Про революционного Пегаса, газету Коммунар и не то

Оренбургская организация Союза писателей начиналась со скромного кружка пролетарских писателей. Местные «властители дум» через свой печатный рупор – газету «Коммунар» регулярно информировали трудящихся о своей творческой деятельности. В далёком 1920 на общем собрании кружка пролетарских писателей был избран президиум, в который вошли товарищи Уральский, Васильев и Постников. Полуголодные энтузиасты-литераторы читали друг другу свои произведения и живо их обсуждали. Особенно эмоциональные прения вызвал вопрос об устройстве литературных вечеров-собеседований. Было принято постановление, согласно которому «кружковые литературные вечера устраивать исключительно для активных членов кружка».
«Властители народных дум» общались тесно и собирались регулярно, в основном по четвергам, в редакции «Коммунара». Собрание кружка обычно носило весьма экспрессивный характер. Пролетарские литераторы желали как можно скорее оставить свой след в истории и в искусстве. Для этих целей решили издать сборник произведений кружковцев. Для собирания, хранения и окончательной доработки произведений избрали комиссию из особо авторитетных товарищей: Уральского, Батрака, Постникова, Васильева и Корсакова. Этой же комиссии была поручена высокая миссия  - организация первого общественного литературного вечера. Однако скоро обнаружились товарищи, которые честным оренбургским литераторам были совсем не товарищи. Большой скандал случился в 1920 году, когда члена РКП и союза РКМ уличили в банальном плагиате. Пленум горкома и райкома КСМ был суров и непреклонен: за литературное воровство Василий Александров был навсегда исключён не только из членов горкома, но и рядов РКСМ, причём без права вступления в таковые.
Революционный пегас был худ и недоразвит, скорее напоминал полудохлую клячу,  чем резвого скакуна, но уже расправлял крылья. Ведь оренбургские литераторы верили не только в светлое будущее, но и в собственное особое предназначение. А чтобы народ ненароком не сбился с пути истинного, регулярно освещали дорогу в будущее при помощи силы собственного таланта. Для столь благородных целей одного литературно-художественного сборника явно не доставало. Необходимо было действовать в ширь, в высь и в глубь самых что ни на есть народных масс. И уже летом 1920 года газета «Коммунар» извещала трудящихся о том, что в недрах кружка пролетарских писателей обсуждаются «вопросы устройства в Оренбурге Дома печати и организации производственного союза работников печати». По этому поводу выступили товарищи Могила и Постников, только что возвратившиеся из столичной командировки. Признавая, что литературное наследие прошлого ни коим образом не отвечает требованием современности, оренбургские литераторы замахнулись на создание собственного литературного музея. Определённо, в 1920 году работа литкружка бурлила и кипела, задачи ставились широкие и разнообразные: устройство Дома печати, периодическое издание литературно-художественных сборников, издание серии произведений отдельных авторов, в первую очередь пьес, в которых ощущалась особая нужда, и, разумеется, устройство литературных вечеров среди самых широких народных масс. Кстати, деятельность общества пролетарских писателей была абсолютно прозрачна. На заседание запросто могли заявиться не только литераторы, но каждый, кого волновали вопросы пролетарского творчества и новых духовных ценностей.

В материале использованы документы Оренбургского областного архива, предоставленные Татьяной Судоргиной.


Рецензии