А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 31-32

                Примечание

                Глава 1

1) В книге используются два понятия - Мир и мир. Понятие «Мир» включает в себя все проявления Космоса и Вселенной, независимо от способности их восприятия с помощью органов чувств или сознания человека. Под «миром» понимается лишь доступное для нашего восприятия  представление об окружающей нас среде.


2) Понятие «мировоззрение» в различных источниках объясняется по-разному. Так, в «Советском энциклопедическом словаре» (41,с.820) оно раскрывается как «система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношении людей к окружающей их действительности и сами себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.» Там же говорится о том, что «его носителем является личность и социальная группа, воспринимающая действительность сквозь призму определенного мировоззрения», и что «оно может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим и религиозным, революционным и реакционным». Данное толкование дано с позиций материализма, согласно которому мир является в своей основе материальным (материальность именно в плане материалистических взглядов на мир). В данной формулировке является спорным понятие «объективный мир», поскольку «объективное», согласно этому же словарю, является «то, что принадлежит самому объекту, независимо от субъекта, существует вне и независимо от сознания человека». В с философской точки зрения понятие «мировоззрение» трактуется как «совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединяет и единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой и т.п., во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию (то есть знанию, не зависящему от количества индуктивных исследователей) во всех областях, и, в-третьих, результаты конкретных наук». (39,с.271) 
На мой взгляд, мировоззрение представляет собой систему обобщенных взглядов на мир,  сформировавшуюся у индивида на определенный период  времени.
В отличие от предыдущих определений, последнее:
- устраняет спорное понятие «объективного мира»;
- не делает разделения между «миром», «человеком», «людьми», «действительностью», поскольку последние три понятия охватываются общим понятием «мир»;
- исключает необходимость подчеркивать метафизический характер мышления и исследования и подчеркивать многообразие форм познания.
Данная формулировка также исключает из мировоззрения философию, поскольку последняя базируется на мировоззрении, но сама не может быть ее основой.

3) Существует несколько точек зрения относительно понятия «философия» и вопрос этот до настоящего времени остается спорным. Согласно трактовки с позиции современной философии «философия (от греч. phileo -  люблю, sophia  - мудрость) - любовь к истине».(39,с.481)  Хотя логичнее было бы переводить как любовь к мудрости.
С обычной точки зрения философию рассматривают как «ФОРМУ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, НАПРАВЛЕННУЮ НА ВЫРАБОТКУ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, СИСТЕМЫ ИДЕЙ, ВЗГЛЯДОВ НА МИР И НА МЕСТО В НЕМ ЧЕЛОВЕКА И ИССЛЕДУЮЩАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ЦЕННОСТНОЕ, ЭТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ». (41,с.1425)

4) Аксиома (от греч. axioma - значимость, требование) - «исходное положение, которое не может быть доказано, но в то же время и не нуждается в доказательстве, т.к. является совершенно очевидным и поэтому может служить исходным положением для других положений». (39,с.12) В данном случае используется в значении, когда положения учений не только не требуют доказательств, но и не допускают любых попыток доказывания или опровержения.
5) Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - философская точка зрения, согласно которой: «действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства» (39,с. 345); «существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания».(41, с.1027) Основная форма плюрализма - дуализм (утверждение существования двух начал - материального и идеального); противоположность плюрализма - монизм (признает единую основу всего существующего).

                Глава 2

      1) Термин понятие используют в двух аспектах: в логическом и философском. В логике под понятием понимается «МЫСЛЬ, В КОТОРОЙ ОБОБЩАЮТСЯ И ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРЕДМЕТЫ НЕКОТОРОГО КЛАССА ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБЩИМ И В СОВОКУПНОСТИ СПЕЦИФИЧЕСКИМ ДЛЯ НИХ ПРИЗНАКАМ. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов, данного класса».(41,с.1051) Благодаря этой функции понятия связывают слова с определенными предметами, процессами и явлениями, что позволяет более точно установить значение слов и использовать их в процессе передачи информации. В данной книге нас больше интересует философский аспект. Несмотря на многообразие существующих определений понятия, можно признать, что под ним понимается «форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений».(41,с.1051) Понятие можно рассматривать и как одну из форм отражения мира в сознании, с помощью которой познается сущность предметов, явлений и процессов, обобщающая их существенные свойства. С помощью понятий познается сущность объектов, явлений и процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки. Содержание понятия не является статичным и изменяется по мере накопления новых знаний об объекте исследования. Каждая наука или область познания обладает, кроме общих, своими специфическими понятиями, используемыми в них. Процесс формирования понятий достаточно сложный и ему присущи такие приемы познания, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и др. Познавательная ценность понятия состоит в том, что с его помощью возможно выделить существенное, общее в объекте исследования. Это во многом зависит от того, насколько понятие точно отражает объективную реальность. Понятие можно рассматривать как возможность выхода за пределы того, что непосредственно дано в чувственном опыте, поскольку само формирование понятия возможно лишь через абстрагирование.

      С понятием тесно связаны представление, ощущения и восприятие.
Под  представлением понимается чувственно-наглядный образ ранее воспринятого объекта исследования, либо созданного воображением, связанный с определенным понятием, возникающий в сознании независимо от непосредственного восприятия объекта исследования. Представление, в отличие от понятия, более субъективно. Если содержание понятия связано с общепризнанными существенными свойствами, связями и отношениями, присущими данному объекту исследования, то представление носит более личностный характер и зависит от индивидуальных особенностей исследователя.

      Представление и восприятие практически всегда имеют своеобразный эталон, прообраз в действительности, в то время как понятие часто этого лишено.

      Восприятие - обнаружение и формирование образа объекта исследования, возникающего при его непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, отражающих, как правило, лишь отдельные свойства объекта, восприятие представляет собой целостный их образ (как сам объект, так и присущие ему свойства). Восприятие также субъективно, поскольку зависит от отношения исследователя к объекту, его настроения, чувств, сосредоточенности и др. Восприятие может быть зрительным, осязательным, слуховым и обонятельным и комплексным, состоящим из различных сочетаний первых. Восприятие, как и представления, могут служить моделями структур, недоступных на чувственном уровне. Например, воспринимая движением небесных тел, человек формирует образ устройства космоса.

      Ощущение - отражение отдельных свойств объекта исследования, возникающее  в результате возбуждения нервных центров коры головного мозга, формирующее субъективный (чувственный) образ этого объекта. Формируется, как правило, с помощью органов чувств, в связи с чем ощущения могут быть осязательные (отражающие механические или тепловые свойства объекта исследования), слуховые (отражающие звуковые колебания или вибрации), зрительные (отражающие световые колебания), обонятельные (отражающие химические свойства). В отдельных случаях ощущение может быть вызвано и с помощью иных источников воздействия. Например, представив сочный, спелый лимон в разрезе, исследователь может ощутить во рту его вкус, даже не видя его реально.

      Значение  - «1) важность, значимость, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности; 2) содержание, связанное с тем или иным выражением (слова, предложения, знака)».(41,с.417) В языке практическое значение вещей фиксируется, закрепляется и сохраняется в значении слов. Нас в большей степени будет интересовать второй аспект данного понятия.

      Под значением понимается тот или иной объект исследования, который означает данное выражение, а под смыслом выражения - его мысленное содержание, которое имеет данный объект исследования, то есть ту заключенную в данном объекте информацию, благодаря которой происходит отнесение его к тому или иному виду объектов.

      Смысл - это конкретизация значения в соотнесении его со значением других слов или с предметной ситуацией.


Глава 3

1) Понятие «смысл существования» значительнее шире, нежели «смысл жизни». Если смысл жизни в большей степени ограничен продолжительностью земной жизни человека, то смысл существования охватывает существование основных тел человека и после смерти биологического тела. Таким образом, смысл жизни охватывается смыслом существования.
2) Понятие «Беспредельность» в космическом смысле практически не раскрыта в современной литературе. Чаще всего Беспредельность отождествляют с Бесконечным, которое понимается как «философская категория: то, конец чего не может мыслиться, границы чего нельзя усмотреть».(39,с.41) В некотором плане с этим можно согласиться, ибо, учитывая, что наши познания в космическом построении, чаще всего ограничиваются лишь Вселенной, которая хотя и недоступна для восприятия чувствами, но представление, о которой мы можем иметь. Под Вселенной понимается «все сущее, все то, что существует»(39,с.78); «весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития».(41,с.255)
С понятием Вселенная тесно связано понятие Космос, который рассматривается как синоним астрономического определения Вселенной.  Вместе с тем, если обратиться к содержанию понятия Космос (от греч. kosmos - Вселенная), которое трактуется как «мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу); первоначально - то же самое, что порядок, устроение»(39,с.224), то можно обнаружить, что понятие Космос вмещает в себя понятие Вселенная, поскольку если Вселенная понимается просто как «сущий мир», то Космос понимается как «упорядоченный мир».
В состав Вселенной, согласно общепринятого подхода, входят различные космические построение, начиная от отдельных космических тел, систем, созвездий, галактик, и до скопления галактик и метагалактик. Тем не менее, современные исследования свидетельствуют о том, что наша Вселенная вращается, что позволяет говорить о наличии других космических построений, в состав которых входит и наша Вселенная. Это как раз подтверждает вывод о том, что понятие Космос - более емкое, нежели понятие Вселенная. В дальнейшем мы будем говорить о проявленной и непроявленной Вселенной, которые, безусловно, существуют в Космосе.
Учитывая, что понятия Космос и Вселенная уже обрели свой определенный смысл, Космосом нельзя заменить Беспредельность, поскольку подобно тому, как отдельная планета или система являются лишь составной частью Вселенной и Космоса, так же и Космос является составной частью Беспредельности. Из известных составных Беспредельности можно указать Мироздание, как систему, объединяющую в себе несколько Космосов. О других построениях Беспредельности говорить нет смысла, поскольку, применив Великий Закон Аналогии, сформировать и назвать их не представляет большого труда.

                Глава 4

      1) Знание часто отождествляют с гносисом или гнозисом (греч. gnosis - знание, учение, познание), отождествляемым с проникновением в мир сверхчувствительного путем созерцания Бога. С этим согласиться можно лишь отчасти, отрицая возможность созерцания Бога. Созерцаемый, то есть доступный восприятию человека Бог - это уже не Бог, а лишь некое божество, либо одно из Высших Существ.
«...Гносис значительно отличается от чувства. Ибо чувство вызывается тем, кто владычествует над нами, тогда как Гносис - вершина науки, а наука - Божественный дар».(6,с.111)

      Под «знанием» принято понимать «ПРОВЕРЕННЫЙ ПРАКТИКОЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ВЕРНОЕ ЕЕ ОТОБРАЖЕНИЕ В МЫШЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА; ОБЛАДАНИЕ ОПЫТОМ И ПОНИМАНИЕМ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРАВИЛЬНЫМИ И В СУБЪЕКТИВНОМ И В ОБЪЕКТИВНОМ ОТНОШЕНИИ И НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ МОЖНО ПОСТРОИТЬ СУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ, КАЖУЩИЕСЯ ДОСТАТОЧНО НАДЕЖНЫМИ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК ЗНАНИЕ».(39,с.166)

      Первая формулировка в большей степени отвечает материалистическому подходу к познанию мира, когда критерием истины является практика. Однако многое из того, о чем будет говориться в этой книге, будет недоступно для человеческого сознания путем проверки этой информации на практике. Можем ли мы отрицать наличие этих знаний лишь на том основании, что человеческий опыт и наука не в состоянии постичь такой уровень знаний?
Вторая формулировка может быть принята практически полностью за исключением сравнения «в объективном и субъективном отношении», поскольку любое познание человека на его определенном уровне воспринимается одновременно как субъективное, так и объективное. Любое настоящее знание воспринимается человеком как объективное, поскольку другим он не обладает и другого он представить себе в этот момент не может. Учитывая, что сознание человека, пока он находится в физическом теле, не способно в полном объеме воспринимать реальную информацию о Мире, говорить об объективности вообще нет оснований. Иначе говоря, все человеческие знания, пока он воспринимает и познает, находясь в физическом теле, по своей сути являются субъективными, независимо от того, из какого источника они восприняты или кем именно они восприняты. Даже обращаясь к Древним Писаниям, человек может воспринять из них лишь то, что окажется доступным для его восприятия на данном уровне.  Одно только положение, что «мысль, провозглашенная вслух, есть ложь», снимает любые притязания любой информации на объективность, а тем более на истинность. Именно поэтому нельзя ни один древний  текст воспринимать в буквальном смысле, а тем более признавать его за истинный только на том основании, что его продиктовало некое божество или  Великое Существо или записал какой-то известный или человек. Даже если некое божество или Существо и передавало человеку информацию, то это не означает, что символы и текст представляют собой абсолютные знания. Тем более нет оснований принимать за абсолютные знания информацию, записанную человеком, какими бы высочайшими способностями он не обладал.

      2) «Гермес трижды величайший» или Гермес Трисмегист - мифическая личность, по имени которого названа герметическая философия. В Египте - это Бог Тот. Общее имя многих древних греческих писателей на темы философии и алхимии. Гермес Трисмегист есть имя Гермеса, или Тота, в его человеческом аспекте. У древних считался Богом Мудрости и, согласно Платону, «открыл числа, геометрию, астрономию и буквы».  (3,с.123-124)


                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 4 августа 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии