О бабочках

 Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озарённые светом сферы вечности
      
      Бабочка — символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы

      Бабочка считается символом Великой Богини (Великой Матери, Magna Mater). Образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории человечества, к палеолиту. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, и была бабочка.

      Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну (например, римляне называли бабочку feralis- «свирепая»), что бабочки — это души умерших.

      Кроме того, во многих культурах бабочка символизирует преходящий характер радости.

      В Китае это крылатое существо обозначает бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето. Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой — красоту в старости, с пером — долголетие.
    
      Образ бабочки встречается в даосских притчах . Так философ Чжуан-цзы однажды во сне увидел себя бабочкой. Проснувшись, он не мог понять: Чжуан-цзы видел во сне, что он — бабочка, или бабочке теперь снится, что она -Чжуан-цзы?

      Другая история, рассказанная Чжуан-цзы, повествует о том как молодой ученый, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся в частные владения отставного судьи и, увидев его дочь, был настолько заворожен ее чарами, что решил упорно трудиться и попытаться получить ее в жены. В этом он преуспел и поднялся до высокого чина. Здесь бабочка — это знак супружеского счастья, можно сказать, китайский Купидон.
    
      У японцев бабочка символизирует молодую женщину, а порхающие одна вокруг другой бабочки означают семейное счастье. Белая бабочка — дух умершего.
    
      В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, «Принца цветов» Шочипильи. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом колышащегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка — это богиня Ицпапалотль, «Обсидиановая бабочка», ночной дух пламенеющих звезд и вместе с тем — символ душ женщин, умерших при родах.
   
      Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея, имя которой значит «душа», представлялась в виде девушки с крыльями бабочки.
      
      В христианстве стадии развития бабочки олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда изображается в руке младенца Христа, что символизирует возрождение и воскресение души. На картинах, изображающих жизнь в раю, такие крылья имеет душа, которую Творец помещает в тело Адама.

      В германо-скандинавской мифологии эльфы, духи воздуха, изображались в виде красивых маленьких человечков с крыльями бабочки.

      У славян с бабочкой связываются прежде всего представления о душе. В народе зачастую говорят о бабочке как о душе умершего или предвестнице смерти, а иногда и образе смерти.
      
      ... А имя бабочки - рисунок,
      Нельзя произнести его,
      И для чего ей быть в покое?
      Она как зеркальце простое.

      Пожалуйста, не улетай,
      О госпожа моя, в Китай!
      Не надо, не ищи Китая,
      Из тени в свет перелетая.

      Душа, зачем тебе Китай?
      О госпожа моя цветная,
      Пожалуйста, не улетай!

    Арсений Тарковский


  лучше бы мы этого не знали...
  ведь они прекрасны и ранимы.
  наши души, мира пилигримыҐ
  крылышками нежными махали.





    Carl Brenders - всемирно известный бельгийский художник и натуралист. Он родился в 1937 году в Антверпене, учился в Академии Искусств в Антверпене и позже в Berchem. Проиллюстрировал более 20 книг в серии под названием "Тайная жизнь животных". Сначала он делает эскизы карандашом; из этих эскизов создаёт картины, работая в смешанной технике гуаши и акварели, которую развивал в течение 25 лет. Искусство Brenders' имеет международное признание. Он широко известен в Северной Америке, во Франции, Испании, Голландии и в его родной Бельгии. Сам художник говорит так: "Природа уже красива, уже прекрасна. Именно поэтому я рисую с большим количеством деталей , и таким большим реализмом - чтобы достичь совершенства"


Рецензии