Берёзы

 Я сижу в маленькой комнате у себя на даче и слушаю тишину. Конец июля, последние дни двухнедельного отпуска, я один, и не хочется ни идти куда-то, ни делать что-то. Обычно дела на даче особые, дачные, и у кого она есть, эта дача, тот меня поймёт. Но вот однажды в конце июля в один из дней накатит совершенно особое предвечернее время, и что-то тебя останавливает, заставляет усесться в кресло и прислушаться, и в какие-то полчаса ты по-особому воспринимаешь всё, что тебя здесь окружает.

  Комнатка совершенно маленькая, но у неё два окна. Одно выходит на дачный проезд, и за ним высится деревянный терем - это окно на запад. Окно северное совершенно замечательное, оно также смотрит на соседский, уже пограничный участок, но он скрыт за кустами аронии, и только виднеется кусочек крыши дачного домика. Но чуть выше взгляд замирает на верхушках потрясающих высоченных берёз, тонкие, маленькие макушечные ветви которых как-то безжизненно и наивно свисают в этой наступившей вдруг тишине. Окно открыто, ни один лист не шевельнётся, и даже птиц не слышно - такая стоит тишина. А дальше, за берёзами - небо, небо почти без просветов, закрытое белыми, с серовато-синеватым оттенком облаками. И ты вдруг до щемящей, тонкой боли в сердце чувствуешь это удивительное явление - верхушки берёз на фоне застывшего светло-серого неба, и подходишь к своему любимому северному окну, и твой маленький дачный вид раскрывается узорчатым от этих верхушек  горизонтом... вся северная сторона в берёзах!.. и в созерцании удивительной красоты приходит ощущение себя как части этого небывалого, сказочного окружения,  и ты, замерев, стоишь, пленённый этой тишиной, неброской красотой с такими родными русскими берёзами...

  Проходит полчаса, я возвращаюсь в свою приземлённую дачную реальность, закрываю окно, выхожу в сад и снова оказываюсь в кругу дачных маленьких планов и маленьких же приятных дачных забот, и уже цветник приковывает взор, требуется подрезать розы, и яблоки налились на антоновке так, что надо подвязывать ветви, а уж газон...

  Но вот наступает ночь, и все маленькие дачные заботы уходят на второй план, кажутся мелкой ежедневной обыденностью... но день прожит недаром, был горизонт в берёзах, была тишина, был тот единственный день, который этим летом уже не повторится; нужно прожить целый год, нужно суметь попасть в конце июля на дачу, открыть окно, прислушаться к себе и к тишине вокруг, чтобы опять поразиться горизонту в берёзах на фоне неподвижного, в белых, чуть тронутых сероватой синевой облаках, небом.

                01. 08. 2013.


Рецензии
Это бесценный опыт - мысли, слова, интерпретации остановились, и вот оно: " ... в созерцании удивительной красоты приходит ощущение себя как части этого небывалого, сказочного окружения...". Но именно такая остановка нашего привычного ментального комментирования позволила родиться этой чудесной маленькой жемчужине - Вашему стихотворению в прозе. Давно этого ждала, Леонид.

И вопрос: во втором абзаце, в первых двух строчках используется слово "совершенно". Это литературный приём или случайность?
С уважением, Ю.Оганесова.

Юлия Оганесова   15.08.2013 22:56     Заявить о нарушении
.....Всё здесь не случайно, Юлия.
_До "маленькой комнатки" второго абзаца была "маленькая комната" первого, а "совершенно" должно как в квадрате заострить, подчеркнуть внимание на исход из точки простого созерцания; именно "совершенно" - это отсчёт, начало осознанного движения от обыденности и "не примечательности", "неосознанности" первого абзаца до притягательного удивления и похода к окну, и восторга у окна от увиденного...
_Три этапа, три, но даже в самом начале, в первом абзаце "прислушиваешься"... в чём дело?.. что-то не так... останавливаешься,.. нет, не так... не понимаю...инстинктивно успокаиваешь себя, усаживаешься в кресло... вот оно что - СЕВЕРНОЕ ОКНО - центр притяжения внимания: слух предварил это внимание, усадил в кресло; взгляд в чёткий абрис узорчатой неподвижной берёзовой листвы - и пойман аккорд, и теперь надо обязательно доиграть партию, доиграть до апофеоза, и не один раз; пропустив через чувство что-то, не забудешь этого уже никогда, не забудешь, если вернёшься, и вернёшься, чтобы не предать своего чувства, и потому перед сном проигрываешь случившееся, чтобы запомнить его на всю жизнь, чтобы суметь не забыть и себя, чтобы идти к себе постоянно...

_Удивительно, но Вы нашли "ключ" этой вещи.

___Леонид

Леонид Глаголев   16.08.2013 00:51   Заявить о нарушении
Да, а повтор - это возвращение к "точке", отражение; как в стихотворении повтор первого, начального слова строки... но в том и важность этого слова - обратите, обратите внимание на первый дубль!

Спасибо, Юлия.

Леонид Глаголев   16.08.2013 01:01   Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий, Леонид. Перечитала, и уже по другому воспринимается - действительно, поэзия, хоть и в прозе. Ритм и настроение завораживает.

Юлия Оганесова   17.08.2013 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.