В поисках своей России. Нестеров на Крымском Валу

Выставки-монографии в Третьяковке я всегда жду с особым интересом. Памятны Левитановская (2011) и Коровинская (2012). И вот – М.В. Нестеров.

В книге «История русского искусства» советских времён об этом художнике – менее страницы. А всё почему? Да потому что Русь Святую воспевал. А после того, как она ушла безвозвратно, писал только портреты, и отнюдь не Ленина-Сталина.

О самой известной, программной картине этого мастера, Михаила Нестерова,  «Видение отроку Варфоломею» и вовсе три строки, цитирую: «…бледный отрок с судорожно сжатыми в молитвенном экстазе тонкими руками». Что за отрок? Перед кем он молитвенно сложил руки? А отрок этот – величайший подвижник земли Русской Сергий Радонежский, до пострига – Варфоломей. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.

Картина – любимое произведение М.В. Нестерова.  Расположена она в центре экспозиции. Именно с неё рекомендую начать знакомство с выставкой. Почему? Отвечает сам художник:
 - Кому ничего не скажет эта картина, тому не нужен и весь Михаил Нестеров.

Думаю, вряд ли найдётся человек, для которого картина окажется безмолвной. Поэтому проследуем дальше.
Продуманна, логически грамотная экспозиция позволит вам пройти с художников весь его долгий жизненный и творческий путь, с трагедиями и радостями.
 
По словам  Михаила Васильевича, самый счастливый день его жизни – день рождения дочери Ольги любимой женой Марией. Через сутки Мария умерла. Изображение сцена у постели умирающей потрясает.

Умиляют жанровые сценки, невозможно не улыбнуться над «Жертвой приятелей». Жаль, что автор отошёл от этого жанра, посвятив своё творчество изображению Руси с простыми людьми и духовными подвижниками, с её «застенчивой русской природой». Нестеровский пейзаж легко узнаваем: тонкоствольный берёзки и сосенки, ювелирно выписанные рябиновые кисти, листья деревьев, полевые цветы, былинки… Кстати, малахитовая полоска на заднем плане "Видения..." - это грядки капусты!

 После революции ушла навсегда его святая Русь, новый порядок его не вдохновлял, а рука требовала кисти. Взялся за портреты. Но писал не партийно-государственных деятелей, а учёных, артистов, художников. Вспомним бесподобную «Амазонку», знаменитый портрет академика Павлова, портрет выдающегося философа, учёного С.Н. Дурылина, лучшего биографа художника, дружбу с которым он пронёс через всю жизнь (до сих пор зеленеет кипарис в музее С.Н. Дурылина в Болшеве) … Но и Русь писал, правда, для конспирации, ставил год создания дореволюционный.
К слову, с возрастом мастерство художника не утратило своей силы, наоборот. Искусствоведы считают, что его лучшие портретные работы созданы в преклонном возрасте. О старости же сам художник писал в одном из писем:
- Старость есть огонь на сквозном ветру.

Эта фраза из замечательного фильма «Пустынник», который демонстрируется в залах. И аудиогида советую взять – редкого качества текст, сопровождаемый хорошей музыкой.
Устроители продумали всё. Второй ярус зала не задействован. Нельзя находиться выше икон, а их немало в зале, этих тончайших образцов иконописи.

Мои родные и друзья, делясь впечатлениями после просмотра, не высказывали такого восторга, как, например, после, выставки Левитана. Мол, многовато религии. Но для того и пишу, чтоб каждый, как и я, направляясь на Михаила Нестерова, понимал: увидите именно Михаила Нестерова, с найденной им своей Россией.


 


Рецензии
Люблю эту картину М.В.Нестерова,я была дважды в Эрмитаже,не раз была в Третьяковке и хожу на выставки других художников и каждый раз восхищаюсь и умиляюсь их творчеству,завидуя им белой завистью и восторгаясь написанными ими полотнами.
Дарование художников это дарование данное им Всевышним,чтобы они могли дарить радость людям.Прекрасная у Вас статья,Татьяна.Пишите побольше таких статей,они
шаги в мир искусства в котором живёт красота.Счастья Вам в жизни и в творчестве!С признательностью.

Вера Голобородько 2   16.10.2020 22:49     Заявить о нарушении
Вера, дорогая!
Не случайно ведь именно люди творческие остаются истории на века.
Не олигархи и мелкие политические деятели...

Спасибо за Ваш прекрасный отзыв!

Гусарова Татьяна   17.10.2020 13:31   Заявить о нарушении
Творчество принадлежит творческому человеку пока он не создал то или иное
творение своего искусства.Как только это творение будет создано оно должно
принадлежать народу,дабы для него именно оно и создавалось.Только народ в праве
давать оценку того или иного произведения искусства.Вы совершенно правы, Танечка,что политики уходят и приходят,а искусство остаётся навечно и талантливых людей помнят веками,их произведения живут своей жизнью и передаются из поколения в поколение,о них говорили,говорят и будут говорить.
От всего сердца желаю Вам,чтобы Ваши стихи стали незыблемой частью почитаемого творчества. С уважением.
людей

Вера Голобородько 2   17.10.2020 20:20   Заявить о нарушении
Верочка, как Вы красиво пишете, как Вы умеете вдохновить! Я счастлива безмерно!

Гусарова Татьяна   21.10.2020 20:58   Заявить о нарушении
Татьяна,я рада что Вам понравились мои стихи.То,что Ваши стихи и статьи читают на стихах.ру это кусочек большого человеческого счастья и этот кусочек называется-востребованность в Вашем творчестве,а это значит,что Ваша жизнь наполнена большим жизненным смыслом.Я желаю Вам идти этой нескончаемой дорогой
и дай Бог,чтобы эта дорога приносила Вам удовлетворение и радость,как в творчестве,так и в общении с людьми.С Богом! С уважением.

Вера Голобородько 2   21.10.2020 23:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.