Ой, дурят нашего брата!

I  КАКОВА ВАША ВНУШАЕМОСТЬ?

Дело было в седьмом классе. Приехал Виноградов, маг и чародей – и школяров пригнали в актовый зал.
– Ну, дети, давайте проверим вашу внушаемость – подвержены ли вы гипнозу? Сцепите пальцы в замок – вот так. Я буду считать, а вы вслушивайтесь. Если пальцы сцепятся, это не опасно. Я вам помогу расцепить. Начали? Раз, два… Ваши пальчики тяжелеют…
А я мальчуган вдумчивый, начитанный. Кумекаю. У кого пальцы сцепятся, будут потом на сцене подопытными кроликами. Попробую, подвержен ли я гипнозу? Считает маг, вслушиваюсь. Чувствую – тяжелеют пальчики-то, уже и не расцепить! Сверкнула мысль: "Не хочу быть кроликом!" Пора откат делать!

Перестал вслушиваться – пальцы обмякли, не успев сцепиться. Понял: гипнозу подвержен. Вовремя почувствовав опасность, могу и не стать жертвой гипноза.… На сцену Виноградов вывел около десятка ребят. Протыкал иглой, заставлять бревном висеть между двух стульев. С той юной поры, читая и слушая, распознаю, что меня в чём-то пытаются убедить, не приводя достаточных оснований. Такой бездарной пропаганды полно в сетях. Полно и тех, кто всему верит. Я не из тех. Убеждения вызревают не сразу, проходят обкатку, в итоге могут и развернуться наоборот. Субъект автономно мыслящий, слабо ассоциирующийся.


 II  О КУЛЬТУРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ДИСКУССИИ И ЦИТИРОВАНИЯ

"Я ненавижу сплетни в виде версий" – пел Высоцкий. Собачье лицо поколения. Каждый борзописец или просто заснявший на сотку ЧП готов раскрутить сенсацию да навариться на этом. Потому и размывается, более того – мистифицируется всё — правда о ВОВ, о Чернобыле, гибели "Бурана"... Инопланетяне, сговорившись с ЦРУ, устраивают сейсмический толчок, в результате которого всё содержимое энергоблока АЭС, распыляясь, выбрасывается в атмосферу. Затем зелёные человечки, вооружившись АКМ, рушат ангар, обломки которого хоронят советский Шаттл, слетавший таки в космос беспилотно. Каждый волен верить любой интернет-байке, на тот вкус, который ему ближе.

Лично я пока своими глазами не увижу хотя бы вторичные документы, не вправе делать никаких выводов. А излагая версии, обязан ссылаться на проверяемые источники. Такова культура исследования и исследований. Редко когда от неё отступают учёные, и тогда их с позором изгоняют из цеха. Доказали, что известный японский генетик подтасовывал факты. От него отвернулось мировое сообщество биологов. Иное дело журналисты СНГ и мира. В их практике преступление против истины не считается преступлением. Жёлтая пресса фабрикуют любые сведения, если это не попадает под уголовное преследование. И если "утка" подгорит, то номер выдаётся за просроченный первоапрельский розыгрыш. Это реальная практика журналистики.

Если хочется убедить кого-то в том, в чём убеждены, будет хорошим тоном, если дадите ссылки не только на информацию, которая убедила, но и на весь комплекс "сплетен в виде версий". Иначе, давя личным авторитетом, хорошего впечатления о себе не оставите. И если не получите по сопатке, то вы убеждали безвольную куклу, или влюблённую в вас матрёшку.

Гибель Гагарина. Есть версия о том, что его самолёт летел без маяка свой-чужой. Вот его ракетой земля-воздух и сбили бравые наши ракетчики. Мне, например, кажется абсурдом, что тренировочный самолёт ВВС вдруг полетел без опознавательного маячка свой-чужой. Либо была неполадка, либо диверсия. В любом случае это версия конкурирующая с официальной, весьма правдоподобной — версией о аэродинамическом ударе вследствие пролёта сверхзвукового самолёта, в результате ошибки диспетчера. Примерно так погибла когда-то в воздухе ташкентская футбольная команда "Пахтакор". Версия о ракете якобы сбившей Гагарина – одна из версий, степень вероятности которой оценивать комиссии специалистов, не одному человеку. Специалистам в области аэродинамики и прочая, и прочая. Консилиуму специалистов.

Сапожник да судит театральный костюм не выше сапога. Как дипломированный физик, преподаватель физики могу видеть, что в 4-й серии мультика "Ну, погоди!" нарушен третий закон Ньютона, когда волк дует в парус яхты, на палубе которой стоит, в итоге чего якобы догоняет теплоход... и другие нелепицы, подвластные моей компетенции. Был бы я дурень, понравилась бы мне графика публикации о ракете, стал бы бегать по всему сайту и орать: "А знаете, что Гагарина сбили ракетой? Как, не знаете?! Это же неопровержимо доказано!" Много балбесов одержимо стремлением убедить других в чём-либо: "Ну, а хлеб теперь из рыбьей чешуи!" Идите на хутор бабочек ловить. Не крепите мозги, мать вашу – дрова ломать, не переломать. От вас, балбесов, шум да головная боль, да потерянное время.


III  ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ ТЕЛЕНОВОСТЯМ?

Я однажды купил кило домашнего сливочного масла. Вкуснотища. Однако вскоре стал хвататься за сердце – результат действия холестерина на сосуды. После этого я перешёл на лишённое холестерина масло, изготовленное на основе недорогого пальмового масла. По телевидению ведутся промышленные войны. Недорогое пальмовое (кокосовое) масло конкуренты обвиняют во вредности и насмотревшиеся антирекламы друзья начинают меня грузить: и чего ты ешь это масло, оно же вредное?

Я тогда иду к своему коту на экспертизу. Кладу кубик этого масла и он ест с тем же удовольствием, что и кубик сливочного. Ещё год назад кот ел любительскую колбасу. Теперь он не ест, не могу себя заставить и я. Я верю коту, который не смотрит телевизор. У него нюх, интуиция. Увы, не все друзья замечают СКРЫТУЮ рекламу и антирекламу, не все задают классический вопрос древних: кому это выгодно? Потому в случае заварушек, затрагивающих интересы отечества, я смотрю российские новостные блоки, затем ewronews и затем уже начинаю делать какие-то выводы.


IV  А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК НА ЛУНЕ?

20 июля 1969 г высадка на Луну. Я пьяненький от радости поступления и винца первокурсник МВТУ. Лежу на диванчике в городке Щёлково, в Подмосковье. Смотрю кадры "шагов по Луне". Кумекаю: вот чудо-то! Американцы на Луну сели...
Прошло лет тридцать. Я стал профессиональным репетитором физики и математики. Стал понимать что такое кинематика передвижения, если уменьшить "g" в 6 раз. И понял, что и высота и дальность первого же шага по Луне при той же энергии толчка голеностопа сместит центр масс астронавта не на 5 см, как на Земле, а на 30 см, что оторвёт его зад от почвы и пролетит он уже не 70 см, а 420 см, что на экране весьма заметно.  Что нам показывают ныне это постановочные, студийные кадры в условиях земного "g", даже замедление перестали делать. Зашёл разговор с другом-однокурсником.  Он рассказал, как в 1970-м он учился в университете Ростова.
— Приехали к нам американцы, у них были широченные магнитные ленты. Они их крутили, показывали высадку на Луну.
— А ты обратил внимание на кинематику шага? – спрашиваю его.
— Ты знаешь, как-то не думал об этом...

И вот теперь всё, что требуется, чтобы исключить сомнения, это экспертное изучение тех первичных лент. А НАСА их, будно нарочно, "утеряло". Надо же, такой музей сделали. В нём хранятся скафандры, в которых якобы высаживались на Луну. Говорят, что их, в отличие от скафандра Леонова, можно проткнуть спичкой. "Если на клетке слона прочтёшь слово тигр, не верь глазам своим" /Козьма Прутков/. То, что радары или телескопы видели подлёт Аполлона к Луне, ещё не говорит ведь о том, что в нём находились люди? А снимать кино Голливуд умеет. Это разве оспоришь?)
см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Лунный_заговор – короткая учётка:  http://clck.ru/8m78d – оттуда и взята анимация.


 V  ПРАВОСЛАВИЕ КАК КУЛЬТУРА РОДНОГО НАРОДА

Мой дядюшка, номенклатурный коммунист, тайно носил святить куличи в храм, в котором меня крестили младенцем. Очень люблю Пасху. Повод поесть от души крутых варёных яиц, попить чайку с куличиками. А также в этот день меня всегда тянет на кладбище, где недалеко от входа лежат тётушка с дядюшкой, мама. А рядом — скульптура солдата Великой Отечественной Войны, похожего на моего отца. Стоят возле воина с подбитой вандалами кистью руки старушки и поют: "Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ". Благостно на кладбище этом, знакомом с детства.

Однако ещё в пионерах я прочитал роман Войнич «Овод». Он меня убедил, что религия подобие опиума для народа. Воспринимаю православные праздники как праздники культуры моего народа. В зрелом возрасте приобрёл весомый религиозно-мистический опыт, о котором давно исповедался читателю. Слепо верить не умею. Внушаемость слабая. Проверено: гипнотизёр Виноградов не смог меня загипнотизировать.


VI  НЕМНОГО ЛОГИКИ И ТОЧНОСТИ ВЫРАЖЕНИЙ

О "доказательствах" и "опровержениях" бытия божьего. В предложениях "Бог есть", "Бога нет", "Я верю в Бога", "Я не верю в Бога" мне понятно только местоимение "Я". По Конфуцию, прежде чем вести обсуждение, надо договориться о понятиях, которые собеседники вкладывают в слова. Выясняется, что понимание слов Бог, есть, нет, верю, не верю уже многогранно, уже расплывается у одного человека, а если взять двух, тем паче, общество, то расплывается ещё более. Вывод? Договориться невозможно в силу разницы психологических типов личности. Вот потому я агностик. Может, ещё и потому агностик, что прошёл 21 год назад школу теософии.

Не одни священнослужители с душой дело имеют, но и психологи и психиатры. Им известно: богатое воображение плюс внушаемость плодит фанатиков застревающих на догме, высокопарно именуя её истиной. Не просто истиной, но непременно с большой буквы – Истиной. Между тем, истина конкретна. Возьмём понятие секта. В http://clck.ru/8mPYX читаем: «Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии». Становится ясно: слово "секта" из арсенала идеологии. А идеология суть научно обоснованная религия. Примеры – марксизм-ленинизм, теократические государства. Когда слово секта начинают употреблять на той площадке, где работает законодательство РФ о клевете, становится ясным, что ими размахивает профан или демагог.

09 июля 2013 Конституционный суд РФ удовлетворил иск Е. Крылова и Дума будет менять Гражданский кодекс. Будет введена реальная ответственность за клевету в Интернете. В РФ зарегистрирована общественная организация "Церковь последнего завета". Теперь на наших междусобойчиках опасно неосмотрительно клеить ярлык секты ко всему, что не является каноническим православием. Имейте в виду господа и товарищи. А то кое-кто попробовал не по делу шашкой махать в тонких вопросах и год почти как закопали. Оно, конечно, все мы смертны, но уж лучше освоить западную культуру дискуссии, а не стиль «Дог-шоу» или «Пусть говорят». Я взял лишь один пример. Sapienti sat — понимающему достаточно.


VII КНИГИ ДЕТСТВА ФОРМИРУЮТ ХАРАКТЕР И СУДЬБУ

Когда думаю о том, почему вторую половину жизни наслаждаюсь одиночеством, вспоминаю, какое волшебное впечатление на меня в третьем классе произвела книга Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" в переводе Корнея Чуковского. Она заложила тягу к бегству от суеты в свой ясный и гармоничный внутренний мир. Оно понятно: флегматик, интроверт. Вдобавок –  источник тепла и света в сердце…

Возвращаюсь к основной теме. Про Велеса и Перуна в детстве не читал, а легенды и мифы эллинов были НАСТОЛЬНОЙ книгой. Потому мне симпатично латинское, античное язычество. Так ещё и воспитала классическая мировая литература, начиная с книги Рафаэлло Джованьоли "Спартак". Про роман «Овод» уже упоминал. Симпатичен мне суфизм, с которым познакомился в зрелом возрасте, читая восточную поэзию.

       «Кааба с капищем для мудреца – одно,
       Хоть разный виноград, равно пьянит вино.
       Лишь деспот в разнице для розни видит повод,
       Чтоб разделять людей и мучить заодно»

Это слова великого суфия Алишера Навои, чьим именем в Алма-Ате названа одна из больших улиц. Коран я прочитал позже Библии и жизнеописания Кришны, а также книги С.А. Токарев, РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ НАРОДОВ МИРА, Москва, 1986.

Что ныне в сердце, это вопрос глубоко интимный. После смерти матери мне казалось, что я беседую с самим Всевышним. Потом думалось скромнее – с ангелом хранителем. Навострился в считывании подсказок, в разгадках "морали вещих снов", и всё равно неизменно попадаю носом в навоз. И уже многих ровесников закопали, а я всё в учениках перед Неведомой Силой – иногда греющей до слёз, иногда холодно безмолвствующей. «Я знаю, что ничего не знаю и большего знать не дано» — так сказал бы ныне Сократ, давший пример свободомыслия и бесстрашия. "Агностик, если и верит в Бога, то лишь в рамках допущения возможности его существования … считает… аргументы в пользу существования или не существования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу" (взято из http://clck.ru/0zUyw).


VIII КИНО И ЛАПША НА УШИ

2 сентября 2013 года исполнилось 60 лет киноактрисе Елене Прокловой. Идёт по телеканалу "ДОМ КИНО" фильм "Ключ без права передачи" – старый добрый советский фильм о варяге-директоре (Алексей Петренко) и молодой учительнице словесности (Елена Проклова). Две правды жизни в фильме, лишённом назидательных нот, дающем пищу для раздумий. Сопоставлю фильм Владимира Меньшова "Розыгрыш". В нём памятна музыка, песни, ставшие народным достоянием. Актриса Ханаева создала образ синего чулка – "принципиальной" учительницы.

Но фильм "Розыгрыш" так же идейно ходулен, как и телефильм "И это всё о нём" — прекрасный, ностальгичный фильм о комсомольской принципиальности (Костолевский), борющейся с двойной моралью мастера (Маркин) и работяг. Не буду о телефильме по роману Виля Липатова, хотя много бы нелестных и правдивых слов сказал для полноты картины, поскольку начал трудовую биографию бетонщиком на строительстве. Есть, что сказать, да устарело. Не устареет тема лжи в жизни школы. Плавали. Знаем. Самый лживый из всех общественных институтов во все века был и будет. Церкви за школой не угнаться.

Итак "Розыгрыш". Учительница ставит ученику "кол", который не входил никогда в оценки для журнала. Его могли поставить только в дневник, чтобы попугать родителей. И то это глупость – клубок эмоций со стороны учителя. Ладно. "Синий чулок" ставит незачёт способному ученику, мотивируя (для себя) сомнительностью его моральных качеств – карьерист он и себе на уме. Пареньку нужен зачёт, чтобы вовремя подать документы в МГИМО, он подготовился к пересдаче, но учительница "пошла на принцип", перезачёта не даёт. Попробовал бы такое препод в ВУЗЕ – декан намылил бы ему голову! Конечно, не хватило ума у героя пойти к директору, в райком, написать письменные заявления, если уж пошло на принцип. Учительница НЕ ИМЕЛА ПРАВА отказать в переэкзаменовке! Директор  получил бы выговор. Но сценаристом (имени которого я пока не нашёл) ЗРИТЕЛЬ введён в заблуждение. Как же! Парнишка-то действительно с гнильцой. Ату его! Но правда жизни и нормативов попрана ради красивой морали.

Так фантазии Никиты Высоцкого в киносценарии "Спасибо, что живой" игрой на возвышенных эмоциях скрыли простые факторы, рассыпающие сценарий. Против любви, благородства и самопожертвования кто из просто несведущих или по молодости – устоит? А факторы таковы: сотрудники КГБ в любой точке Союза знали, что Владимира Высоцкого трогать нельзя, что пасут его с самого верха. Зрителю также невдомёк, что Владимир, сам называвший себя "РАЦИОНАЛЬНЫМ ЕВРЕЕМ", отправляясь на левую гастроль, непременно бы взял наркодоз с запасом. Не было в том проблемы. И, если принять всё это во внимание, весь сценарий рассыпается как высохший грим с посмертной маски из латекса, надетой, как упорно твердят, на Сергея Безрукова.

МОРАЛЬ? Фильм Меньшова "Розыгрыш" лжив. Учительница не имеет право ставить моральные соображения выше административно-юридических и профессиональных норм. И если она по моральным соображениям ставит незачёт, то пересдачу она должна принять безоговорочно. Киносценарист не имеет права писать сценарий, в основании которого прикрытое возвышенными эмоциями манипулирование общественным сознанием. Вешать лапшу на уши – это преступление, не имеющее срока давности. Ведь кинофильм способен жить века. И потому выскажу жестокую мысль. Я люблю разрушительный фильм «Брат-2». Но, может, не случайно Всевышний остановил в Кармадонском ущелье страшной смертью под слоем грязи и камней кинокарьеру Сергея Бодрова Младшего?


IX КАК В ЖИЗНИ, А НЕ В КИНО, ПОСТУПАЮТ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ УЧИТЕЛЯ

Расскажу быль. В пятом классе приняла нас учительница математики – Зинаида Ивановна Казанцева. Уроки арифметики. Нас не учили лишнему, межпредметные связи были продуманы. Уучительница на каждом уроке устраивала соревнования, кидала устные задачки. Она была педагогом по призванию. Когда она входила в класс, мы втягивали голову в плечи. Называли строгой, но справедливой и любили её все. Когда кончилась восьмилетка, мы фотографировались. Помимо классной руководительницы мы упросили Зинаиду сняться вместе с нами.

… В тот день Зинаида объяснила приём раскрытия скобок.
— Все поняли? – спросила у класса.
— Все! – тянем нестройно.
— Вызываю к доске, – и вот один за другим...
— Садись – два!.. Садись – двойка!.. Двойка, дневник!...
И ставит двойбаны в журнал. Я был пятым вызван. И от волнения начал куролесить.
— Садись, два!
А я сроду двоек у доски не получал.
— А если так попробовать! – говорю.
— Ну, покажи, как?
Пишу, как понял. Сейчас понимаю, что она мне крылья к спине пришила словами:
— Ну, вот. Я же видела, что в тетради ты правильно записал. А тут, у доски… Вот ты смотришь на других, а должен своим умом жить! И не мямли ты, будь мужчиной. Ты способный мальчишка. На первое время ставлю тебе четвёрку, но ты достоин большего.
Иду я за парту, сосед – Тимурбай Макимов смотрит с восхищением, руку жмёт. А у меня – словно крылья выросли за спиной.

После этого случая я по математике в классе только 4 и 5 получал. Но зима была снежная, хотелось покататься на санках, тарантасах. Вторая четверть. Домашние нудные задачи по арифметике я не делал. Списывать сроду не списывал.
— Откройте тетради!
Идёт Зинаида и видит мою пустую страницу. Молча 2 во всю страницу и в журнал. Так и получились 542542 общая тройка. Постарался забыть. Дальше алгебра пошла, которую я сёк без напряга. И делал домашние задачи за 5-10 минут.

А после 7-го класса на каникулах прочитал учебник по высшей математике для техникумов да всё понял. Пришёл с каникул. Умничаю:
— Зинаида Ивановна! Я производные и интегралы знаю. Проэкзаменовала она меня быстренько. И впрямь знаю.
— Тебе, Женька, надо в физмат-школу идти. Но там конкурс документов, а ты в пятом балду гонял, по арифметике у тебя тройка выходит, пойдёт в свидетельство... Нет, так будет несправедливо. Берёт она старый журнал и на моих глазах добавляет пару пятёрок и годовую оценку выводит четвёркой. Вот тебе и СТРОГАЯ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ советская учительница! Она-то прекрасно помнила, что двойками за невыполнение домашних заданий она прилежание у меня воспитывала. А знания тут были не причём.

Когда я принёс документы в ФМШ, в руках у меня уже было три грамоты призёра олимпиад. Седобровый директор, даже не вглядывался в свидетельство:
— Такие нам нужны! – говорит.
Фото Зинаиды Ивановны Казанцевой на моём рабочем столе. И в университете мне повезло на преподавателей. Тогда такой коррупции не было, не было и парализующих мозг нации тестов для идиотов, которые ныне из зомбоящика всячески лично одобряют ВВП и ДАМ…


Рецензии
Здравствуйте. Позвольте ремарочку от немножко коллеги....
Насчет гипноза.... Вы не замечали сколько вокруг народа который хочет быть загипнотизированным??? Парадокс но это факт... И Кашперовский стадионы собирал и Чумак... МММ туда же.... Вот думаю это от недостатка образования или общей культуры....
На самом деле все мы родом из детства... Видимо недодали что то поколению которое падко на сенсации.
Учителя... те которые с большой буквы. Спасибо им и низкий поклон.
Зачем тебе технический ВУЗ - спрашивала моя учительница по литературе тогда - недавняя выпускница МНПИ... Тебе надо идти в пединститут .. вторила ей классная руководительница, потрясающая преподавательница немецкого языка...

Прошло почти 30 лет. Мне очень хотелось бы встретить сейчас мою учительницу по русскому Евтееву Ольгу Васильевну и сказать ей... а знаете, Вы были правы и судьба привела меня в преподавательскую деятельности ...

и еще здесь...
http://stihi.ru/2009/04/12/1378
спасибо за хорошие воспоминания....

Любовь Чайка   15.12.2013 07:52     Заявить о нарушении
И Вам большое спасибо!

Глебовы   15.12.2013 22:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.