О Ларисе Миллер
эти. - "Время и мы", 1994, № 4; Бегущая строка. - "Мы", 1994, № 8.
Смятение - вот, пожалуй, основная характеристика лирического мира поэтессы.
И в этом она сегодня не одинока. "Как лепесток дождем к намокшему асфальту",
прибита ее душа к современности. Этот расхожий и сентиментальный образ тем
не менее передает главное - нежность человеческого сердца и грубость мира,
скупо отмеряющего смысл ("Не проси у мира смысла, не проси..."), но все же
дарящего улыбку "сквозь слез" - Л. Миллер употребляет именно эту устаревшую
форму.
Смятение выдают и ее стремительные строки - действительно бегущая строка, -
словно бросающиеся друг к другу и облегченно припадающие в смежной рифме:
невозможно оттягивать долее спасительное и успокаивающее - хотя бы на
мгновенье - созвучие.
Вместо воли - западня,
Вместо музы - злоба дня,
Вместо веры - аргумент,
Вместо вечности - момент...
Взволнованная душа повсюду натыкается на тяжелую угрюмость асфальта.
Вместо мудрости - кулак,
Вместо прошлого - ГУЛАГ.
Что ж у нас от божества?
Только небо и листва.
Окончательного утешения не приносит и порыв к Богу.
В канцелярии нашей небесной
Канцелярские крысы сидят.
А в священных текстах все те же современные сюжеты.
Перебрав столетий груду,
Ты в любом найдешь Иуду,
Кровопийцу и Творца
И за истину борца.
Райских мест не только мало - их просто нет. Всюду "те же гвозди, тот же
крест". Так куда же? Где найти спасение и утешение? В любви, когда краткий и
ослепительный свет лишь только дразнит недостижимой гармонией? В небытии?
Нет опоры никакой и нигде.
Только лунная тропа на воде.
Но, осознав это, человек может с достоинством противостоять миру и хаосу.
Человек до тех пор висит над пугающей бездной, пока не возникает в нем его
собственный невидимый, но спасительный мир. И тогда падение превращается в
полет. Для Л. Миллер корни этого мира в детстве: "Полянка, Ордынка, стакан
варенца с Павелецкого рынка". Спасительно оживает прошлое - в трогательных
подробностях, непонятно почему запомнившихся. И первое утешающее открытие:
"если полюбить детали, окажется, что мы богаты". И существованье обретает
смысл, "если в бескорыстье - земных поступков наших суть". Это открытие
второе.
Но стихи Л. Миллер менее всего сосредоточиваются на утешающих и
успокаивающих доводах. Маятник ее чувств постоянно бьет по ограничителям.
Все ответы у нее промежуточные, потому что она - можно обойтись без
"лирической героини" - всегда в движении. Каждый ответ - сегодняшний. Как
выдох. На сегодняшний же вдох.
Ни сумма положительных знаний, ни красивое слово, ни увлекательная идея, ни
картины природы - все это не волнует ее, хотя вполне может присутствовать в
ее стихах. Трепет жизни, ее вечная пульсация, жажда и мука биться с ней в
одном ритме - вот, пожалуй, как говорили в старину, пафос ее стихотворений.
"Стихотворения без слов" - это ее принципиальная, хотя и уязвимая позиция.
Нет в этих стихах последней точности, отлитости, все
взволнованно-приблизительно, избыточно, призвано лишь наметить движение
некоего потока. "Таким стихам, - слово самой поэтессе, - по дороге с
воздушным потоком, с которым они сливаются и который озвучивают, не нарушая
его непрерывного движения". И далее: "Писать без слов легче легкого и
сложнее сложного. Легко потому, что такая поэзия почти лишена метафор.
Эпитеты - первые попавшиеся, да и вообще она простая, как мычание. Сложно
потому, что эти "никакие" слова должны совпасть с движением воздушного
потока, что почти невозможно". Но тем не менее такие совпадения -
"счастливый случай" - происходят у Ларисы Миллер нередко. Можно сказать, что
она постигает не слова и мысли эпохи, но "ее сердцебиения и вздохи".
Новый мир,1995, 6
Свидетельство о публикации №113080110220
Спасибо, Валерий!
Фишер Марина 08.08.2013 01:45 Заявить о нарушении