Мои русские смотрины или эссе о русских женщинах

Мой покойный отец мне всегда внушал страшный образ русской женщины на примере царицы Екатерины. И каждый раз эти «проповеди» завершались родительским наказом:
-Никогда не женись на русской. Они тираны, не покорны, властны, строптивы, капризны и  держат мужей под каблуком.
Мой отец в своей жизни никогда не общался с русскими женщинами и можно  сказать, что  даже  их  не видел. Поэтому, для меня  до сих пор остается загадкой, почему он об этом так назойливо и убедительно  говорил? Но самое странное, что  из моих трех братьев эти разговоры он вел преимущественно со мной. Неужели у него был дар пророчества, и он предвидел, что его младший сын будет обучаться в России и проведет свою молодость в Москве? И что самое фантастическое, что именно  этот младший сын женится на русской женщине.
Какой фантазией надо обладать, чтобы предвидеть будущее, где родившийся в Турции, на берегу Средиземного моря в исторической Киликии мальчик, чудом выживший  во время геноцида заключит брак в Дамаске с молодой армянкой, рожденной в разгар геноцида в центральной Турции – Кесарии, у которых в высокогорном армянском селении родится шестой ребенок – сын, который будет жить в Москве и женится на русской…

***
Екатерина Вторая (при рождении София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург), по своему происхождению,  да и по образу жизни никак не могла олицетворять образ русской женщины.
 Мой отец, который репатриировал из Сирии в Армению в 1946 году, несмотря на образованность, плохо знал русскую литературу, может потому, что вообще не владел этим языком и образование получил в Сирии. Может поэтому,  для большей убедительности, он не ссылался на известные строки  Некрасова о русских женщинах.
С другой стороны, любой любопытный человек захочет познать  женщину, которая в горящую избу войдет и коня на скаку остановит.
Стремление переживших  геноцид моих родителей предотвратить  возможный смешанный брак сына  понятно, и это никак нельзя приписать расизму или русофобии.
В них глубоко сидел инстинкт самосохранения, как и у всех армян, которые, зная, что творится в Советском Союзе после войны, тем не менее, репатриировали на родину, оставляя свои обжитые места и более - менее налаженный уклад.
В период геноцида армян турками (1915-1921г.г) было истреблено больше половины  нации, а большая часть выживших рассеялись по миру.
В этих условиях единственную надежду возрождения нации армяне связывали с оставшейся под властью коммунистов Советской Арменией, куда без долгих рассуждений и раздумий после объявления Сталиным об открытии границ,  они ринулись из Турции, Сирии, Ливана, Греции, Египта, Франции, США и Ирана.
По вопросу репатриации армян этого периода опубликовано множество статьей. Все они едины в том, что эту акцию никак нельзя расценить, как добрую волю Сталина воссоединение армян и их спасение. Это было бы весьма странным проявлением человеколюбия со стороны людоеда и сатрапа.
Объявив репатриацию армян, Сталин преследовал две главные цели. Во – первых, ослабить, а если удастся, полностью подавить  свободомыслящую и деятельную армянскую диаспору за рубежом, чтобы беспрепятственно осуществить  максимально полное уничтожение армян. Вторая цель является логическим продолжением первой. После освобождения территории Армении туда заселяются грузины, которые (за редким исключением) и  до сих пор свято чтят память этого тирана-людоеда.

***
В истории человечества имеется много мистических, необъяснимых фактов, которые проще  констатировать, но не объяснить. К таким я причисляю два факта. Первый – возрождение армян после геноцида,  вплоть до создания суверенного государства совместно с Арцахом (Крабах). Трудно вообразить, как в  1918 году на поступах к Еревану (в Сардарабаде) вооруженные вилами, киркой, лопатой, всяким примитивным оружием армянское народное ополчение разгромило организованную и по численности в сотни раз превосходящую турецкую армию?
Второй мистический факт – срыв программы Сталина полного переселения армян в Алтайский край и заселение на освободившиеся территории грузин.

***
При поступлении в  Ереванский государственный университет на экзамене по армянскому языку и литературе я написал сочинение на тему «Образ В. И. Ленина в произведениях Егише Чаренца».
Как и что писал, не помню, но помню ажиотаж вокруг этого сочинения, которое  экзаменационная комиссия оценила на отлично.
Надо полагать, что члены комиссии, будучи профессионалами,  знали все известные монографии и комментарии по задаваемым темам, и никак не смогли угадать, откуда же этот 16-летний парень взял и выдал такой пафосный и грамотный, весьма оригинальный текст, в котором, можно сказать, по новому раскрывался образ Ленина в поэзии Чаренца?
Была попытка уговаривать меня переходить на филфак. А я уже сдавал на отлично химию, физику и математику.
Понятно, что я и думать не хотел о филологии, так как был уверен (и до сих пор думаю так), что литературная грамотность - это не профессиональный признак, а естественный атрибут существования.
В. И. Ленин первый   «русский» человек (в моем наивном представлении), о котором я так проникновенно и с верой написал (можно сказать посвятил) художественное произведение.
На самом деле здесь сыграло большую роль мое поклонение  Чаренцу как  идолу, как  непревзойдённому мастеру слова. Я им бредил, ходил по улицам и громко декламировал его стихи, радовался и восторгался каждой его фантастической фразой.
Поэтому бесспорность «святого» образа Ленина у меня не вызывало сомнения.
До сих пор мне кажется парадоксом, почему Чаренц (ровно и как Маяковский в России) так превозносил Ленина? Если считать это расчетливым ханжеством или сделкой с совестью, так почему же он также не поступил, когда его прямо обвинили в том, что он не воспевает Сталина, и за что и поплатился жизнью в 1937 году в  40 летнем возрасте? Значит, Чаренц действительно верил в то, о чем он писал.
Я в свою очередь верил в Чаренца, и к моему великому сожалению, долго находился в позорном состоянии почитания этого сверх аморального  революционного деятеля - Ленина, у которого, как не странно, на первый взгляд, русская фамилия - Ульянов.
В  генеалогии Владимира Ильича Ульянова прослеживается пять ветвей: калмыцкая, чувашская, еврейская, немецкая и шведская. Первые две ветви относятся к отцовской линии, три других —  к материнской.
Вот так  тебе и образ «русского» человека, вождя российской революции.
Трудно вообразить нечто аналогичное в армянской, да и в любой другой этнической действительности. Столь судьбоносный переворот, решающий судьбу нации осуществляют, а далее  развязывают гражданскую войну искатели приключений, как тогда было в моде, пламенные (или профессиональные) революционеры, кучка нерусских психически неполноценных  головорезов.
Внимательно перебирая перечень таких одержимых деятелей коммунистического переворота, я не смог подобрать истинно русского человека, и это объяснимо. Настоящие русские аристократы, преданные патриоты России, сражались в рядах белой гвардии, чтобы спасти Родину от красного террора.
Попробовал представить аналогичную ситуацию я Армении, но никак не смог вообразить такого кошмара. Кто, как, каким образом? А как армяне допустят, что у них дома диктуют не армяне?
Вот такими потрясениями и разочарованиями сопровождался процесс становления моей юношеская идеологии, когда я созревал для творческой деятельности в Армении, и не подозревая этого, «готовился» к резкой перемене окружающей среды. То есть Армении на Россию.  Признаться, ничего хорошего это не предвещало для мальчика, который так заблудился, да еще и внутри себя носил внушенный отцом страх к русским женщинам.

***
Я понимаю негодование моего читателя, который сдержанно прочитав это произведение до этого места, раздраженно спрашивает себя, а причем тут «Русские смотрины»?
Я благодарен моему читателю, что он не поспешил бросить это произведение, пророчески предвидя интересное развитие событий.
Я обещаю, что не разочарую его (читателя), и он,  дойдя со мной до финала этого эссе, признается, что не зря потратил свое время.
Мои первые познания русского человека,  на примере Екатерины Великой (в весьма неприглядной трактовке  моего отца) и Ленина, как вождя мировой революции, ничего хорошего не предвещали.
На самом деле, русский народ тут не причем, ибо его имидж в основном создается деятелями,  не имеющими к народу никакого отношения.
Ассоциации с русской женщиной у парня из Еревана связаны с Надеждой Константиновной Крупской (Фишман по матери), по имени которой был назван НИИ гинекологии и материнства АН Арм. ССР и родильный  дом при нем.
Кажется, грешно на эту тем шутить, но не могу не признать язвительный армянский юмор даже на коммунистическом правительственном уровне. Трудно поверить, что в ЦК КПСС Армении не нашелся хотя бы один человек, который не заметил бы этого кощунства. Тем не менее, до развала СССР это было так.
В 1973 году в конце августа меня провожали в Москву на учебу в аспирантуре на три года. Армен Арустамян, который учился со мной в университете, с русским образованием и говорящий смешанным русско-армянским сленгом, что было очень модно в те времена, поднял тост с напутствием:
- Смотри, там в Москве много соблазнов. Но ты у нас хрестоматийный армянин из ахпаров и надеемся, наш хац (хлеб по-армянски) в хлеб не превратишь.
Тост был воспринят с возгласами, на что была моя трогательная реакция, типа, да вы что, ребята…


***
Первая  русская женщина, с которой я почти - что ежедневно общался, оказалась весьма скромной и робкой девушкой (даже в солидном моем возрасте, к моему стыду, никак не пойму тонкую грань у русских между девушкой и девочкой!), моя лаборантка Таня Назарова.
Она много курила и, кажется, на 5 лет была старше меня. Таким образом,  тогда ей было лет 25-26.
Жила она с больной мамой, здоровьем которой она была весьма озабочена и посвящала маме почти все свободное время.
Всякая моя настороженность к ней, в ожидании, когда же она начнет меня поглощать или насиловать, постепенно растаяла, и у меня с ней завязались настоящие дружеские отношения.
Спустя  45 лет наша старшая лаборантка, Кудеярова (Абраамян) Лоретта Вардгесовна раскрыла мне тайну о том, что Таня была безумно влюблена в меня, а я, такой кретин, ей (как с другом) делился и рассказывал мои амурные приключения и похождения.
Невзирая на мои бестактные поступки, Таня продолжала меня провожать домой…
Однажды утром Таня позвонила мне на  работу и плача сообщила, что у нее горе.
Я сделал паузу и как понимающий человек с сочувствием спросил, а как это случилось, имея в виду, что её больная мать скончалась. Ответ был более чем ошеломляющим. «Она разбилась насмерть упв с окна»…
Как потом я выяснил своими глупыми вопросами, разбилась ее любимая кошка…
Я до сих пор не могу себе простить за свою несдержанность, но меня тоже можно понять. Какие только слова я ей по телефону не говорил. Дура, психопатка и т.п…
Недавно разбился наш кот, и мы пережили настоящий шок и долго находились в состоянии истинного траура. И тогда, в самый разгар, когда дочь и жена по - настоящему рыдали и горевали, я вспомнил мою бедную Татьяну.
Какая же она была покорная и  преданная, что терпела унижения с моей стороны и не переставала питать ко мне нежные чувства.
С великим чувством стыда помню, как она, унижаясь,  уговаривала меня зайти к ней в гости под разными предлогами.
Могу с уверенностью сказать, что именно Татьяна внушила  мне доверие и уважение к русской женщине, и я постепенно избавлялся от комплексов неполноценности и страха по отношению к русским женщинам.
Понимая, что почти невероятно, что Татьяна прочтет это мое произведение, тем не мене, хочу искренно извиниться перед ней, покаяться и признаться в своей глупости и чёрствости. Прости меня Танечка, твоего Араратика, как ты меня любила называть…
Трудно сказать, что было бы, если бы я отнесся к Татьяне ответным чувством и получил бы пресловутую московскую прописку и остался бы жить в Москве?

***
Я женился на русской девушке без московской прописки, и мы  с ней переехали жить в Ереван.
Не стоит тут описывать те страсти и переживания, которые выпали на нашу долю за такой выбор. Самое забавное то, что отрицательная реакция было как с армянской, так и с русской стороны.
Меня армяне упрекали поговоркой: «Армяне едут в Россию и возвращаются с Волгой, в наш Арарат вернулся с Ольгой».
В России же, узнав об этом, подруги моей тещи выражали ей сочувствие и спрашивали, как же такое могло случиться? Наша же Ольга, умница, скромная, вся в учебе и науке, золотая медалистка, передовая комсомолка! Как же могла она так поступать?
Моя теща была весьма  своеобразной женщиной. Пожалуй, к ней можно всецело применить определение Некрасова: «Коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет»!
Она была секретарем парткома своего коллектива, рано потеряла мужа и всю свою молодую жизнь посвятила воспитанию и поддержке детей.
Мои антикоммунистические воззрения часто приводили к жарким спорам и дискуссиям. Она кажется постепенно примирилась с тем, что у нее такой зять и кажется, перестала так рьяно реагировать на мои высказывания, хотя, не исключаю, что свои взгляды все же  сохраняла.
Особо забавны были мои беседы с ее подругами и родственниками такого же розлива из той же эпохи, с одинаковой биографией, где участие в коммунистическом субботнике или  первомайском шествии являлось примечательным фактом.
Кроме как сочувствия, при большом уважении к этим обманутым и  прожившим свою тяжелую и униженную жизнь женщинам, я не мог проявить, о чем и  говорил  им при беседе с ними.
Помню нашу беседу в семейной обстановке с тетей Пашей (Прасковья Петровна!), с сестрой отца моей жены.
Когда я стал  с фактами и с доводами доказывать мою антикоммунистическую теорию, тётя Паша, предвидя, куда приведет моя риторика, села на колени и слезно умоляла: «Арарат, только Ленина не трогай! Неужели он тоже с ними заодно?».
Надо было видеть, какой горький  отпечаток печали, разочарования и глубокого переживания человека, потерявшего идеалы, был на   лице бедной тети Паши!

***
В периоды жизни в Ереване моя теща очень переживала факт потери связи с коммунистической ячейкой, что по Уставу компартии СССР могло привести отчислению из её рядов. Поэтому она в Ереване зарегистрировалась  при нашем ЖЭКе и посещала  партсобрания раз в месяц.
За неделю до собрания мы ощущали некоторое оживление и даже ажиотаж в ее поведении. Это сопровождалось хождением в парикмахерскую и наведением полного марафета накануне собрания.
Собрания проводились на армянском языке, поэтому она туда являлась с моей пятилетней дочерью, которая тоже очень любила ходить на эти собрания.
Моя теща  нашу дочь иногда в «воспитательных» целях в ультимативной форме запугивала, говоря:  «Если не съешь, на партсобрание не возьму»!
Каждый год летние каникулы мы проводили в России, где моя теща, искупая вину за столь длительное партийное «бездействие», ходила в партийный комитет и брала партийную нагрузку в виде общественной деятельности. Как правило, эта деятельность сводилось в организации лекций на антиалкогольные темы на территории нашего двора.
На этих собраниях, чтобы не подводить и не огорчать мою тещу, бабушку моих детей, присутствовала вся наша семья и пенсионерки-соседки, «боевые» подруги  тещи. Хотя, не мешало бы присутствовать молодежи этой округи.
Подавляющее большинство местной  молодежи, не дожив до 35 летнего возраста, умерли от алкоголизма. Я не могу без грусти вспомнить этих ребят, которые с удовольствием беседовали  со мною летними вечерами, слушали мои речи и тянулись ко мне. Они все были очень добрыми и неглупыми парнями. Однако в СССР были созданы жуткие  условия, в которых  выживали только очень крепкие и устойчивые по характеру люди.
Эти ребята не смогли найти себя, как и многие, потеряли интерес к жизни и от безысходности  предавались самозабвению, заглушая внутреннюю тоску и скуку водкой.

***
Мои первые смотрины состоялась летом, на третьем году после нашей свадьбы. Мы приехали в Россию в гости к теще.
По ее поведению чувствовалось некоторая суетливость и стремление оправдаться перед подругами и соседями за  совершенный дочерью грех.
Для этого она старалась  представить всюду мои достоинства, дабы убедить их, что вроде бы не очень то плохо. Правда, не такой  он уж абрек и чурбан (черно…).
Меня это унизительное состояние сильно раздражало. Ничего хорошего, когда тебя  разглядывают с ног до головы, как будто покупают себе раба. Порой во мне прорывалось неуемное желание осуществить дерзкий поступок.
Помню историю, которая случилась после моей эмиграции в Россию. Моего близкого друга, армянина из Еревана, который также эмигрировал в Россию в самые темные и холодны дни для Армении (очень известного уважаемого человеку не только в пределах этой области), позвали в школу на судилище его сына, который совершил хулиганский поступок по отношению к своим одноклассникам. Когда сыну моего друга надоели издевательские выходки одноклассников, которые его обзывали черно…., он схватил их за шиворот, силой притащил в туалет, закрыл двери и заставил их спустить штаны. Потом он спустил свои штаны и заставил их задуматься, у кого она чернее….

***
Изучая психологию людей, я старался трактовать и  находить причинно-следственные связи совершаемы ими  поступков.Тогда я для себя открыл новый вид людей. Это были «амбициозные паразиты- бездари», которые собственную несостоятельность или ущербность компенсировали унижением более достойных.
К моему сожалению, пропуская далее всех моих окружающих через сито моих параметров обнаруживал, что подавляющее большинство людей относятся к этой категории.
В результате  я понял, откуда берет начало хамство или, как я называю, психология «трамвайного  хама».
Стоя на ступеньках трамвая и затевая ссору (умышленно), хам дожидается остановки, после открытия дверей сочно и от души грубит, оскорбляет  и выскакивает с трамвая на перрон…
Какое удовольствие. Он безнаказанно  унизил…

***
Соседка моей тещи, Тома Чеплянская, была спекулянткой. Она торговала ворованными  автозапчастями. Поговаривали, что она  воровала из частных огородов овощи и цветы и продавала их  перед магазином.
Соседки моей тещи любили в теплую погоду, особенно вечером, собираться  на лавочке перед домом  поболтать.
Теща, зная скандальный и задиристый характер Томы, избегала общения с ней. Однако, вежливость не позволяла нагрубить ей, когда она к ней обращалась. И тут такая богатая тема. Зять кавказец приехал погостить. Надо же высказать свое авторитетное мнение и получить наслаждение как истинная трамвайная хамка.
-Ну что, Анна Александровна, дорогие гости приехали? Поздравляем!
-Спасибо,- сдержанно и без комментариев отвечает теща.
-Ну чем же там Ваш зять занимается? Небось, подпольный цех держит? Они там все спекулянты!
-Зять ученый и с утра до вечера в лаборатории экспериментирует.
- Ничего, зато в саду мандарины и апельсины растут. А рано весной мимозой можно торговать.
-Зять в Армении живет в двухкомнатной квартире на четвертом этаже.
- Знаем, знаем. Каждый год отдыхаю  на берегу Черного моря. Там все армяне. Как они жируют за наши деньги. Вот сволочи! Они все спекулянты,- не дожидаясь даже ответа уязвленной и униженной перед  соседками тещи, Тома  чинно и победоносно ушла.
- Анна Александровна, да что же Вы робеете. Да с ней только матом надо говорить, а Вы как будто  оправдываетесь, - раздраженно вскрикнула вслед  Томой соседка Рая.
-Да я никогда матом не ругалась, и таких слов даже не знаю, чуть не заплакав,  оправдывалась моя теща...

***
Мария Дмитриевна и Михаил Григоревич Гуленковы могли бы служить типажом примерной супружеской пары  на закате коммунистической России.
Мария 30 лет поработала с тещей в интернате, а Гуленков был лесником в Брянских лесах.
Мой «дебют» - побыть на смотринах предстоял у них в семье.
Я с легкостью схожусь с людьми,  нахожу подходящую тему и веду себя непринужденно  в незнакомой среде. Поэтому, званный  в мою честь вечер в семье Гуленковых прошел на ура. Я был в ударе, без секунды паузы говорил, рассказывал, смешил, веселил народ. Помню, что хозяйка все время вытирала слезы от смеха.
Все было прекрасно, на прощанье моя теща удостоилась самых лестных отзывов в мой адрес.
- Повезло же тебе, Анна Александровна. Прямо подарок судьбы такого зятя иметь.
-Арарат, теперь уже можешь считать, что ты у нас желанный гость. Как будешь в наших краях, так сразу в гости просим! Даже и тещу не надо спрашивать, - целуя и взяв меня в объятья, прощалась со мной Мария!
Вернувшись домой, я продолжал находиться в приподнятом настроении, однако вскоре пришлось сникнуть, увидев недовольное и траурное лицо тещи.
Я вспомнил рассказ Шукшана «Крепкий мужик», где зять с тремя тракторами свалил деревенскую церковь 17 века и был очень удивлен, не находя дома достойной встречи со стороны тещи и жены.
Но   бригадир третьей бригады колхоза «гигант» Шурыгин Николай разрушил церковь. Чем же я провинился?
- Знаешь, у меня все друзья воспитанные и уважаемые люди. И когда они делают вид, что им это все нравится и что они этим всем очень довольны и рады, это всего лишь вежливость воспитанных людей. Тебе понравилось, как ты себя вел в гостях?- начала теща  прокурорским тоном.
-А в чем Вы меня упрекаете?
- Ты в первый раз  у этих людей в гостях. Сам себя избрал тамадой. Бутылки открывал, сам наливал в стаканы, не давал хозяевам слово сказать. Скажи, кто за весь вечер говорил, кроме тебя?
У телефонного аппарата лежала телефонная книга, где я отыскал телефон Гуленковых, спокойно набрал их телефон. В ответ услышал бодрый и радостный голос хозяйки. Я ей сообщил, что мы уже дома, что доехали без проблем, и перед тем, как попрощаться, так, между прочим, спросил:
-Мария Дмитриевна. Правда Вы довольны, как мы сегодня посидели и веселились? А то моя теща тут говорит, что  Вы просто воспитанные люди и поэтому так…
После телефонной беседы с подругой моя теща еще больше помрачнела, и перед тем, как мне объявить месячный бойкот, выцедила сквозь зубы:
-А я тебя так старательно представляла как хорошего и воспитанного…

***
Моя мама любила повторять  турецкую поговорку: «Анансана бах, кзна ал», что означает «посмотри на мать, возьми в жену дочь»!
Если бы я поступил так, как мама говорила, то наверняка сбился бы наказ отца!
Если бы мой отец, отговаривая меня  жениться на русской, мотивировал бы это тем, что у нас совершенное разная ментальность и мироощущение, жизненный тонус и энергетика, то он оказался бы более убедительным.
Опыт аналогичной истории у меня уже имелся из Ереванской жизни.
Каждый раз, после дружеских сборищ, вечером у нас с женой проходили подобные разговоры. В результате, на очередную встречу мы с женой пошли, заранее договорившись, что она пойдет со мной при одном условии, что я сам себя не изберу тамадой и не буду проводить весь вечер в режиме «соло»! 
Первые 30 минут прошли в суетливой бестолковщине, когда под конец именинник посмотрев в мою сторону, строго спросил: - Как долго мы будем здесь суетиться, когда наш уважаемый тамада начнет вечер…
Я долго сопротивлялся, тем самым вызывая удивление друзей и под конец, не выдержав натиск и давление, признался, что с женой имеется такая договоренность…
…После того, что устроили мои друзья с женой, это можно назвать ликбез для начинающих русских жен, проживающих в Армении с мужем армянином, жена со мной перестала ходить на всякие мероприятия.
Женщины, призванные остановить коня на скаку и без боязни в горящую избу заходить, не обучены признавать свои ошибки, ибо по определению они всегда правы…
В русской ментальности армянский азарт, темперамент и искренность в общениях воспринимается как признак невоспитанности…

***
На предложение моей тещи поехать с ней в Тамбовскую область и познакомиться с ее старой мамой,  которая имела желание перед смертью посмотреть на мужа своей любимой внучки, несмотря на мою настороженность, не смог отказать.
Я всегда мечтал побыть в гуще российской глубинки и общаться с простыми тружениками, чтобы познать русскую душу. Если бы на выбор, то я бы выбрал рязанщину, чтобы понять, откуда в свое время черпал столько нежности и лирики Есенин? Хотя со временем все меняется, но природа все же не настолько подвижна и изменчива.
Не имея другого лучшего выбора, я часть летних каникул 1991 года провел в России. Когда 12 июня вся Россия выбирала первого президента, в дни святого Троицкого праздника, мы с тещей отправились в Тамбовскую область.
Моя теща -  первая в семье, всего ее мама родила 10 детей. Только этот факт достаточен, чтобы у меня был интерес встретиться с ней.

*
После прогулки по окрестным местам и наслаждения красотой нетронутой природы, нам предстояло великое испытание – празднование Троицы в сочетании с отмечанием приезда дорогих гостей.
Брат тещи, Валентин, работал председателем Сельсовета, поэтому этот прием спонтанно перешел в стандартное  собрание партхозактива.
Конечно, на мне было сконцентрировано особое внимание.
Спонтанно возникло профессиональное соревнование - чей самогон лучше?
 Такому повороту событий способствовала моя неосторожная фраза о том, что я очень хорошо разбираюсь в процессе самогоноварения.
Вообще в России, где имеется особый культ  горячительных напитков и к самогоноварению, очень низкий уровень знаний именно в этой области.
Мои стихийные опросы разных аудиторий, где приходится часто выступать, показывают, что практически все опрошенные уверены, что надпись на этикетке бутылки водки  40об. означает 40 оборотов.
Самое обидное то, что никому никогда не приходило в голову интересоваться или засомневаться, как можно измерить содержание спирта (этанола) в водном растворе оборотами?
Когда я все же решил перевести праздник в более интересное русло и начал беседу об алкоголе и вокруг него, о способах очистки спирта от примесей, я сразу завоевал симпатию присутствующих и оказался в центре внимания.
Трудно описать то оцепенение, которое охватило народ, когда они узнали, что 40 об. означает 40 объемных долей этанола в  водном растворе.
Процесс сопровождался обильной дегустацией самогона, который я терпеть не могу. При этом, каждый изготовитель, как оказался, без исключения женщины, перед дегустацией подробно рассказывали свой «секрет» очистки: молоком, древесным угольком, медицинскими таблетками активированного угля,  марганцовкой…
Я делал робкие попытки разъяснить всем, что все представленное на дегустацию образцы самогона - дерьмо, так как все образцы содержат сивушные масла, наличие которых подтверждается мутностью самогона. А сивушные масла – яд. Следовательно, все то, что они потребляют – ядовито и опасно для жизни.
Я рисковал потерять оказанное мне доверие и уважение. Схватив взгляд тещи – понял: - я перегнул палку. Я посягнул  на святое.
И тут я уступил и согласился дегустировать каждый образец.
Находясь уже в хорошем настроении, я произнес тост за креативных и творческих русских женщин, и разошелся настолько, что прочитал маленькую лекцию на тему: «Химические и физико-химические методы аналитического контроля самогоноварения или спиртового брожения углеводов ферментацией».
В завершении лекции предложил тост:
- Я бы без колебания предложил вручить Нобелевскую премию той русской женщине, ибо уверен, что только русская женщина на такое способна, которая впервые применила резиновую перчатку для осуществления аналитического контроля скорости выделения углекислого газа и определения конца реакции ферментационного брожения глюкозы».
Моя репутация была спасена, зато было  подорвано здоровье.
Смутно помню, что потом мы ходили по деревне с гармонистом и, подтанцовывая в присядку, пели частушки.
Так как была дождливая погода, меня переодели в кирзовые сапоги и телогрейку…
 Надо полагать, что частушки я пел на русском, так как помню, что все  куплеты были встречены бурными аплодисментами…
Ночь прошла в страшном кошмаре. Воротило и скручивало  так, как будто во мне  внутри грызлись злые коты…
Баба Лиза, мать тещи, на встречу с которой мы приехали в Тамбовскую область, на смотринах, проявила ко мне трогательное сочувствие.
Она разбудила всех и вывела во двор, где я кувыркался на траве, скручиваясь в адских болях, и стонал, переходя в жалкие крики…
Рассвело. Начинался новый день в  деревне.
Краснощекие, кровь с молоком женщины, доярки фермы, которые вчера со мной праздновали Троицу и слушали мою лекцию про ферментацию углеводов, по дороге на ферму зашли на минуточку поинтересоваться, как себя чувствует дорогой зять.
Посмотрев, как выглядят эти женщины на следующий день, после того как, я понял, что Некрасов сильно занизил оценку боевых качеств русских  женщин…
- Да мы сейчас, мигом вылечим его. Егор, ну ка давай налей ему 100 грамм.
- Неееет, взвизгнул я, и укрылся в углу предбанника.
- Все так говорят, зато потом, так полегчает, что…
Я никогда не опохмелялся, так как никогда не опускался до  такого свинского состояния…
Лучше бы я умер сразу…
Совершив свой «гуманный» поступок, доярки ушли с чувством исполненного долга. В доме остались я, моя хмурая и огорченная от такого позора теща, Баба Лиза и 14 -летний сын хозяина – Андрей.
- Андрей, у вас дома ружье есть?
- Да, дядя Арарат. А зачем оно Вам?
- Андрей, дорогой, вытащи, заряди и  умоляю, застрели меня! Я больше не могу.
Андрей удалился, а я лежу на сене и представляю как на родине - в Армении  обсуждают и трактуют  слух о моей трагической смерти в Тамбовской области России...
 Внезапно меня окружили более десяток мужчин и стали тревожно спрашивать, что случилось. А я их спрашиваю:
- Что от меня хотите? Ну, жалко ли вам патрона для хорошего человека? Пристрелите, пожалуйста, мне ооочень больно! Больше не могу...
Меня спасло то, что к полудню от бессонной ночи и мучений я переутомился и можно сказать, вырубился лицом в  сено.
То ли особые эфирные масла из травы оказали свое фитотерапевтическое воздействие, то ли этанол все же полностью расщепился в ацетальдегид, который полностью улетел из легких и кровь очистилась. В результате, я после шестичасового сна проснулся, хоть и в туманном, но в сознании…
Вечером опять собралась веселая компания, на этот раз для прощания.
Мои смотрины пришли к своему бесславному завершению.
Валентин поднялся и сказал тост.
- Дорогой Арарат, все наши односельчане выражают тебе благодарность за невероятно интересные истории, которые ты поведал нам вчера за столом. Так много интересного и полезного мы узнали! Все бабы завидуют моей сестре! Какая же ты счастливая, сестра. Какой у тебя золотой зять!!!
- Дорогой Арарат,- продолжал Валентин, - огромная просьба от имени трудящихся, которые в восторге от твоих частушек. Пожалуйста, перепиши эти частушки.  Не откажи, пожалуйста!
Я уловил строгий и суровый взгляд тещи, робко привстал, притирал  руки, и  заикаясь, сказал:
- Какие частушки? Я вообще не знаю частушек, тем более на русском. Где мне было их учить?
- Мы уже поняли, какой ты юморист. Сколько смешных анекдотов ты вчера рассказывал. У всех на устах, прерывая друг друга,  пересказывают с кавказским акцентом. Если бы еще на неделю остался бы погостить, вся наша деревня начала бы говорить с кавказским акцентом…
Я сидел, крепко сжимая зубы, и стонал от боли. Боже мой, «и этот храм я тоже  разрушил…»?
- Ну не капризничай, напиши частушки. Если лень, продиктуй. Андрюша, ну - ка тащи ручку и бумагу, - настаивал Валентин, - Там, что - то про зайца, что курит сапог. Потом про гребешок…
- Боже мой, ребята, не шутите так. Мне и так тошно. Не трогайте мою больную душу. Извините, но я не рассчитал. Но бывает. Ну, простите…
- А за что ты извиняешься? Все было здорово! Давно так не веселились, - крикнул кто-то из толпы…
…В молодости я увлекся сюрреализмом, и когда баловались, соревнуясь друг с другом, сочиняли соответствующие частушки,  почему то на русском языке. Возможно, в пьяном угаре меня понесло, и я выдал весь репертуар. Вот они, куплеты моих частушек:

А иду я по колхозу,
А в кармане гребешок.
А кому какое дело?
Я ведь тоже человек!

Хорошо поешь, замечательно,
В колхоз пойдешь, обязательно!

Сидит заяц на заборе,
Курит вяленный сапог.
От чего же не покурить,
Тоже ведь позиция.

Опа, опа!
Жареные раки,
Приходите в гости к нам,
Мы живем в Бараке…

Таких частушек мы сочиняли большое количество. Я думал, что я их забыл. Оказывается… 
Теперь уже никто не установит, что там еще я исполнял, подтанцовывая вприсядку цыганочку под гармонь, но судья по восторженным откликам про мой «бенефис» аля сюрр, кажется, я там выложился сполна и выдал  полноценную программу…

***
Обратная дорога поездом была напряженная и угнетающая.
Теща старалась в мою сторону не смотреть. Только один раз выцедила сквозь зубы:
- Я же говорила, что все мои родственники воспитанные и вежливые люди. Надеюсь, ты понимаешь, что все лестные слова в твой адрес, всего лишь проявление уважения ко мне. Они меня очень любят и не хотели меня огорчать…
А я, прислонив голову на подушку и легко покачиваясь, размышлял, насколько был прав мой отец, когда уговаривал меня, никогда не жениться на русской женщине…?

08.05.2012 Брянск
 



 


Рецензии