Мышцы жизни. Философемы, реплики, эссе
Сейчас мы находимся на очень высоком этапе информационно-технического развития. Планете грозят перенаселение, энергетический голод, межцивилизационные и межклассовые конфликты. К сожалению, это горькая правда. Но как бы мы себя критически ни оценивали, всё-таки «машина» и «город» – добротные символы движения носителей разума к неисчезающему будущему – коммунистическим вершинам бытия, к новым типам здравомыслия, которое переходит в науку, политику, мораль . И в конечном итоге мы сейчас располагаем колоссальными ресурсами разума. Огромным системно развивающимся миром знаний. Значит, мы можем стать счастливой цивилизацией. Речь идет о будущей цивилизации, или цивилизации будущего. Последний вариант цивилизации предполагает наличие всё возрастающей любви к будущему. Мы опять, как в недалёком прошлом, становимся «футуристами». Вспомним нашего гениального Ивана Франко:
«Ми всі йдемо в одну громаду скуті,
Святою думкою, а молоти в руках,
Нехай ми прокляті і світом позабуті,
Ми все йдемо, рівняєм правди путі,
А щастя вже прийде по наших аж кістках».
Философ использует два глагола «йдемо» и «прийде» - направленность которых сразу же ощутима. Это – поэтическая футурология. Современник Ивана Франко тоже говорит о будущем, но в несколько другой ритмике. Владимир Маяковский так выразит свое видение меняющейся реальности:
« Отечество славлю которое есть,
Но трижды – которое будет».
Размышления о будущем всегда несут в себе элемент революции, необоримой потребности увидеть меняющийся мир. Вот как интересно об этом сказал Казимир Малевич, автор знаменитого «Черного квадрата»: «Честь футуристам, которые запретили писать женские окорока, писать портреты и гитары при лунном свете, они сделали громадный шаг, бросили мясо и прославили машину, но мясо и машина есть мышцы жизни».
***
Итак, уточним, что же такое «любовь к будущему, к мышцам жизни». Не сводится ли это чувство к желанию опередить традиционный настенный календарь, хозяин которого может забыть и не сорвать вовремя очередной листок?
Мы здесь говорим о странном чувстве «любви к будущему». Что это такое? Наш вывод звучит так: «Любовь к будущему – это чувство без ясно определённого объекта. Не так ли?»
Остаётся лишь уточнить, можно ли вкладывать душу – в будущее?
Теперь темпоральное здравомыслие трансформировалось, и как бы мы себя теперь не располагали в темпорально-пространственном континууме, актуальным остаётся возглас путника жизни входящим в свою эпоху, живущим в ней, и покидающим её: «O tempora, o mores!» (О времена! О нравы!).
18.07.2013
***
Замечательный скептик по имени Некто сказал однажды, в беседе с завсегдатаем церкви, – человеком молчаливым и подозрительным, и всех в чём-то подозревающим: «О боге говорили в прошлом, говорят теперь и будут говорить в далёкие и неведомые нам времена грядущего». Подумав, он добавил: «Бог – это Кто или Что». И сам же ответил: «Бога нет, а люди говорят, что они верят в бога. Почему?»
Другой человек спросит: «А, может быть, бог есть? И потому о нём говорят многие поколения». Третий собеседник выразился так: «Повторю фразу одного из вас: почему бога нет, может быть, он и есть?» От себя добавлю: «Если бы бог был, то на земле не было бы трагедий, страшных эпидемий, войн и катастроф, не было бы горя, потому что бог и горе несовместимы. И это свидетельствует об отсутствии бога.
***
Великий французский мыслитель Мари Франсуа Аруэ, одним из псевдонимов которого был «Вольтер», позволил себе одно уточнение. В частности он писал: «Когда меня попросили ответить на вопрос, есть ли бог, я предложил сперва плотно закрыть дверь и затем сказал: «Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания».
Создатель релятивистской теории по этому же поводу заметил: «Господь Бог изощрен, но не злонамерен» (Альберт Эйнштейн). Его современник – ученый из Британии Томас Маккьоун уточнял: «Драматург меняет бутафорию, но сохраняет актеров. Господь поступает наоборот».
Человек XXI века может свидетельствовать, что на планете Земля меняются и «бутафория», и «актёры». И следующая поэтическая интонация несёт в себе тревогу:
«Призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только миг, ослепительный миг,
Есть только миг между прошлым и будущем,
Именно он называется жизнь». (Дербенев Леонид)
Доктор философских наук Юрий Васильевич Петров
26.07.2013
Свидетельство о публикации №113072608201