***

 С чего человек восстал против своего общества?

   Уж что-то очень похож на естественный дарвиновский отбор!
    И в происходящем это уже давно заметили. складывается какое-то звериное общество, в котором узаконивается все превратное. Закономерность - это повторяемость явлений, ранее неизвестных или незначительных. Любое явление развивается в свою противоположность. А рост нищеты в богатом обществе - это вообще из ряда вон выходящее. И хотя человеческий ум, порабощенный деньгами, законом воспринимает именно денежные отношения, но настоящая закономерность начинается в росте нищеты и опустошении личности. Причем быть богатым не значит быть полным и жить содержательно. Это вырождение!

     Подводя итоги, тем не менее, следует подчеркнуть, что именно исторический прогресс, т. е.  восхождение к более высокому этапу, требующий прыжка для переходя на новый общественный уровень развития, в последнее столетие вызвало невиданное ускорение процессов развития во всех областях жизни, коренным образом изменило темпы и ритмы развития нашей эпохи. Интенсификация труда, вызванная экономической необходимостью и характеризовавшая классический капитализм, буквально в послеедний период сменилась стремительным бегом времени в рыночном обществе, где вместо богатства людей росла их нищета. Погоня за деньгами действительно стала «бешеным бегом» времени. Невиданное ускорение развития, обнаружившееся в начале нового столетия, а именно с распадом капитала и противостояния и соревнования двух систем – капиталистической и социалистической, ныне становится сущностью нашего века. Но при этом, этот стремительный бег времени имеет тенденцию превратиться в беспорядок и хаос во всем мире. Неспособность человеческого мышления отвлечься от конкретных многообразий явлений и предметов и проникнуть в их сущность, уловить историческую логику развития этого процесса, внутреннее движение – все это нас делает бессильными и естественно порождает пессимизм и приводит к отрицанию прогресса, порождает  скептическое отношение даже к технике, которая будто бы несет зло, тогда как на самом деле техника является величайшим достижением нашего века. С другой стороны, заходя в беспросветный тупик, отмечают, что человек будто еще не адаптировался к новой обстановке. Но куда бежит история, прямо не гляда на своих питомцев?

     Бесспорно, стремитьно развивается техника и технология. Но если вся суть состоит только в адаптации к этому развитию, то человека мы рассматриваем уже пассивным существом, совершенно уже лишенным активности, выработанной исторически. Остановимся на этой теме специально, прежде чем перейти к рассмотрению основного вопроса - нового объединения людей. Мы же, сосредоточенные главныым образом или на индивидуаальном развитии людей, отстающем от техники, и слыша отсюда только крики, или на социально-экономическом (политическом) развитии системы, в действитеельности не знаем исторического развития. И это нас заводит в тупик во всех отношениях. Смысл проясняется только в иссторическом взгляде.

     Современное бешеное развитие, все превращающее в пух и прах, в том числе надежды и планы миллионов людей, для истории есть своего рода трамплин, в философии осмысленныый как общественный скочек.

  Так пониал Гегель появления нового, качествеенного состояния, ранее неизместного. Пятиться назад и разбежаться, чтобы прыгнуть с трамплина, - это для людей, например, для спортсменов, занимает несколько секунд, а может быть минут. В течение этих секунд человек спонтанно собирает все свои силы и на этом сосредоточивает все его внутренние энергии. На мгновение в это время у человека резко меняются привычныые ритмы жизни и возникаеет сильное напряжение. И он ничего вокруг себя не видит, кроме совершаемого прыжка и его результатов. А резуультат может коренным образом изменить его жизнь. Мы не можем этот несколько секунд его жизни распространить не только на всю его жизнь, но и на день, на час его жизни. Но дело в том, что тот акт, который в жизни индивидов занимает несколько секунд, в историческом развитии не определен.

  Налицо факт, что все люди сломя голову куда-то спешат. При этом все ослеплены и ничего не видят, кроме своего собственного блага. Воцарилось великое молчание в каком-то напряженном ожидании. Нарушены все законы и ритмы жизни, равновесие. И хотя все заговорили о справедливости, все как раз парализованы. Ради торжества справедливости никто не хочет делать ничего, ни миллионер, располагающий средством, ни бомж, каждый день пьянствующий. Как будто всех заблокировала некая неведомая сила. Но бег времени, тем не менее, настолько ускорилось, что люди даже не знают, куда они идут. Бешеная погоня за деньгами ослепила всех. Отсюда и размышляйте.

     Развитие истории и человека, таким образом, в этом историческом процессе нетождественно.
    
  Тем не менее, то, что человек является, в сущности, деятельным, саморазвивающимся существом, в этом уже можно не сомневаться. Человеку дают образование, чтобы он овладел самообразованием, его воспитывают с детства и учат, чтобы он был способным дальше жить и развиваться самостоятельно, сознательно воспитывая себя и своих детей. Все знают, что наш мир в корне основан на том, что каждый собой управляет сам и сообразуется с интересами системы или с происками дьявола и все разрушает, идя против всей системы. Да и сама организация воспитания не является просто навязыванием, а основывается на определенном понимании человека. А  предоставленность человека самому себе сегодня, по нашему мнению, означает, что он вышел из вековой общественной опеки и теперь становится самостоятельно. Общество сегодня уже никого не воспитывает, как в советский период, в обществе нет даже нормальной идеологии. Стало быть, исторически способности человека к самостоятельному развитию уже сложились. Поэтому сегодня он предоставлен себе и живет, «как ему заблагорассудится». Во всяком случае, в этом сложном процессе его способности к самостоятельному развитию становятся.
     Сегодня каждый человек предоставлен себе. Здесь господствует плюрализм. 

     Значит ли сказанное, что сегодня у каждого уже сложились способности к самостоятельному развитию и что из данной ситуации каждый должен выйти собственными усилиями, так или иначе, преодолев ситуацию и ее давление. Значит ли это, что кризис благотворно повлияет на изолированныых людей и породит в каждом решимость борьбы, упорство, стойкость и, в конце концов, объединит людей, закалив их? Может быть. Но мы так «закаляемся» уже более двадцати лет, предоставив людей себе, чтобы они жили, как им заблагорассудится.

  На мой взгляд, все определяется характером самого кризиса, отличительная черта которого состоит в том, что он не похож на предыдущие его проявления. Как мы уже знаем, мы имеем дело с человеческими противоречиями – противоречиями развития личности. Таких противоречий раньше не переживали все. Война между людьми - это небывалое противоречие. Это некое всеобщее недовольство, выраженное в некоей всеобщей ненависти. Мир убивает ненависть, людей уничтожает ненависть, все разрушает ненависть. И я не думаю, что человек, видящий только свое собственное благо и гоняющися за деньгами, вообще сможет полюбить мир и людей и скинуть эту ненависть. Власть вряд ли размышляет об этом.

     Каждый раз, когда возникает кризис, у власть предержащих складываются различные мнения. И всегда речь главным образом идет о том, затянется кризис или нет. Мне не известно, откуда берутся «утешительные» прогнозы. Могущественные люди уверены в своем могуществе? Необходимо учитывать при такого рода утверждениях, что могущество отдельных людей в постсоветском пространстве с самого начала складывалось на распаде, а не на процветании экономики и культуры, как, например, в Америке. Количество могущественных людей увеличивалось в росте банкротств. На этом основании они растут именно в кризисных условиях, когда основная масса нищает и с трудом выживает, а то и гибнет в подвалах и тепплотрассах без крыыши наад головой. И это поэтому вовсе не предполагает, что «в течение определенного времени» Казахстан, например, восстановит свое производство и создаст собственную экономику, до которой у него не доходили руки за последние двадцать лет?

     В действительности, сейчас мы имеем дело со вторым этапом кризиса, который станет еще более глубоким, чем его первый этап. И он будет расстраивать общество и повлияет определенным образом на людей, принимая затяжной характер, где прекращается всякое движение и все застывает в великой неподвижности и напряженном ожидании. Ведь история идет к трамплину - к качественному скачку, и идет к нему, не глядя на людей только в котором все полетит к чертовой... И его особенность состоит в том, что он заставить напряженно работать ум человека и активизирует его духовные силы, но в другом направлении, неизвестном до этого.
     Первый этап характеризовался разрушением как непосредственный результат становления человека как владельца денег. Оно явилось глубокой исторической необходимостью. И поэтому становление владельца денег воспринималось созиданием только для миллионеров и миллиардеров, стремительно образовавшихся в Казахстане через трупы людей. И живые люди с изумлением смотрели на них. Но большинство было охвачено страхом, и людей, вышедших из социализма, в основном характеризовал пассивность. Они и следили и до сих пор следят за ними.

  Неожиданность ситуации подавила желания сопротивляться? И не мало людей опустилось на дно жизни? А что произойдет во втором этапе, когда этот владелец денег будет распадаться сам? Зачем история творит этих владельцев денег? Чтобы люди еще пару веков ждали от них свою судьбу? Об этом еще никто не задумываеся. Ибо еще не имеют представления, что это значит.

  Не случайно, что даже самые очевидные факты появляются для нас как неожиданное. В данный момент речь вовсе не идет об экономике как о самостоятельном отношении. Речь идет о стремительной деградации человека и его способностей, обусловленной «деланием денег». И деньги здесь уже роль играют все меньше как экономическая категория. Ведь история возвестила и показывает, что пришел конец этой системе и что дальше все зависит не от спортсмена, который победит в олимпиаде, и не от звезды, обратившей внимания всех на себе своими миллионами.

    И почему сегодня говорят, что человеку все труднее становится адаптироваться к складывающимся обстоятельствам и его все больше охватывает растерянность и страх перед неумолимыми изменениями, ведущими неизвестно куда? И если на что-то здесь не обратили внимания, так это то, что именно не приспособившиеся к «рыночной экономике» опускаются, и эта тенденция возрастает и вытесняет людей из нормального течения жизни как раз во все сферы превратной жизни, где каждый сознательно или бессознательно воюет со своим обществом. Теперь человек, напротив, все свои способности развивает в этом направлении против общества или, деградируя, просто опускается. Не имеет значения, наживается человек, колется или организует террористические акты. Дети и молодежь быстрее приспосабливаются именно к этой стороне жизни, чем положительным ее проявлениям. Женщины идут на разврат, часто так же становятся на путь преступности. И было бы наивно полагать, что все это они делают сознательно, заранее зная результаты своих поступков (как, например, об этом заранее могут знать миллионеры), сохраняя в душе некий «злой умысел». Что именно в этом отношении активизируется личность, показывает рост негативных проявлений личности.

     И все закрывают глаза именно на эти факты, связывая все это с желаниями самих людей, с их сознанием и волей. К сожалению, далеко не все обстоит так. И много проявлений человеческого поведения далеко не сознательны. И здесь прав был Фрейд. Ведь сознание человека определяется «деланием денег», охватывающим каждого полностью. А это – новое обстоятельство, называемое обычно «рыночной экономикой». У этого понятия нет какого-либо другого смысла, а потому оно лишь индивидуализирует человека, предоставив его самому себе, чтобы он все решил сам, не глядя ни на кого.

  Бесспорно, в этой ситуации каждый человек, предоставленный только своим силам, учится к самостоятельному развитию. В этом смысле «борьба за выживание» является своеобразным и неожиданным способом самостоятельного развития человека. И дело не в том, что разрозненные люди смогут позаботиться о себе сами, а в том, что деятельность этих разрозненных людей уже не образуют производительную силу общества. И они не производители, а просто потребители, включая и управленческий аппарат.
     Мы именно через это, испытывая насилие рыночной экономики, опустились на уровень выживания, и оно, как это ни странно, становится обычным явлением, воспринимаемым нами нормой. Поражает здесь безразличие. Мы опустились на уровень хаоса, перевернувшего и наше сознание, и разрушающийся мир стал восприниматься необходимостью. Распад социализма, породивший хаос, таким образом, нами воспринимается именно так, и именно его сущность до сих пор не раскрыта.

     Многие уже забыли, что приспособление к среде и выживание характеризуют только мир животных и что бессознательная борьба за существование –  характеристика природная, никак не применяемая к человеческой культуре. Но нами не воспринимается и тот факт, что у нас уже речь пошла даже о естественном дарвиновском отборе, где выживают только сильные. Что же, выходит, мы, сами того не сознавая, уже опускаемся в мир животных? С чего это человек вдруг восстал против своего общества и озлобился против всего мира? И в отместку ему в бессилии «угрожает» всем умереть с голоду или покончить самоубийством? 
     В обществе, конечно, сразу заметили бы, если бы восстали целые массы, и на это сразу среагировали бы и немедленно предприняли бы соответствующие меры. Вспомните «бархатные» или «мыльные революции», или кратковременный грузино-российский конфликт, взбудоражившие все постсоветское пространство и немедленно озадачившие все общество и вызвавшие различные толки. Эти бунты заставили задуматься. Но эти бунты ничто по сравнению с тем, что происходит в обществе в процессе его внутреннего разложения. Бунты – всего лишь следствия произвола, а не причина.

     На фоне полного отчуждения людей и их безразличия друг к другу названное недовольство может не восприниматься людьми, стремящимися только к своему собственному благу. Но когда на это не реагирует общество (государство), не видя в этом реальной угрозы, то это безразличие к человеку, которое составляет содержания нашей жизни. И главное здесь состоит в том, что человек теряет не только свою активность и созидательные способности, но и приспособительные. Ведь тот факт, что активизируется преступная деятельность, свидетельствует лишь о том, что растет противодействие личности и ее агрессивность. А это значит, что пока просто растет разрушительная сила в индивидуальных проявлениях. И поскольку государство с этим еще справляется, то не видят причины  для беспокойства. Но вещи от единичных проявлений развиваются к общим, от индивидуальных – к социальным. И это есть путь развития необходимости, развертывающейся у нас. Мир идет к самоуничтожению в капиталистической ворме, облаченный в деньги.


Рецензии