О Ю. Кублановском
Московского клуба. 1994. 399 стр.
Книга Юрия Кублановского — избранное из ненапечатанного. Большинство
стихотворений публикуется в России впервые. Четверть века не просто работы
или творчества, а — жизни представлены в этой книге. Каждое стихотворение с
датой, как с печатью времени и обязательством перед ним и собой: не лгать. И
поэтому преобладающая интонация — неторопливого и сосредоточенного
размышления. Без автоподзавода, опасного разгона, когда поэт проскакивает
истину, как неприметный поворот к родному дому, и продолжает нестись,
убеждая себя и других, что скорость и есть единственный смысл его движения.
Ю. Кублановский — в сущности, странник. Главное — дорога, ее прихотливые
повороты, медленное насыщение глаза и разума. Только так пройденное
становится любимым, а увиденное — родным.
Ивы ищут зеркального броду,
их русалочья тяга слепа.
И в слоистую сыплется воду
световая — сквозь гривы — щепа.
Провожальщицы конных и пеших,
словом, всякого, кто тороплив,
жены-ивы с куделью затлевших
и прилежно расчесанных грив.
Именно из этого медленного, любовного отношения к миру и вырастает
повышенная ответственность перед ним. Ты уже не просто скользящий и
неизвестно куда летящий полуопознанный объект, но человек, живущий здесь,
приросший к пейзажу истории и природы. Конфронтация с властью и вырастала на
почве такой ответственности.
Москва, “лжебелокаменнодвуликая”, и простодушная российская провинция — вот
два полюса, между которыми так или иначе проходила жизнь. От современности и
“совдепии” — уход в историю и старину, в вечно сияющую природу, в
христианство. Неторопливая, трудно поддающаяся переменам провинция
становится символом несуетного отношения к миру. Русский Север, Соловки,
Плещеево озеро, Волга — чем дальше от Москвы, тем больше простора и воли;
чем больше родной земли пропущено через глаза и сердце, тем она дороже и
больней.
Схватил бы я в цепкие руки гитару,
напенил цимлянским бадью
и гнал бы и гнал из Симбирска в Самару
под парусом крепким ладью.
Именно в строках, посвященных русской природе, просыпается “атаманская
стать”, хотя поэт и пытается выдавать себя за смиренного инока. Именно
природа дает силы жить и надеяться на лучшие времена. Правда, они всегда не
там, где их ждут. Возможно, и были они для поэта в те трудные 70-е годы,
когда писались его лучшие стихи, когда он был молод, когда вопреки всему, а
может, и благодаря, рождалось в его скитаниях по стране чувство любви к
России, где “мужикам нельзя не пить, а бабам не ворочать шпалы”. Это чувство
у поэта менее всего декларативно, он избегает прямых признаний, за
исключением, может быть, единственного: “Родину ниоткуда как не любить до
крику?” Но это — “ниоткуда”, а дома кричать не нужно, можно просто любить —
видеть, слышать, осязать.
Россия, ты моя!
И дождь сродни потопу,
и ветер, в октябре сжигающий листы...
В завшивленный барак, в распутную Европу
мы унесем мечту о том, какая ты.
Духовный пейзаж советского диссидента дополняют любимые поэты — Батюшков,
Лермонтов, Китс, Клюев, Хлебников, художники-импрессионисты, Ван Гог. Слова,
сказанные Кублановским о любимом художнике, можно отнести и к нему самому:
“У глаз мельтешившую явь, как осу, удержал в кулаке”.
Я думаю, что Кублановский в любом социуме был бы “против”. Он диссидент не
по ситуации, а по призванию. Только в противостоянии находит он силу для
существования. Это заметно и по стихам последних лет, когда давно дождались
“жирной, траурной над бровастым полосы” и “вдруг обреченно открыли, что
нечем и некому мстить”, и “стало таинственно, страшно и, в общем, невесело
жить”. Сейчас “становится жалко и красноармейца, не только царя”. Сейчас уже
не получается — “ницшеанствовать бы с охоткою, тайно веруя в благодать”, и в
последних стихотворениях религия — уже не инструмент противления и прибежище
социального одиночки: в Боге обретается ускользающий смысл бытия.
Новый мир, 1995, 6
Свидетельство о публикации №113072804954