Рецензия на статью Велентины Суворовоой

Рецензия на статью Велентины Суворовоой

 Валентина не поняла, во-первых, смысла денег, которым сегодня манипулирует каждый как рычагом. Во-вторых, она не поняла смысл государства. Отсюда и ее представления. Останавлюсь подробно на этих вопросах.
В советском обществе деньги значение имели с точки зрения государства, а для людей они были не более как потребительной стоимостью, отражавшей доходы каждого. Ими манипулировало государство как политическим рычагом. Потом деньги оказались в руках людей. И так называемое государство и люди вступили друг с другом в рыночные отношения. И поскольку государство было захвачено отдельными людьми, то и оно стало противостоять своим гражданам как главный владелец денег.

  В истории развития человеческого общества впервые основу общества образовали деньги, находящиеся и работающие в руках людей. Владельцы денег - не экономические категории, а индивидуальные, ориентированные на свои личные интересы и полностью подчиняющиеся законам делания денег. Это фигура потребительского общества. Здесь экономические законы, управлявшие миром ранее и так или иначе объединявшие людей, отпадают и заменяются индивидуальными механизмами, в силу чего люди, наоборот,  изолируются. А это уже само по себе говорит, что деньги уже не характеризуют экономику (индивидуальное производство - это не экономика, равно как и производство, подчиненное интересам индивидов, тоже не экономика). Деньги здесь характеризуют только человека, его отношения к миру и к самому себе и заняты им. Точно так же как и люди заняты деньгами. Слившись с деньгами, человек отрицает старое общество и вместе с тем в деньгах он созидает самого себя, но превратно, в форме отчуждения. Тем самым уходя от своего прошлого. Человек поэтому в деньгах предстает воплощением отчуждения и как разрушитель. А суть этого отчуждения, выраженная в крайнем эгоизме, проявляется как уход от действительности и замыкание в себе.

 Видеть только самого себя, стремиться только к своему личному благу здесь по этой причине для индивида выступает центральной задачей (экзистенциализм). Человек познает мир, осознавая его в самом себе как такового. И это уже закон, отражающий его стремления. И как бы ни был противоречивым и болезненным этот процесс, в нем исторически впервые становится человек как индивидуальность, следовательно, как личность, именно в силу денег отчуждаясь от старого общества и от самого себя. И мир рушится бессознательной деятельностью людей в их отчуждении как от мира, так и друг от друга и даже в бессознательном самоотчуждении. И здесь он должен познать себя и овладеть собой и осмыслить свое назначение и свое отличие от общества, основанного на эксплуатации человека человеком, именно отделив себя от этого общества. Человек сегодня стал одиноким, и это его положение сложилось всеобщим принципом. Отсюда и делайте выводы, как человеку было трудно дойти до этого одиночества, облачившись в деньги, и как ему будет трудно теперь освободиться от этого состояния.

 Но история весь процесс развития подвела к тому, что не только человек слился с деньгами и именно в этом отрицает себя в старом лице, но и государство и другие структуры общества полностью перешли на денежную основу. Стало быть, в деньгах происходит и самоотрицание общества.

 Это - самый сложный процесс, вобравший в себе всю тайну денег. Деньги, и только деньги, которые превращают людей в безмолвных рабов, превращают их и в свободных личностей. Деньгами манипулировать может каждый, им люди могут манипулировать, и объединившись. Тогда они могут создавать великую силу и вполне законными путями побивать своих конккурентов. Деньги не могут быть отменены, как не может быть отменено и государство. Они только отпадут за ненадобностью. И в любом случае это будет происходить лишь постольку, поскольку этот процесс объективно все развитие подведет к новому объединению людей, а новое объединение людей будет манипулировать деньгами, как сейчас им манипулирует каждый, включая и государства. И это объединение может начаться с использования всех достижений социалистического строительства в мире. Но не возвращаяссь к социализму.

 Многие, вероятно, сегодня задумываются, недоумевая, куда же девались революционеры, которые шли на гибель во имя общества, и почему сегодня так невозмутимо все переносит народ, и наш ограниченный ум сегодня революционеров воспринимает фанатиками. И это не случайно. Теперешняя обстановка исключает такую форму борьбы. Ибо эту революционную роль сыграли деньги. И продолжают играть по сей день, - деньги, оторванные от стоимости (производства) и принявшие самодовлеющий характер, в которые, как мы уже знаем, облачилась человеческая личность. И человеку в этих условиях не остается ничего, как только «пытливо искать» самому и мучительно размышлять о своей тяжелой судьбе в «бешеной погоне за деньгами». И именно потому, что деньги были могущественными, мы не восприняли их, а лишь с изумлением взирали, фиксируя необычность событий, происходящих в нашей жизни со времени освобождения денег. Действительно, оглянитесь назад и оцените трезво весь период «перехода к рынку», и вы увидите, что с нами сделали деньги за сравнительно короткий срок. Они нас опустошили без войны и стихийных бедствий. Никогда еще не было, чтобы целые народы были разорены в столь короткий срок и неожиданно оказались в нищете и бились в судорогах. И теперь, когда на новой основе происходит трудное возрождение, прошлое остается грозной силой, наводящей страх своим возвращением, а потому своеобразным стимулом, подталкивающим общество только вперед. Сегодня нам даже страшно оглянуться, и мы изо всех сил стремимся вперед, и в то же время, перед собой видя только лживый «разумный рынок» по стандартам Запада. И не трудно себе представить, какую колоссальную силу человек прилагает на то, чтобы только сохранить свою жизнь на земле.

 И этот самый большой оптический обман, мистифицирующий наше сознание, есть денежное рабство, в котором целые нации оказалась не через колонизацию, а заграничные деньги. И этот обман обманчив именно тем, что мы можем «процветать», но только для того, чтобы подать еще глубже. Что здесь может делать государство? Манипулировать деньгами, управлять кредитом и способствовать формированию нового объединения.

 И это говорит о том, что кризисы не только неизбежны, но они возвращаются, как витки спирали, на более высокой ступени. Рас старое умирает, а новое «бьется» в старом облачении, то все происходит в «постепенности», подготавливающей «неожиданные скачки». И это еще более пугает людей и заставляет их еще сильнее задумываться, острие критики направляя против государства и спасения свое видя только в нем. Ведь откуда им знать, что все это «творят» деньги, а они являются их жертвами. Они просто по старой привычке всего требуют от своего государства, которое само безнадежно запуталось в этих же деньгах и теперь совсем не знает, как с ними поступать, как справится с ненасытными стремлениями своих граждан, людей. И что же здесь могут делать «революционеры», причины всех бед видящие в государственном устройстве и тем более в отдельных лицах. По моему, кроме разрушений «революция» ничего не принесет. Деньги попросту сталкивают людей друг с другом, заставляют их воевать между собой и со своим государством.

 Таким образом, освободившись от капитала и товарного производства, мы оказались во власти денег. А это значит, что мы оказались во власти всемирного индивидуализированного капитала. Теперь деньги манипулируют нами. И теперь мы вынуждены идти только вперед, преодолевая ограничения, накладываемые деньгами (инфляция и т. д.) , и идти вперед именно в духовном освоении своей жизни. Осознавая те отношения, в которых мы находимся друг с другом (со своими детьми, женами и мужами, всем кто нас окружает, включая и государства А поскольку дух (сознание) становится только в голове каждого отдельного человека, а не в обществе как сознание общества, дух нации, то мы (это сознание уже умирает), сосредоточенные на внешних проявлениях жизни, в мире не видим ничего, кроме своего собственного падения или «взлета». А это есть, в сущности, результат разобщенности людей, в принципе уже равных как, например, партнеры. История еще не знает такой разобщенности людей. Люди всегда были так или иначе объединены, где их отношения друг к другу определялись социальной иерархией. И всегда существовал общественный взгляд на развитие. Взгляд изолированного, одинокого человека, стремящегося только к своему собственному благу, «мировоззрением» целой эпохи становится только в век рыночной идеологии – в эпоху распада капитализма, в котором человек действительно отделяется от капитала и бежит от капиталистического общества, еще не зная, что с ним происходит. И эти люди за этими индивидуальными представлениями не видят общества, которое уже не является обществом в обычном понимании (стало неким соединением атомов). Ни старого и ни нового. Старого как общественно-экономическую, а нового как общества людей. Стало быть, они просто не видят друг друга за ослепившими их деньгами, за свои собственным благом, за свои одиночеством.


Рецензии