Мои уроки вокала. Певец и аккомпаниатор
Продолжаю.
См.
Искусство пения.
2.Певец и аккомпаниатор.
2.Впечатления о далеком концерте Г.Вишневской
Мало кто любит классическую музыку. Оперу.
Однако именно базис в виде академической вокальной постановки дает свободу петь во всех жанрах и стилях.
Самые сильные эстрадные вокалисты мира имеют помимо природных данных-и солидную выучку, пройдя ее в спец.уч.заведениях или с педагогами частным образом.
Джаз вообще отдельная область, требующая изрядной подготовленности, есть целые джазовые отделения муз.вузов.
Однако всему-даже вокалу высшей пробы-можно обучиться почти самостоянтельно.
Заново посмотрела замечательный концерт, архивный,1964г. Концерт Галины Вишневской, за роялем-Мстислав Ростропович.
И хотя Вишневскую многие продолжают бранить — ее вокал и драматизм исполнения, как и редкая стать для оперной певицы тех времен, да и нынешних, безупречный вкус и отшлифованная сценичность во всем, включая ее поклоны публике, уходы-возвращения из-за кулис, все отточенно! Она держалась как античная богиня, в светлом мерцающем элегантном платье, облегающем ее стройный стан и с изысканной высокой прической напоминающей, как и покрой платья-антично-греческий стиль-все без излишеств, и все создающее завершенный образ.
Покоряет ее уже внешний стиль исполнения, эти, в частности, характерные ее жесты сцепленных спереди красивых рук, сверкающих в драгоценностях, до которых она все же имела слабость, в которой признается в мемуарах.
Превосходен и фортепианный аккомпанемент - а ведь это знаменитый виолончелист Росторопович, из ревности не подпускавший к супруге других пианистов-концертмейстеров, сам и аккомпанирует, и сколько мастерства при этом в, казалось бы, совсем иной специальности-фортепиано, фортепианный аккомпанемент. Это совсем непросто-профессиональный аккомпанемент!
Я читала книгу английского пианиста-аккомпаниатора певцов Джеральда Мура «Певец и аккомпаниатор», в которой известный на Западе пианист-аккомпаниатор, игравший таким знаменитым певцам, как Элизабет Шварцкопф, Кэтлин Ферриер, Виктория де Лос Анхелес и даже гастролировавшему Шаляпину(в 30-е гг 20 в.) пишет о сложностях этой профессии:аккомпаниатора, считающейся «второсортной» по сравнению с сольными выступлениями пианистов и прочих инструменталистов.
Однако, чтобы создать настоящий ансамбль певец-аккомпаниатор-оба должны быть профессионалами своего дела.
Посади Рихтера за рояль, и с его экспрессивной манерой игры, попросту «громкостью»-он подавит даже Шаляпина. Пианист не должен быть ведущим в этом дуэте, он «вторая скрипка», он «идет за певцом», его или ее индивидуальностью, не его эго здесь доминирует и внимание публики-но эго певца. И уже это смирение перед Его Величеством Певцом-едва ли подойдет характеру многих честолюбивых пианистов, поэтому ансамбль не получится.
Но пианист не должен играть и слишком слабогласно, а именно найти баланс, чтобы подавать наилучшим образом певца, причем все вокалисты разные, и к каждому нужен свой подход, и об этих сложностях профессии аккомпаниатора пишет Дж. Мур, рассказывая как ему доставляло наслаждение работа с одними певцами-и почти отвращение с иными.
Ростропович нашел этот тонкий баланс. И что интересно, на что я обратила внимание: будучи большим музыкантом, хотя и в другой специальности(виолончель)-он и в ипостаси пианиста-аккомпаниатора своей единственной вокалистке-Вишневской-остается отнюдь не в тени певицы. Его игра привлекает внимание не менее вокала и драматизма Г.Вишневской.
Так, в романсах, например, Кабы знала я, День ли царит Чайковского-его игра покоряет экспрессией вровень с экспрессией певицы. Это был настоящий Ансамбль равновеликих музыкантов, взаимовдохновляющих-взаимоусиливающих!
2013г.
Свидетельство о публикации №113080500742