Немецкий язык выбрал меня сам

   Из роскошной домашней библиотеки моего отца (после его очень ранней смерти и нашего переезда в другой конец страны) мама оставила буквально несколько книг-
Книги по медицине на немецком и Немецкие словари. Разнообразные.
   По одному из этих словарей я до сих пор перевожу.Он не устарел для поэзии.
   Отец умер, и я часто листала эти словари. Ведь немецкого я не знала - меня начали учить английскому. Учили урывками- мама не успевала это делать. Она растила нас с сестрой и работала.
   А потом начался иностранный язык в школе. Странно, что с родителями заранее не провели никаких бесед - школа была математическая (по случайности), и в ней преподавали английский, немецкий и французский.
 Французский преподавали только в старших классах.
 А вот английский и немецкий...
 ...Сентябрь. Нас собирают в классе. Приходит завуч и две учительницы. Я смотрю в свой Дневник. Написано "Иностранный язык".   А почему завуч с ними?
...Это был 1973 год. Сентябрь. Чилийская революция. И нас водили в актовый зал на митинги.
  Но тут...
  -Начинаем,-сказала завуч. - И начала объяснять, что так сложилось в нашей школе, что есть ВЫБОР. Выбор иностранного языка.  -Английский и немецкий - прекрасные языки. Вы будете читать классиков. Когда-нибудь потом...
-Гёте, Гейне,-подсказывала "немка".
-Чарльза Диккенса,-говорила "англичанка" Но "англичанке", видимо, сказали- не агитировать. Английский язык и так все хотели учить. А вот немецкий....
Мы хотели читать надписи на жвачке, хотели понимать, что написано в красивых журналах-эти журналы наших родителей были на английском языке.
  И вот нас стали вызывать по одному. К доске. Я никогда не забуду этот день. Мы-пятиклассники. "Галчата", как называла нас одна из учительниц. И вот мы выходим.
По одному. И нас отправляют- одного налево, другого - направо.
Я выхожу и понимаю, что для меня решается судьба, и в какую сторону качнётся маятник этой судьбы, такой язык я и буду учить.
  Немецкий... И я вспомнила словари отца.
  Английский...И я вспомнила занятия со своей мамой.
 ...Маятник качнулся....
  Немецкий...
 В этот день с нами провели 2 урока иностранного языка. Наша учительница была Военной Переводчицей, дошедшей до Берлина. Об этом она нам сказала 2слова. А потом она рассказывала про Германию.
  ...Я пришла в тот день домой радостная;- Мама!Я буду учить немецкий!
-Кто тебе будет помогать?
-Я сама. И папины словари.У нас очень хорошая учительница.
...Мама вдруг попросила разрешения у меня закурить дома....Ей надо было пережить этот немецкий...
  Она всегда мне говорила- Мы воевали с фашистами. Народ ни в чём не виноват.
...На каникулы я поехала к дяде в Эстонию. Там я услышала идиш. Услышала сквозь сон.
Это на кухне разговаривала бабушка (мама жены моего дяди)
 и ее подруга. Я проснулась и вышла на кухню.
-Мы тебя разбудили?
-Скажите, а на каком языке Вы разговаривали? Очень похож на немецкий.
-Откуда ты знаешь немецкий?
-Я учу его в школе.
С утра к бабушке приехали подруги и каждая с ужасом начала меня спрашивать, как я согласилась учить немецкий.
-Этот язык знал мой отец. Теперь буду знать я,-твёрдо сказала я.
...В тот год меня перевели в новую школу, школу-восьмилетку.
 Наш район рос, мы учились в классе из 47 человек, и было решено перевести в новую школу...тех, кто учит немецкий.
  Многие родители ходили к завучу, чтобы их детей оставили в десятилетке. Но для этого они обещали, что выучат с детьми английский.За лето.
 Мама взглянула на меня, сказав;- Я унижаться не пойду. Это-судьба.
 -Не надо. Я буду учить немецкий.
 Мне везло на учителей немецкого, на преподавателей немецкого в институте. В институте я начала переводить стихи. Об этом я уже рассказывала.
 Я до сих пор думаю, что выбор судьбы был не случаен.
 Учила бы я английский - так бы и осталась в одной школе. А тут- 3 школы, никуда не переезжая.
 Не знаю, начала бы я переводить стихи- уверенность вселила преподавательница немецкого в Институте.
  Выбор   иностранного языка. Пусть даже случайный. Как много он значит...

1.08.2013

  Потому у меня много одноклассников.


Рецензии
А у меня было "просто как алфавит": классы А и Б учат английский, классы В и Г - немецкий. Дети не заморачивались и учили, что им судьбой определено. Родители, наверно, не возражали, для них было важно, что дети при деле и учатся. Это была школа, географически удалённая от советских центров культуры и далёкая от их снобизма. Я думаю до сих пор, что уровень преподавания иностранных языков у нас был очень неплохой, так как наши учителя, как было им предназначено судьбой, оказались в этих краях не по своей воле, но свое дело знали и честно исполняли его на хорошем уровне.

И мне везло на моих учительниц немецкого в школе, в институте, даже при сдаче кандидатского минимума, но, оказавшись в языковой среде, выяснила, что словарный объем бытового языка был не на минимуме, а еще ниже. Желая сказать о бабочке, лихорадочно скребла по сусекам памяти и, вспомнив великую оперу, выпалила: баттерфляй! Вспомнить, как называются ножницы - было безнадёжно, выручила жестикуляция... И так далее. Когда на немецком говорят дети - получается, что это вполне мелодичный язык. И в каждой деревне - совсем другой диалект. Люди здесь удивляются, когда слышат, что во всей огромной России все понимают всех... Как -то вот так.

С уважением,
Татьяна

Татьяна Айххорн   01.03.2021 15:41     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна!
Огромное спасибо Вам за Ваш рассказ.
.
Может быть, и хорошо, что не было жеребьевки.
.
Мы жили на окраине Ленинграда, там по-прежнему живут очень простые люди.
Нет снобизма.
Больше всего на свете моя мама боялась, что я примкну к золотой молодежи
А там будут вредные привычки.
.
Преподаватели немецкого ... Я не стала писать об одной из них замечательной переводчице, потому что это был эпизод, просто экзамен по канд. минимуму
Плохо я сдала этот экзамен. Было стыдно
Переводила я тогда много.
.

Татьяна, я обязательно напишу Вам рецензии
.
С уважением.
.

Елена Ительсон   22.02.2021 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.