Неповторимая мелодия стиха. Вечерние стихи 31июля
Так важно иногда, так нужно,
Подошвы оторвав натужно
От повседневной шелухи,
Недужной ночью с другом лепшим
Под фонарем полуослепшим
Читать мятежные стихи..
И. Царев Недописанное
Заключительная передача летнего сезона грянула ровно в назначенный срок, хотя для этого пришлось обновить страницу – потому что там только белел квадрат экрана. Но по сравнению с туманом и массой не улетевших в назначенный час из Новосибирска самолетов – это конечно, мелкие неприятности. Они легко поправимы.
Мы успели как раз к пламенной речи Дмитрия Кравчука, человека, благодаря которому мы оказались сначала на любимых сайтах, а потом стали участниками этой передачи. И до сих пор все еще не верится, что она жива, что регулярно в среду мы можем послушать стихотворения и критиков и убедиться, вот именно убедиться в том, что поэзия жива, что она реальна, развивается с переменным успехом, но живет, больше узнать этого негде, увы, все остальные СМИ скромно молчат и заняты освещением исключительно катастроф и светской жизни страшно знаменитых в очень узких кругах комедиантов и людей без определенного рода занятий. Они уверены, что именно это нам интереснее всего смотреть, вникать, внимать… Разве мир не сошел с ума?
А тут вдруг непонятно откуда взявшаяся поэзия – вероятно, они стали вместе с Игорем Борисовичем Настенко белыми воронами в этом странном мире, но как же приятно, что они у нас есть, и будут, надеюсь, очень долго.
И более того, именно в такой передаче нам показывают чудеса техники, когда налаживают связь чуть ли не с любой точкой земного шара, когда люди остаются в эфире, способны слышать, видеть, вести беседу, впрочем, как и мы у себя дома можем общаться в чате, мгновенно связываясь со студией – не это ли настоящий прямой эфир, и он сродни чуду.
Что же касается поэзии именно в этом эфире – очень долго ждала borа , прекрасно понимая, какую роль он играл в жизни Игоря Царева. Трудно представить человека не только близкого по роду творчества, но и настолько близкого в самой сути творчества. Наверное, никому Игорь Царев не писал столько посвящений в стихах, не откликался экспромтами на его стихотворения, не радовался каждому новому стихотворению, как настоящему чуду- чудесному. И все время сетовал на то, что слишком мало читателей, когда именно настоящее, большое и важное творится на этих страницах.
За его явление к нам спасибо Марине Шапиро, это она подарила нам праздник.
Но до передачи я не могла знать другого, как великолепно bor читает свои стихотворения. Конечно, к записи можно подготовиться, но в том-то и дело, что он этого не делал, вернее, чтение было настолько органичным, что никакая подготовка не смогла бы позволить добиться такого эффекта. Так надо просто дышать и жить.
Поэзия borа -этот тот случай, когда можно взять любой текст автора, и он окажется уникальным. Женя Коробкова с ходу очень точно описала все особенности этого поэтического мира, и невероятную его музыкальность, ту особую музыку, которая рождается ( или часто не рождается) в тексте, и от нее зависит, будет или нет в нем энергетика жизни, или только дыхание смерти, то, что не волнует, не тревожит, мгновенно стирается из памяти..
Но вот стихотворение «Нильс»
Нильс
Bor
***
На белой шее гусиной
промчусь разъяренным Нильсом,
меня не заметить в синей
волне между верхом и низом.
Земля - перевертыш айсберг,
где зависть и злость - подводны,
лишь мудрая Кнебекайзе
не хочет себе придворных.
Подохнешь, тщедушный карлик,
за деньги свои и козни.
А мне - водяные капли
и неба небитый козырь.
Зачем умирать корыстным?
Зачем доверять экранам?
Все деньги достанутся крысам,
а комнаты - тараканам
http://stihi.ru/2003/05/19-958
Это тот самый случай, когда душа рождена крылатой, ее невозможно запереть в какое-то определенное пространство « неба небитый козырь» - вот что важно герою, и в наше время, когда стерты границы между добром и злом, подобное размышление слышать невероятно приятно. Сергей дарит нам надежду, что потеряно многое, но далеко не все, пока еще останутся поэты круга Царева, пока они будут дышать и писать ( а их много, очень много), то ничего для нас не потеряно. Хотя, конечно, на том берегу, на небесах, значительно больше, чем здесь.
Вольно или невольно вспоминаются строчки Игоря Царева, немного охлаждающие наш пыл, в ответ на неистребимое желание поэта парить в небесах, слышится:
Но слепая судьба по живому безжалостно режет,
И мелодии века все больше похожи на скрежет,
И все громче ночные вороны горланят картаво,
Подводя на соседнем погосте итоги квартала...
Ах, какая компания снова сошлась за рекою,
И с туманного берега весело машет рукою...
Закупить бы «пивка для рывка» и с земными дарами
Оторваться к ушедшим друзьям проходными дворами...
( «Город» И.Царев)
http://stihi.ru/2009/07/06/5537
Увы, самым печальным итогом ( если подводить итоги этих сезонов) и стало то, что за это время Игорь Царев оказался на том берегу.
Ну а пока мы все на этом, и только можем помахать им вслед, у нас еще творится поэзия, усердно работают критики, и мы можем заглянуть в те поэтические мастерские, где трудятся наши авторы.
На передаче на этот раз оказались две Надежды, дамы, приятные во всех отношениях и очень- очень разные.
Надежда Далецкая – человек очень основательный, опытный в творчестве, великолепно читающий свои стихотворения в студии. Это все-таки отличается от записи, потому что там можно перезаписать, что-то поправить, здесь все без черновиков, а потому очень трудно настроиться, скрыть волнение.
Она ввела нас в многогранный мир, словно смотришь в несколько зеркал одновременно, и мир в каждом из них отражается по-своему, под новым углом зрения. Такое удается далеко не всем, не сразу, а потому слушать ее было очень интересно. Ловила себя на том, что в эти минуты даже не отвлекалась на чат, да он становился и неинтересным, ну что там нового нам могут поведать циничные гости, которые повторяют по сто раз одну фразу, вчера кто-то из особенно усердных писал одно и то же по десять раз, благо, что нет цензуры и никто не запретит.
Но важнее этого пустого трепа послушать именно стихотворения. Я решила найти у Надежды стихотворение про зеркала, и нашла в одном из циклов, что даже и не удивило, на мой взгляд, для нее зеркало – это тот таинственный, магический предмет, который позволяет ей расширить границы своего поэтического мира
зеркала
Надежда Далецкая
В ночь эту зеркалам в отеле
сны подсмотреть не удалось.
За отраженьем проглядели,
что судеб ход на самом деле
незрим
и слышен еле-еле:
не смазана земная ось.
Но шелест душ и стрелок шелест
в рассвет… Час пробил!
Началось!
http://stihi.ru/2011/03/31/3157
Такие вот таинственные зеркала возникли вдруг, и каким-то чудесным образом они позволяют творить неповторимую мелодию стихотворения так, что автора безусловно интересно слушать и внимать ему, врубаясь в его самобытный мир.
Надежда Николаевна – человек исключительно позитивный, это видно с первого взгляда. Ей было немного легче, потому что она у нас была в записи и даже сама уже знала заранее, как она будет звучать с голубого экрана, но вероятно, в каждой передаче должен быть хотя бы один человек, настроенный именно на позитив, взглянув на которого сразу становится спокойнее и легче жить.
Конечно, хороший человек, это не профессия, как утверждают порой наши продвинутые кадровики, но в наше скотское время настолько мало осталось именно хороших, великодушных, добрых людей, что уже это воспринимается, как величайшее достижение. И стихотворения ее иного плана. Заглянула на Прозе в повествование о княгине Ольге, очень добротное повествование, но удивило не столько оно, сколько обращение к образу царицы Евдокии Лопухиной, фигуры вовсе не однозначной из-за отношения к ней Петра 1, но с таким трепетом и позитивом о ней мог написать только один человек, знаю по себе, меня лично могла вдохновить только гордая и непримиримая Рогнеда, жена князя Владимира и Елизавета Ярославна – королева Норвегии, дочь Ярослава Мудрого и жена Гаральда Смелого… Но в обращении даже не к царевне Софье, а царице Евдокии, что-то есть таинственное и показательное.
Скажите, кто она?
Надежда Николаевна
Не плачь украдкою, поверь, не унывай.
Ты будешь счастлива, лишь потерпи немного.
Смотри, как солнце осветило неба край –
Такою светлой будет и твоя дорога!
Взойдешь царицею ты на великий трон,
Большого рода прародительницей станешь.
Тебя восславит чистый колокольный звон,
Найдешь ты больше, чем сейчас теряешь.
Тебя обидеть каждый норовит с лихвой.
Куда потом, скажи, их денется гордыня?
Поклоном поясным склонятся пред тобой,
Те, кто тобою в доме помыкает ныне.
Мой друг, скорее мне назовите имя!
Так мало знают ныне о .............
http://stihi.ru/2011/09/08/1035
Насколько проникновенен и интересен получился монолог на этот раз у Надежды Николаевны.
Подозреваю, что много нам открытий чудных готовит ее творчество, но здесь вряд ли стоит поэзию отделять от прозы, понимаю, насколько в данном случае они взаимосвязан.
Историческую тему еще глубже копнула Кира Грозная. Но вот в данном случае меня лично ждало скорее разочарование, и не потому, что не услышала неповторимой мелодии стиха, а по другим причинам.
Два стихотворения под общим заголовком « Ночь на Ивана Купалу» критиковали много до меня в студии. Но мне, так же как и Жене, непонятно на каком таком празднике оказалась наша героиня. Если она вроде бы соблюдает какие-то обычаи, обращаясь к « забытым языческим богам» - это из контекста Игоря Царева, кстати, все-таки приведу текст его стихотворения, оно на ту же самую тему.
Великий Пан - божество леса
Какая глушь... Откуда здесь дома?
Сугробом пыльным между стекол вата.
В грязи по горло, эти терема
На белый свет глядят подслеповато.
Виляет тропка к топким берегам,
Едва приметна для чужого глаза,
Чуть в сторону наступишь и... ага!-
Впредь будешь знать, как по болотам лазать!
Здесь Пан лесной в кирзовых сапогах
И в телогрейке, прикипевшей к телу,
Траву парную косит на лугах
И крепко выпивает между делом.
Двух черных коз, и белую козу
С загадочными желтыми глазами
Гулять выводит в пьяную росу,
Когда закат горит над образами.
Здесь нет дорог, нет путеводных вех,
Здесь странный мир - прекрасный и убогий...
Здесь доживают свой последний век
Забытые языческие боги.
http://www.poezia.ru/article.php?sid=27876
С каким трепетом он пишет о вере наших предков, с которой они жили веками, и вовсе не хуже нашего, а скорее наоборот. Мы сегодня пытаемся воскресить, вернуть утерянное.
Кстати, у нас в Сибири праздники Купалы просто великолепные, со всеми обрядами и событиями, которые там творятся.
Но это праздник Купалы, уж если мы принимаем в нем участие, а не наблюдаем со стороны, веря совсем другому богу. Это первое, что сразу резануло слух. Юного и прекрасного бога, в честь которого все и совершалось, никак Иваном называть не могли. Но дальше по тексту…
Духи не могут ни в каком варианте совокупляться в поле – это нечто вообще непонятно откуда взятое. Они потому и духи, что лишены такой возможности, для этого по меньшей мере требовались люди, и вовсе не так вульгарно и цинично это творилось, как нам пытаются рассказать...
Ночь на Ивана Купала
Кира Грозная
1.
Ночь на Ивана Купала.
Облачное одеяло.
Духи гудят на воле,
Совокупляясь в поле.
Жарко, как после бани.
Папоротник на поляне
Кровоточит цветами.
Милый мой, я пропала.
Ночь на Ивана Купала.
Вынес муж одеяло,
Пробормотав сквозь зубы:
"Голая, мерзнешь, дура...".
Ковш зачерпнул в кадушке
Влагу. В груди лягушкой
Стылое сердце сжалось.
Милый, я потерялась...
Свят колдовской обычай.
Бесы бредут с добычей.
Грешные тащат души,
Скальпы, глаза и уши.
Свив мою косу в пряжу,
Ловко бесовка вяжет
Тонкую распашонку
Будущему бесенку...
Я захожусь от крика,
Но в моей спальне тихо.
Ноздри дым еле чуют.
Губы козла целуют.
Груди прорвут ночнушку,
Клочьями шерсть в подушке.
В ночь на Ивана Купала
Я тебя... прогадала...
http://www.proza.ru/2013/07/21/1757
И уже совсем ни в какие ворота не лезут непонятно из какой Библии перепрыгнувшие туда бесы. Их не было и в помине, были забавные черти, которых можно назвать тогда уж сатирами – те их ближайшие родственники, но никак не бесы. А у славян черт – дух, не привязанный к определенному месту, он мог быть где угодно, и ему проще, чем Домовым, Лешим, Водяным было показаться человеку и как-то его «воспитывать», а уж человек мог на него все списать, если творил что-то непотребное. При чем тут бесы? Как они на праздник попали, откуда упали, совершенно непонятно.
Тема козла опять же никакого отношения к празднику Купалы не имеет, это шабаш ведьм, и это христианские обычаи, славяне на этом празднике никаких козлов нигде не видели и не акцентировании на них внимание.
Во втором стихотворении еще и Лысая гора появилась? По какому поводу!
Шабаш ведьм ( а у славян день богини Лады, который так извратили христиане) был 1 мая и туда можно было как-то приписать Лысую гору, при чем здесь праздник Купалы, проводившийся в дремучем лесу, и окрестностях...?
О чем вообще речь... А уж Леший в финале того стихотворения, такой погром устроит всем безголовым гулякам, что живыми они точно не вернутся.
И у нас получилось все, сваленное в одну кучу, попали ли мы на шабаш ведьм, или на празднование Купальской ночи. Скорее всего первое. И мне лично очень обидно, когда подобное случается, словно мало с 988 года издевались над верой предков, нам тоже нужно внести свою лепту в это дело.
А потому все остальное уже не слышала, и тут Женя права, когда такое вот тебе подарили прочтение того, что любимо, близко, дорого, остальное не столь и важно…
Не хотелось бы заканчивать на печальной ноте моего отторжения и непонимания поэтического текста, а потому снова обращаюсь к Игорю Цареву и Сергею Плышевскому, из последнего дня июля переношусь в весенние апрельские дни, которые теперь навсегда связаны с уходом Игоря Царева.
И хочется сказать только одно, - если этой передаче удалось подарить нам даже двух таких поэтов, да в "года глухие", то это уже настоящий подвиг и чудо, передача совершает невозможное, и это прекрасно
Расплескалась весна до края. Игорю Царёву
Bor
Расплескалась весна до края
И подкралась с рассветом тихо,
И в саду за окном играет
Деловитая щеголиха,
Прочищает, топорщит перья,
Голос пробует в тихий щебет,
И весна раскрывает двери,
И снегам затыкает щели.
Мне бы петь от весенних игр,
Но к известию я приколот:
Там, в Москве, умирает Игорь,
Прочищавший, как птица, голос.
Прилетайте, потолще тучи,
Наготу расставанья скройте,
Если будут поэты лучше,
То не будет родней по крови.
Что в амурский ноябрь родиться,
Что в московский апрель скончаться, –
Прочищает свой голос птица…
И совсем далеко до счастья.
http://stihi.ru/2013/04/08/530
Свидетельство о публикации №113080108351
Не во всем согласна с Вами в анализе стихотворений, прочитанных Кирой. Во-первых, она пишет об авторском (очень личностном) восприятии дня Ивана Купалы (да, именно Ивана или, как в Белоруссии называют, Янки Купалы), в ее стихотворении не было цели академически правильно описать древнерусские традиционные языческие гуляния на Купалу. Кстати, в разных славянских местностях эти обычаи в деталях очень, очень разнятся! А вот потому, что ее героиня столкнулась с чем-то неведомым ей, непонятным, душа у нее пришла в смятение: отсюда и образы и духов (да хоть бы и ветхозаветных, из Пятикнижия), и бесов (а пушкинских "Бесов" почему тут не вспомнить?), да и козёл оттуда же, от смятения - сны, сны разума! Я так вот прочла ее тексты. Есть там и на мой взгляд перебор явный, скальпы, например, но никак нет (я сугубо субъективна) никаких извращений в описании русских языческих традиций. Нет попросту подобного описания - есть смятение и непонимание души лирической героини, столкнувшейся с непонятным ей миром именно при участии в новомодном (не побоюсь этого слова, потому как мало верю, что устраивают такие обряды в современное время глубоко просвещенные в этом вопросе люди) обряде. Стихотворение может и несовершенно по форме, но очень искренне написано, за что же тут обвинять или обижаться? Стихи Сергея мне тоже нравятся, Вы верно многое подметили. Я тоже пытаюсь перенести на бумагу свои впечатления от этого вечера, где мне довелось поучаствовать. Если интересно, могу дать ссылку, когда размещу. С уважением, Надежда
Надежда Далецкая 23.09.2013 11:51 Заявить о нарушении
Ну в том, что Вы очень серьезно работаете, вдумчиво, глубоко, это заметит любой, если он не слеп и не глух, да и внешний облик удивительно совпадает с содержанием, это редкий случай, когда поэт похож на свои стихи- несомненно, браво гармонии...
Если и дальше будет развиваться тема зеркал, отражений, это здорово, потому что верю, что Вам удастся многое - и в этом как раз суть поэзии.
Что касается Киры, это конечно, мое совершенно субъективное мнение, но подкрепленное многими годами работы над славянской мифологией...
И мало того, что мы умудрились все, или почти все забыть, часто не по своей воле, но когда достаточно сильный поэт выдает такой вот текст, то у тех, кто никогда ничего не ведал о мифах, а натолкнулся на него, то путаница еще более страшная возникнет...
Бесы - довольно темные с страшные создания, а уж в эпоху Достоевского и вовсе какие-то чудовища, и когда их туда же отправляют в древнюю Русь( творения литераторов с неустойчивой психикой - я о Достоевском), перемешивая с духами, ну пусть злыднями украинскими, но все-таки не бесами, здесь нарушается какая-то система координат. И тот самый козел отпущения, где он там еще был кроме Библии, а это уже совсем другая история... Конечно, в эпоху вампиров и всех там чудовищ, они уже не так страшны, но не в этой славянской теме....
Конечно, Ваше мнение очень интересно, Вы живой участник передачи, и серьезный участник, что очень важно, обязательно загляну... Кстати, была очень интересная передача, та, о которой мы с Вами говорим...
С благодарностью
Любовь
Любовь Сушко 23.09.2013 12:09 Заявить о нарушении