Гордиться своей историей
В Пскове 23 июля прошло празднование 1110-й годовщины со дня основания города. Приятно удивила программа праздничных мероприятий, расписанная по часам, с указанием места и времени проведения. Здесь и фестиваль рыбалки на реке Великой, и пленэр художников, и выступления, концерты многих коллективов, и тематические выставки, и показательные сражения членов исторических клубов, и ярмарки ремесел, – воистину народное гулянье!
Большие даты – это не только и даже не столько возможность развлечься, сколько повод вспомнить события прошлого, пережить их в своей душе, почувствовать живое дыхание старины и свою сопричастность.
Псковская земля – древняя, как и сам город, и река Великая, мерно и задумчиво несущая свои воды. Сколько событий и деяний отразилось в зеркале этих вод за многие сотни лет! Если чувствовать историю как живое растущее дерево, – то в самом простом, привычном и незначительном можно увидеть и услышать нечто большее, волнующее своей загадочной непостижимостью.
Долгое время Псков оставался независимым городом и западным стратегическим форпостом русских земель, отражая набеги литовских, польских, немецких, шведских дружин. Только в 1510 году он вошел в состав Московской Руси.
С древних времен псковская земля славится мирными и ратными трудами многих поколений людей живших и ныне здравствующих на ней. Среди имен есть не только не тускнеющие за давностью лет, но, наоборот, с годами сияющие все ярче. Таково имя Святой равноапостольной великой княгини Ольги, чья судьба навсегда связана с основанием Пскова, с Киевской Русью.
Родом из деревни Выбуты она стала в 903 году женой Киевского князя Игоря (ок. 878-945). После гибели князя от рук восставших древлян она до конца своих дней оставалась вдовой, посвятив себя деятельному служению как дальновидный политик. В 954 году посетила Константинополь, приняв там Православие, крестившись с именем Елена от рук императора Константина Багрянородного (905-959). Образ княгини Ольги и по сей день вдохновляет и призывает к подвигу, и заставляет задуматься о смысле существования в русле национальных традиций, составляющих культурное богатство родной земли. Юбилей Пскова – это еще и новая точка отсчета в осмыслении своего прошлого.
Принято считать, что история началась с письменности, благодаря которой стало возможным описывать события. Появились летописцы, хроники жизней и царствований. Летописи стали связующим звеном многих поколений. Наряду с письменными памятниками есть и другие исторические свидетельства – материальные – предметы быта, декоративно-прикладного искусства, различные сооружения.
Дописьменный период существования и развития называют доисторическим. Значит ли это, что мы ничего не знаем о нем? Или, например, как быть с практиковавшимся во все времена переписыванием истории, вымарыванием, уничтожением одних имен, событий, и заменой их другими в угоду чьим-то интересам? Сегодня намеренные исторические искажения в особенном ходу. А для кого-то они стали составляющей государственной политики.
Есть мнение, что историческое как бы и не существует, поскольку остается в прошлом, то есть уже прошло, исчезло. Реальность и актуальность прошлого и будущего доказываются следующим образом. Прошлого нет, поскольку оно уже минуло. Будущего тоже нет, ибо оно еще не наступило. Но тогда нет и настоящего, заключенного по самому своему определению между прошлым и будущим. Однако это не так: настоящее наличествует зримо, реально. Отсюда следует, что столь же реальны и актуальны прошлое и будущее. Именно поэтому говорят, что прошлое вчера – это настоящее сегодня, равно как и будущее завтра. Вот почему так важно ощутить себя живым нервом истории, пульсирующим между прошлым и будущим. Иначе говоря, у каждого есть шанс оставить след в истории, вписав в нее свою страницу.
Историю еще называют культурой, потому что она возделывается, созидается усилиями рук, творческой воли, духа. Отсюда – полнота ответственности человека, осознающего себя связующим историческим звеном. Так история трансформируется в генетическую память. Этот исторический ген у большинства пребывает в спящем или скрытом состоянии. Задача человека – пробудить его в себе. Важно помнить корни и почву родной культуры.
Историческое беспамятство чревато утратой своей национальной самобытности, а в крайних случаях – и независимости. Отчуждение от своих корней, от традиций рода делает человека легко подверженным чуждым влияниям. Достаточно вспомнить постыдный период в современной отечественной истории 90-х годов XX века, когда страну наводнили заморские учителя, дабы научить всех нас капиталистическим отношениям, демократии и правопорядку. Деятели из Вашингтона (разумеется, по директивам ЦРУ) покровительственно поучали Московский Кремль – правительственное сердце России! Удастся ли когда-нибудь смыть этот позор? Итогом такой исторической безответственности, если не сказать покрепче – идиотизма и тупости, – может стать и, как правило, становится разбазаривание земель и национальных природных и культурных богатств. Наши славные предки потом и кровью в течение многих веков собирали земли, а мы, ведомые хитрыми учителями, преступно безоглядно уступаем и сдаем позиции.
Многонациональная Россия день ото дня превращается в нечто напоминающее среднеазиатскую провинцию или заморский полигон для всевозможных экспериментов просвещенных деятелей демократии. В подобной ситуации жизненно важно возвратиться к истокам, укорениться в них, обрести генетическое понимание Отечества и быть ответственным за него в каждое мгновенье.
Свидетельство о публикации №113080202769