Мои уроки вокала. Певец и аккомпаниатор

05/08/2013
Продолжаю.   
См.
Искусство пения.
2.Певец  и  аккомпаниатор.

 2.Впечатления  о далеком концерте Г.Вишневской
Мало  кто  любит классическую музыку. Оперу.
Однако именно  базис  в  виде академической вокальной постановки дает свободу  петь во всех жанрах и стилях.
Самые  сильные эстрадные  вокалисты мира  имеют помимо  природных данных-и солидную выучку, пройдя ее в  спец.уч.заведениях или с  педагогами частным образом.
Джаз  вообще отдельная область, требующая изрядной  подготовленности,  есть  целые  джазовые  отделения  муз.вузов.
Однако  всему-даже вокалу  высшей  пробы-можно  обучиться почти самостоянтельно.
Заново  посмотрела  замечательный  концерт, архивный,1964г. Концерт  Галины Вишневской, за роялем-Мстислав  Ростропович.

И  хотя Вишневскую многие  продолжают бранить — ее вокал и драматизм исполнения,  как  и редкая  стать для оперной  певицы  тех времен, да и   нынешних, безупречный  вкус и отшлифованная сценичность во всем, включая ее  поклоны  публике, уходы-возвращения  из-за кулис, все  отточенно! Она  держалась как  античная  богиня, в   светлом мерцающем элегантном платье, облегающем  ее  стройный стан и с изысканной высокой  прической напоминающей, как  и  покрой платья-антично-греческий стиль-все  без излишеств, и  все  создающее  завершенный образ.
Покоряет ее  уже  внешний  стиль исполнения, эти, в частности, характерные ее  жесты сцепленных спереди красивых рук, сверкающих в  драгоценностях, до которых она  все  же имела  слабость, в которой признается  в  мемуарах.

Превосходен  и   фортепианный  аккомпанемент -  а  ведь  это  знаменитый  виолончелист Росторопович, из  ревности не  подпускавший  к  супруге  других  пианистов-концертмейстеров, сам   и  аккомпанирует, и сколько  мастерства при этом  в, казалось бы, совсем  иной  специальности-фортепиано, фортепианный  аккомпанемент.  Это  совсем  непросто-профессиональный аккомпанемент!

    Я читала  книгу английского пианиста-аккомпаниатора певцов Джеральда  Мура  «Певец  и аккомпаниатор», в  которой  известный  на  Западе  пианист-аккомпаниатор, игравший таким  знаменитым певцам, как  Элизабет  Шварцкопф, Кэтлин Ферриер, Виктория  де  Лос  Анхелес и даже гастролировавшему Шаляпину(в 30-е  гг 20 в.) пишет о сложностях этой  профессии:аккомпаниатора, считающейся «второсортной» по сравнению с  сольными  выступлениями пианистов и   прочих  инструменталистов.

Однако, чтобы создать настоящий  ансамбль певец-аккомпаниатор-оба должны  быть профессионалами  своего  дела.

 Посади  Рихтера  за  рояль, и  с  его экспрессивной  манерой  игры, попросту  «громкостью»-он подавит даже  Шаляпина. Пианист  не  должен быть ведущим в этом дуэте, он  «вторая скрипка», он «идет за  певцом», его  или  ее  индивидуальностью, не  его  эго  здесь доминирует и  внимание  публики-но эго певца. И  уже это  смирение  перед Его Величеством  Певцом-едва ли  подойдет  характеру  многих  честолюбивых пианистов, поэтому  ансамбль не  получится.

Но  пианист не должен  играть и  слишком  слабогласно, а именно  найти  баланс, чтобы подавать  наилучшим  образом  певца, причем все  вокалисты  разные, и к  каждому  нужен  свой  подход,  и об  этих сложностях  профессии аккомпаниатора  пишет  Дж. Мур,  рассказывая как  ему  доставляло  наслаждение  работа  с  одними певцами-и  почти отвращение с иными.

Ростропович нашел этот тонкий баланс. И что интересно, на что я обратила   внимание: будучи  большим музыкантом, хотя  и  в другой  специальности(виолончель)-он и в  ипостаси  пианиста-аккомпаниатора своей  единственной  вокалистке-Вишневской-остается  отнюдь  не  в тени певицы. Его  игра  привлекает  внимание  не  менее вокала и драматизма Г.Вишневской.

Так, в романсах, например, Кабы знала я, День ли царит  Чайковского-его  игра  покоряет  экспрессией  вровень  с  экспрессией  певицы. Это  был настоящий  Ансамбль  равновеликих музыкантов,  взаимовдохновляющих-взаимоусиливающих!

2013г.


Рецензии