё по той же причине. Возрастной ценз улучшается только за счёт аспирантов, оформляемых ассистентами. Но после защиты диссертации (если удаётся её защитить), они тоже, как правило, уходят. Они ведь знают, что зарплата доцента, кандидата наук не превышает 12 000 рублей, а профессора, доктора наук -16 000.
И невольно возникает вопрос, кому работать в Сколково, кому внедрять нанотехнологии. Есть ещё одно обстоятельство усугубляющее ситуацию – переход на новую схему вузовской подготовки бакалавр-магистр. Как человек, знающий ситуацию изнутри, считаю эту схему положительным явлением. Анализ программ подготовки бакалавров по новым ФГОС показал, что их качественное освоение вполне может обеспечить высокий уровень профессионализма. Но снизив сроки обучения, призывая к совмещению учёбы с работой, мы рискуем ещё в большей степени снизить качество подготовки.
Владимир Владимирович! Я Вас уверяю, чудес не бывает! Дайте студенту стипендии на уровне минимальной зарплаты. Обяжите учиться и только учиться. Запретите студентам бюджетных учебных учреждений, как это сделано для детей, работать во время учёбы (в крайнем случае, можно работать не за счет времени отведённого на аудиторные занятия). Решите вопрос производственных практик, хотя бы в государственных учреждениях. Не забудьте и то, что ППС тоже люди.
Переход на двухступенчатый уровень образования в государственных ВУЗах, по идее, должен был привести к экономии средств. (Больше половины студентов вместо 5-5,5 лет будут учиться 4 года, а меньшая их часть будет учиться в магистратуре ещё два года). Сегодня капризный работодатель ничего не делает для сферы образования (не считая повышения квалификации собственных работников), но пользуется с удовольствием выпускниками ФГБОУ ВПО. Мне думается, в этом тоже есть некий резерв.
Правда, у нас есть студенты, обучающиеся по программам целевой подготовки (учёба оплачивается предприятиями). Но беда в том, что и эти студенты учатся так же «усердно».
Ещё один вопрос. Негосударственные образовательные учреждения.
Создаётся впечатление, что в этом вопросе образовалась легализованная система продажи дипломов на законной основе.
Владимир Владимирович! Есть у меня одна личная просьба: не ищите, пожалуйста, виновных в школах и университетах России! Они где-то рядом с Вами!
Честь имею
Полковник в отставке,
К.т.н., доцент, Почётный работник ВПО
В. Бондаренко
март 2012
Свидетельство о публикации №113080702863