Пустозёрские мученики. Либретто

СЕЙ ТРУД - в купе с музыкой, был писан мной, рабой Божьей Людмилой, тогда студенткой фил.фака ТГУ, ещё в 1995г. (Улыбаюсь, конечно!). Публиковался в книге " Возвращение". Ныне "воскрес", всвязи с недавним показом по телевидению замечательного исторического фильма "Раскол". В данном случае тема изложена ввиде либретто, которое допускает вариант, как классической постановки оперы, так и вариант рок-оперы. Освещён небольшой исторический фрагмент пребывания узников - старообрядцев в заточении.
Не мне судить, но целью было - несколько более углублённо, с философско-психологическим аспектом, посмотреть на личность Аввакума, и роль этого незаурядного человека в событиях 1655-70 г.

ПУСТОЗЕРСКИЕ МУЧЕНИКИ

Опера в трех актах (семи картинах)
Либретто включает содержание, музыкальную характеристику, наброски сценария.

Действующие лица:

Протопоп Аввакум Петров, известный деятель
старообрядчества, писатель, узник- бас
Анастасия Марковна, жена Аввакум - меццо-сопрано
дети Аввакума:
Иван - баритон
Прокопий- тенор
Федор, дьякон Благовещенского собора,
один из вождей "раскола", узник -тенор
Епифаний, инок Соловецкого монастыря,
духовный отец Аввакума, писатель, узник - баритон
Лазарь, священник, один из вождей
старообрядчества, узник - баритон
Иван Елагин, "Пилат", стрелецкий полуголова - бас
Феодор, юродивый - тенор
Жена Феодора - сопрано
Царь Алексей Михайлович - баритон
Ирина Михайловна, сестра царя - сопрано
1 стрелец, новобранец- тенор
2 стрелец - бас
Крестьяне, ремесленники, купцы, казаки, стрельцы- хор

Место действия: пустозерская тюрьма, на Мезени, царские покои, Пустозерск.
Время действия: весна 1670 года.

Использованы отрывки из произведений протопопа Аввакума Петрова.

Краткое содержание отражаемых исторических событий:

Проводимая патриархом Никоном и одобряемая царем Алексеем Михайловичем церковно - обрядовая реформа (1653 -1655), воспринялась значительной частью крестьян, ремесленников, купцов, казаков, стрельцов, низшего и среднего духовенства, а также отдельными аристократами как крушение истинной "старой веры", как новая " ересь", Возник "церковный раскол". Власти длительно и жестоко преследовали вождей старообрядчества, их семьи и всех им сочувствующих. Осужденные и проклятые "священным собором", протопоп Аввакум, монах Епифаний, поп Лазарь и дьякон Федор, как предводители "старообрядчества", были навсегда сосланы в далекий Пустозёрск. С чувством праведности и духовного превосходства пустозёрские узники продолжали свою борьбу с "еретиками". Сочинения Аввакума и трех его сподвижников - с помощью охранявших их стрельцов - тайно пересылались "старолюбцам" в виде рукописей в Москву, в восставший против царской власти Соловецкий монастырь и другие места. Один из коллективных богословско-полемических литературных трудов - "Ответ православных" - попал в руки властей, что, вероятно, и послужило причиной "новых" казней пустозерских узников весной 1670 года. Всем им, кроме Аввакума, вырезали языки и отрубили пальцы на правой руке, чтобы не крестились двоеперстно и не писали. Аввакум и «бежал этой "казни", так как за него заступилась царица Мария Ильинична и сестра царя, Ирина Михайловна.
Окончательная же расправа над вождями "раскола" произойдет, по указу молодого царя Федора Алексеевича, весной 1682 года: четверо "соузников" будут заживо сожжены.

1 акт Картина 1

Пустозерская земляная тюрьма с четырьмя отдельными входами, четырьмя окнами, за каждым из которых, в отдельных темницах, находятся "соузники": протопоп Аввакум, монах Епифаний, поп Лазарь и дьякон Федор. Узники общаются по ночам, когда сторожа позволяют им выбраться из своих темниц /через окна/ на тюремный двор.
Ночь накануне "новых" истязаний пустозерских узников.
Аввакум пишет "Житие". Изредка отрываясь от письма, он подходит к окошку. В его жестах заметно желание раздвинуть границы убогого помещения... Аввакум жадно втягивает в себя густой сырой воздух из окна...
Двое стражей-стрельцов, один из которых - новобранец, перед очередной сменой караула проверяют наличие узников и надежность дверных замков на темницах.
Музыка:

Волнообразно нарастает тема трагической безысходности. Слышен колокольный звон, металлический скрежет замков. Диалог музыкальных тем подчеркивает трагедию одиночества и обреченности узников, звучат тревожные нотки в монологе 2 стрельца "…на доброту свою ропщу..."
Тексты:
1 стрелец:
Сидят?
2 стрелец:
Сидят горемычные,
Ужо ко всему привычные.
Не первый год стоим над ними,
Над людьми святыми.
1стрелец:
Что же острижены да обруганы
Сидят за струбами?!
2стрелец:
Не покоряются,
За то и маются...
Намедни полуголова
Елагин к нам явился
Со стрельцами со своими.
1стрелец:
Что за имя?
2стрелец:
Что имя, если в сути - зверь,
Поверь! Уж мне поверь...
Из этих главный - Аввакум -
"Пилатом" его кличет.
Привычно Елагину жестокостями
Выслуживаться пред властями...
Тьфу! Тьфу! Собака!!
Однако донюхается вдруг случайно,
Что помогал несчастным тайно
Я эту книгу "старолюбцам" переслать...
Опять на доброту свою ропщу,
Пусть Бог простит! И я прощу
Себе и им ужасный грех...
Им казнь уже,
А мне...
1стрелец:
Вот смех: казнить людей за то, что пишут!
2стрелец:
Казнят порой за то, что дышат
Не так, как повелел дурак..!
А тут запретное к властям попало,
...За то теперь и казни мало...
Что там?

1 стрелец:
Сам погляди, что им не спится...
2 стрелец:
Пойдет на казнь по утру четверица,
Иль троица, как водится…
Слух: Аввакуму есть заступница –
Царя сестрица или сама Царица!?
1 стрелец:
Ему- то отчего не спится?!
Аввакум:
«Таже осыпали нас землею: струб в земле, и паки около земли другой струб, и паки около всех общая ограда за четырми замками: стражие же пред дверми стрежаху темницы. Мы же, здесь и везде сидящий в темницах, поем пред владыкою Христом, сыном божиим, песни песням, их же Соломан воспе, зря на матерь Вирсавию: се еси добра, прекрасная моя, се еси добра, любимая моя, очи твои горят, яко пламя огня: зубы твои белы паче млека: зрак лица твоего паче солнечных лучь, и вся в красоте сияеш, яко день в силе своей. (Хвала о церкви.) ...се еси добра, любимая моя....
Таже Пилат, поехав от нас, на Мезени достроя, возвратился в Москву. И прочих наших на Москве жарили да пекли: Исайю сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число бог изочтет.
...бог изочтет... Чюдо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? - не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею хотят в веру приводить. Но господем речено ко апостолам сице: "шедше в мир весь, про-поведите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет". Смотри, слышателю: волею зовет Христос, а не приказал апостолом непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вешать. Татарский бог Магмет написал во своих книгах сице: "непокараяющихся нашему преданию и закону повелеваем главы их мечем подклонити". А наш Христос ученикам своим никогда так не повелел. И те учители явны яко шиши антихристовы, которые, приводя в веру, губят и смерти предают: по вере своей и дела творят таковы же.
... смерти предают".
1 стрелец:
Епифаний, старец, Инок он святой..
Знает: утром станет Навсегда немой.
Не в словах молитва... Два перста у лба...
И ладонь, как бритвой, Душу отсекла...
Та ладонь, что наземь
Скоро упадет...
Так свершится казнь,
Коль Пилат прийдет.
Вновь Пилат идет..!
Аввакум:
... "не может древо добро плод зол творити, ниже древо зло плод добр творити": от плода бо всякое древо познано бывает. Да што много говорить? аще бы не были борцы, не бы даны быша венцы. Кому охота венчатца, не по што ходить в Перейду, а то дома Вавилон. Ну-тко, правоверные, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спасителя нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение перст, не разеуждай много! А я с тобою за сие о Христе умрети готов. Аще я и несмыслен гораздо, неука человек, та то знаю, что вся в церкви, от святых отец преданная, свята и непорочна суть. Держу до смерти, яко же приях: не прелагаю предел вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веком!..
... лежи оно во веки веком!.."
2 стрелец:
Лазарь труд закончить свой торопится.
Дьякон Федор говорит без устали.
А Елагину Ивану хочется,
Чтоб покрепче они боль почувствовали...
Громче бы мычали - безъязыкие...
И в единственную пригореть, в левую,
Обескровленными тычась ликами,
Омовенье своей кровью сделали б...
Что ж, Елагину поесть да выспаться...
Удалец-стрелец на все готов !
Только вдруг они сумеют высказаться
Окровавленною судорогой ртов?!!
хор:
Святые узники,
Святые мученики,
"Великая четверица",
Нам за вас молиться!!
(повтор)
Аввакум:
"Небо одно, земля одна, хлеб общ, вода такожде."
хор:
Святые мученики,
Святые узники,
"Великая четверица" Помолится за нас !
1 стрелец:
Не в словах молитва...
Два перста у лба...
И ладонь,.как бритвой,
Душу отсекла...
Та ладонь, что наземь
Скоро упадет.
Так свершится казнь...
Вновь Пилат идет!
Уж Пилат идет!!

Картина 2

На первый план выступает гулянье стрельцов, которых, встревоженные печальными событиями пустозерцы, кормят, поят, веселят. Стрельцы требуют представлений скоморохов, невзирая на известный всем указ царя Алексея Михайловича, запрещавший скоморошьи игры. Нарушение указа грозило битьем батогами и даже ссылкой. Музыкальные инструменты скоморохов подлежали изъятию и сожжению.
На фоне всеобщего оживления, особенно стрельцов, которые пьют, чтобы забыться, не думать о предстоящей казни пустозерских мучеников, - раздумья Елагина о судьбе узников, попытка понять их готовность на новые жертвы во имя старой веры. Полуголова Елагин силится найти оправдания за свои деяния, оправдания перед Богом и людьми.

Музыка:
В разгульных запевах слышится отчаянье и страх... Яркие мелодии, передающие мятежный, бунтарский дух русского народа, накладываются на драматически напряженную тему раздумий Елагина. Маршеобразность мелодий сменяется некоторой заунывностью, сдержанной печалью.
Лирическая хоровая песня "Пустозерская ночь" усиливает значимость и драматичность момента начала осознания Елагиным его греховной миссии в Пустозерске: его руками лицемерное и трусливое царское окружение хочет подавить сопротивление реформам, суть которых Елагину не вполне понятна... "Почто..?" - звучит криком отчаяния.
Тексты:
Хор, стрельцы:
Разгулялись стрельцы - удалые молодцы!
Беда придет, нас не найдет!
Разгулялись стрельцы - удалые молодцы!
Беда придет, нас обойдет!Гей - гей!!
-Разгулялись стрельцы - в своем деле мудрецы...
-Наши деды и отцы были тоже не глупцы,
Что бояре да купцы?
То-то дело - удальцы!
Ей - ей!!
-Плясовых медведей - прочь, Домры все в огонь! Батогами будешь вточь Битый, только тронь Бубны серебристые,
Бубны серебристые, Бубны серебристые!
-Мать Пречистая!!

Иван Елагин:

-Едва с Мезени я вернулся, Опять палачом обернулся... Неужто в Царе обманулся?!
Пресвятая Богородица, Дай свое знаменье! Пресвятая Богородица, Жжет меня сомнение... Почто? Почто?
Старец Епифаний просит,
Ради веры, правости закона
Голову ему отсещи,
А не руку, не язык...
Я - де - помогать привык:
Успокаивать "неверных"...
Ах, скверно!
"Голову ему отсещи", -
Ишь, как хлещет
Словами,
Епифаний!!
Феодор на Мезени тож
Был многоговорящий;
Лука Лаврентьич - не поймешь...
Повис... куда-то зрящий
Глазами синими...
Да чем же сильные они?!!
Да чем же сильные??!!
Юродивого в тот же час
"Повешал" я: на то приказ...
Стрельцы грехом пугали. Зря:
Я вешал за царя!!
(в музыке смех юродивого)
Да что там я?
Когда на все приказ царя..!!
Почем же зря..?
Пресвятая Богородица, Дай свое знаменье.. Пресвятая Богородица, Жжет меня сомнение! Почто? Почто?
*
Завязать бы им глаза веревкою, Чтоб не видеть, как они повылезут... Пусть на царский двор хула с издевкою Похороненные с утром будут тут. Тут!!
Отчего бы в пояс не покланяться?
Два ли, три перста - кресту нет разницы...
Люду русскому, что кашлять - каяться.
Шутовство одно со смертью разнится!
Дурачье одно со смертью дразнится!! *
Народ, хор:

-Вот беда на нас напала,
Надевайте что попало,
Набирайте что звучней!
Ей - ей!! (пародируют скоморохов)
*
-Где стрельцам не бывать,
Всюду мед испивать,
В плясках ноги сбивать..!
Где стрельцам не бывать?!
Где нам песни не петь?
Где нам жен не иметь! Утром "ахи да вздохи",
А теперь - скоморохи!!
Скоморохов сюда! Отовсюду!!
Больше люду! Больше люду!!
Не то худо вам, не то - худо...!
Не то худо нам, не то - худо!
*
- Загуляли стрельцы, удалые молодцы...

хор:
Пустозерская ночь,
И" корабль золотой"
Твоих вод в наших снах не коснется...
Пустозерская ночь,
Не понять, не помочь,
Как притворным обрядам сдается
Русь Великая - Под Никоном!! Никоном!!!
(голос из хора):
Святые узники, Святые мученики! Великая "четверица", Кому за нас молиться?!

Картина 3.

Ночной разговор узников, тайно собравшихся на тюремном дворе. Аввакум и дьякон Федор ведут напряженные догматические споры друг с другом. Федор вступил в идейную борьбу с Аввакумом. Оба они писали из тюрьмы приверженцам старообрядчества, доказывая свою правоту. Невзирая на то, что влияние Аввакума возобладало среди старообрядцев, Федор не отказался от своих убеждений. Мировоззрению Федора отчасти симпатизирует духовный отец Аввакума - Епифаний, ранее неоднократно подвергавшийся "казням" за инакомыслие. И теперь его мысль опережает время.
На стороне Аввакума один из его ближайших товарищей - священник Лазарь, в недавнем прошлом предложивший церковным иерархам в качестве доказательства своей правоты испытать его "Божьим судом", за что был осужден и подвергнут вместе с Епифанием первой "казни" - отрезанию языка, что произошло еще в 1667году.
Предстоящая, повторная "казнь" для Лазаря и Епифания представляется менее опасной, нежели нарастающие и ожесточающиеся внутренние разногласия между заключенными.
Аввакум глубоко переживает известие о событиях на Мезени: там заточены в земляную тюрьму его жена и двое сыновей, которых соби¬раются вскоре повесить; оттуда, с Мезени, прибыл полуголова Елагин после учиненной им казни над "духовными детьми" Аввакума: повешены его ученики - юродивый Феодор и Лука Лаврентьевич.

Музыка:
Перекличка двух музыкальных тем имитирует спор. Острые звуковые контрасты выражают эмоциональное напряжение спорящих. Мучительность переживаний Аввакума достигает своего апогея на словах Аввакума: "Не глупец, не грешник я!..." Звуковая кульминация неожиданно разрешается отрывками колыбельной мелодии и "плача" матери, жены Аввакума, об участи их детей.
Тексты:
Епифаний:
Крест - всем воскресение.
Крест - падшим исправление,
Страстем умерщвление
И плоти пригвождение.
Крест - душам слава и свет вечный.
Аминь.
Федор: (насмешливо)
Аввакум - пророк?
Знать не слышит Бог,
Как к родству с Христом он стремится...
Разве Дух Святой
Не в земле самой,
Что дает собою напиться?!
Аввакум пророк -Лишь слепым глазам. Аввакум - не Бог, Это знает сам...!
Епифаний:
Примиритесь, примиритесь,
Аввакум, Федор, примиритесь!!
Неужели костра языки, лишь костра языки
вас примирят?!
Федор:
Не троица - Бог.
Не троица - Бог,
Но - единица слиянная!
Аввакум:
Не возмущай стада Божие, Федор, дьякон Федор, Перестань бесноватися!!
Федор:
Вот и старец Епифаний роптит на тебя...
Аввакум:
Дьякон Федор блюет на святую Троицу!! Блюет на святую Троицу!!
Вот и старец Епифаний, беднай,
Судит внешняя, а не внутренняя...
А я - Аввакум, протопоп,Бодрстовать станет Господа ради,
Себе и ему во грядущий век
Должная своя возьмет,
А еже разленится,
И ему - кнут на спину
Не ременной, но железо разженно.
... Любите враги ваша!
Душеядцев же, еретиков - отгребайтеся,
Любите враги ваша,
Душеядцев же, еретиков - отгребайтеся!
Аще спасение ваше вредят, подобает ненавидети их,
Ненавидети их!
Федор:
Апостолом себя ты мнишь,
А знаешь ли Христа творенье?
В чем есть его благословленье?
И каковы слова его?
Не ведаешь ты ничего,
Не ведаешь ты ничего!

Есть предсуществование души...
О том "Исус" апостолам вещал,
И тем дела он Божьи завещал,
Кто верой очищал свой путь,
Кто путь святою верой очищал!
И множество есть братьев и сестер,
За то и мне не страшно на костер...
От тайны искры Божьей возгореться:
Пред новым появлением - согреться!...
Есть предсуществование души,
Об этом, если знаешь, то пиши...
Знаешь, то пиши...
Апостол... ха-ха! Апостол...

Целить, не ведая, в чем грех,
-Достоинство пустых утех.
Апостол Павел честным был,
Святое слово доносил
Коринфянам он так:
"Я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищей; ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах".
Аввакум:
В чем же она , эта вердая пища?
Епифаний:
Да вкусит сполна тот, кто ее ищет!
Примиритесь, примиритесь! Аввакум, Федор, примиритесь! Повинитесь, повинитесь!
Аввакум, Федор, повинитесь!
Спор не знает срока... Нет средь нас пророка!!
Примиритесь, повинитесь
И единой силой обернитесь.
Не впервой нам с Лазарем
Муки, вам ли сказывать,
Что меж нами несогласья
Казней всех страшней?!...
Примиритесь, примиритесь!
Я мыслю: жития секрет
-Единожды приходим в свет
Затем, чтобы навечно в нас,
В бесплотных после, свет - не гас... Что божье в нас? Тогда? Сейчас?
Неужели костра языки, лишь костра языки нас примирят?!
Лазарь:
Да что ваш спор?!... Епифаний:
Что за молчанием своим таишь ты, Лазарь?
Лазарь:
Хотел я Аввакума пожалеть, но разом
Вдруг осознал невольный грех:
Таить известие от всех, от вас,
Когда наутро казнь у нас...
Елагин, что сейчас с Мезени воротился,
Ужо там казнью усладился...
Аввакум, твои ученики "повешаны":
Лука Лаврентьич и юродивый Феодор
-Тот, что - "бешаный..."
Аввакум:
Юродивый "повешан"? Нет же! Нет!
Вы слышали? Ты, Лазарь, заведомо Недоброе глаголишь.
Нет! Нет!
Лазарь:
На том не вся беда, позволишь
Мне передать, что слышал от стрельцов:
В тюрьме жена твоя и сыновья... Таков
Указ пришел, что их повесят тоже.
Аввакум:
О, Боже! Никоновы псы!! О, Боже!!
Да нет же: Богоматерь нам поможет
Так что же: Ивана и Прокопья, сынов моих,
Велено повесить? За что же:
Ивана и Прокопья, сынов моих,
Велено повесить?!
Епифаний:

Лука Лаврентьевич,
Что сын единочаден
У матери вдовы,
Годов ему в полтретьятцеть,
Да умом столетен...
Федор:
В чем милость Божия на этом свете?!
Аввакум:
Духовные мои вы дети!..
Федор:
Судьбу такую выбрали себе. Епифаний:
Эх,Федор, не пристало бы тебе
В подобный час...
Аввакум:
И не смогу сейчас
Я с душами детей своих проститься?!
Федор:
Вот небылица: и рай и ад - все в нас, Мне мнится.
Лазарь:
"Хочу креститься,
Как батюшко мой Аввакум Лука, пред висилицей,
Так "Пилату" отвечал.
Аввакум:
Юродивый, небось, смолчал...
Али кричал, кричал, кричал!!! ...
Сыны, мои две половины!...
Епифаний:
"Пилат"проклятой, чтоб ты сгинул!
Аввакум:
Не бойтеся смерти, робята!
Держите благочестие старое,
Как Богом поставлено!
Подкрепила бы их мати -
Христа ради умирати:
Ивана и Прокопья, сынов моих...
Феодора преждереченного юродивого
Да Луку Лаврентьевича,
Рабов Христовых,
Не признавших новых
Никона указов,
Их обоих сразу
Повесили.
Детей моих, в дому моем На Мезени... Воскресенье веры
Им видеть первыми...
Детей моих духовных
Христос верою наполнил,
Отправляя в путь небесный,
Пел им ангел свои песни...
"Держу до смерти, яко же приях: не прелагаю предел вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веком! Лежи оно так во веки веком!..."
Не глупец, не грешник я!
Три столпа огнем горят!..
Три молитвы в небесах крылаты.
По Руси в темницах крик
Рвет еретика язык.
Божий сын стократ велик распятый,
Распятый,распятый,распятый!!!
Не глупец, не грешник я! Три столпа огнем горят!... Горят!!!

2 акт. Картина 1

В картине отражаются печальные события на Мезени в тех подробностях, которые стали известны Аввакуму: Феодор юродивый, привлеченный Аввакумом на сторону "старой веры" и выполнявший важные поручения Аввакума - связанные с передачей писем царю и установлением прочих контактов с нужными людьми - в очередной раз преследуется властями за поиск связи с восставшим Соловецким монастырем. Неоднократные тюремные заключения болезненно отразились на психическом состоянии Феодора. Напряженное ожидание предстоящих новых мучений приводит его к роковым высказываниям и поступкам...
Начинается картина зазывным монологом жены Феодора, обращенным к народу, собравшемуся во дворе княжеского дома, где "хулиганит" ее муж. Жена юродивого обвиняет Аввакума в свалившихся на их семью несчастьях.
Юродивый сознательно идет на казнь.

Музыка:
Глубоко психологична: провидение юродивого сталкивается с неготовностью окружающих его людей осознать свое религиозное невежество, с их нежеланием увидеть за казнью нечто большее, чем популярный спектакль. Все это вначале усиливает отчаянность попыток Феодора"пробиться" к людям, но... завершается его смирением.
"Еще не время..." - звучит неожиданно задушевно и просто...

Тексты:
Жена Феодора:
Соблудил мой муж, да в великий день,
И взбесился он- тем наказанный.
К воеводе муж ворвался домой,
Платье вздел его и в нем празднует.
Празднует, что вдруг не "повешаный"...
Ах, какой испуг: муж мой "бешаный"!
Феодор, Феодор.Феодор!!!
Из народа:
Аввакум о нем молитвы свершает,
А он, "бешаный", все бьет да ломает...
Из народа:
Отходи, народ! Ан, гляди - убьет!!
Юродивый:
Чем не князь я вам?
Аль лицом не мил?
Аль не тот язык
Я в себе растил?
Но покуда он
Не обрезанный,
Слушай русский люд
Речи трезвые:
А чем лживый язык -
Лучше "бешаный",
А чем жизнь за ярлык -
Лучше "вешаным"...
Власть кому-то,что жена,
А кому-то - зло!
Если вольному - сума,
Значит - повезло!
Ха - ха!!
Если долею дано Мучение,
В том ли Бога одного Знамение?
В том ли Бога одного Знамение,
Если долею дано мучение?!
Я третьего дни по пустыне бежал,
Как вдруг Аввакума узрел... Осенял
Меня он молитвой и Божьим крестом,
И бесы бежали... И плакал потом
Аввакум надо мной...
Языки- то разные,
Да едино сказывают,
Если волю им свою
Не навязывают...

Жена юродивого:

Сотворил с тобою бес худо явное:
Лютый лис те в душу влез - окаянный...
Обольстил тебя речами он лживыми..
Аввакум, чтоб ты отсох, пока живы мы!
Чада милые, посланник Христов
За себя нас вешать, жечь - не готов.
Аввакум, проклятой, кто ты таков?
Кто ты таков, кто ты таков??!
Что ж под верою ходить нам такою,
Чтобы дитятко росло сиротою?...
Как персты ты не слагай, все одно,
Если Божьего душе не дано...
Аввакум ли от тюрьмы защищал,
Когда князя ты сумою стращал?
А как юзников ты всех перебил,
Кто от смертушки тебя отводил?
А когда царю ты письма носил,
Что ж о Боге у него не спросил,
Когда он на всех детей подал грош,
Бог, придуманный тобой, это - ложь.
Пропадешь ты ни за что, пропадешь!
Ox - ox!
Там, где Аввакум с речами пройдется,
Там все бабьими слезами зальется...
Соблудил мой муж, да в великий день...
Соблудил мой муж... Феодор, Феодор!!
Народ:
-Разошелся, разошелся!
-Господи, помилуй!
-Разошелся, разошелся!
-Дьявольские силы!!
-Феодор, образумься, юродивый!
-Разошелся, разошелся!
-Еще пуще бесится!
-Разошелся, разошелся!
-Нечто сам повесится?!
Ох!
-Отходи, народ!
Ан, гляди - убьет!!

Жена юродивого:
Феодор, Феодор!!!
Юродивый: (передразнивает Аввакума)
"Разве жив, кто мертвые дела творит,
Кто гордыни ради и лености своей
И в великий пост на калену, говорит,
Класть не надобно головы. Ей-ей! Указательный, великосредний и большой Персты слагая в троицу, так крестятся
С сатанинскою душой и молятся..."
Ха - ха - ха -ха!!!
Вы бесов испужались? Так сейчас
бесы эти в вас, бесы эти в вас!
В вас! В вас!!!
Коли бесы в нас, чего же их бояться?
Аль страшней всего с самим собой тягаться?!
Мыслите, страшнее расставаться,
Иль самим собою оставаться??
Лучше бы самим собою статься!!
Бесов испужались, так сейчас
Бесы эти в вас, бесы эти в вас...
В вас, в вас, в вас!
Просите Аввакума, пусть молится за нас, Молится за нас И все же, бесы в вас!
Ха - ха - ха!! В вас!!
*
Еще не время доброе понять
И в старых книгах мудростям дивиться.
Еще не время чистым птицам
В Христовы небеса летать...
Еще не время - добровольно крест
Венчать собой, чтобы услышать душу!
Еще не время... Я не трушу.
Зажги свечу "за упокой".
За упокой души своей,
Когда она не знает света...
Зажги себя и пламя это
Тебе представится судьбой.
Еще не время, еще не время...
Народ:
-Юродивого повесили!
-Грех какой!!
Жена юродивого:
Феодор, Феодор!!!

Картина 2 (тоже на Мезени)

События происходят в земляной тюрьме, куда заточена верная жена Аввакума, Анастасия Марковна, с двумя сыновьями - Иваном и Прокопием. Они уверены, что вынесенный им смертный приговор на утро будет приведен в исполнение: их повесят. Мать осознает, что за раскаянием ее детей не последует смягчения наказания, и пытается поддержать их дух, укрепить их пошатнувшуюся веру в истинность и искренность религиозных убеждений их отца Аввакума. Анастасия Марковна добросовестно следует наставлениям мужа: "... чтоб впредь детей подкрепляла Христа ради умирати". Мучительно уживаются в ней материнское начало и чувство долга...
Музыка:
Широкая смелая мелодия прерывается заунывными народными причитаниями и давящей скорбью. Затем поочередно наплывают друг на друга разнонастроенные музыкальные темы, мысленно проносящие по самым памятным фрагментам жизни дочери кузнеца — Анастасии Марковны... Венчальный колокольный звон, крик младенца - первенца, хруст речного льда под ногами переселенцев: Настасья сопровождает мужа во время его сибирской ссылки; радостный детский смех в редкие сытые дни и, наконец, - изгнание и заточение ее сыновей на длительный срок в земляную тюрьму. И здесь она оказывается рядом ... с готовностью разделить любую участь дорогих ей людей. Всей жизнью Анастасия Марковна выстрадала глубокую горестность своего теперешнего материнского плача - и не только по своим кровным детям...

Тексты:

Голос Аввакума:
Ивана и Прокопья, сынов моих,
Велено повесить...
Ивана и Прокопья, сынов моих,
Велено повесить?!
Иван и Прокопий:
Виноваты пред Богом и пред государем?
Виноваты пред Богом и пред государем!!
Голос Аввакума:
Бедные: испужався смерти - повинились
Бедные: испужався смерти...
Иван и Прокопий:
Виноваты пред Богом и пред государем!!!
Виноваты пред Богом и пред государем...

Анастасия Марковна:

Не подкрепляла Христа ради умирати.
Винюсь, дети: не учила, как персты слагать
И креститься и творить молитва.
Вот горе!
Чтоб на висилицу пошли и з доброю дружиною умерли
Заодно. Христа ради... не учила умирати....
Дети, простите меня. Дети, простите меня!!
Иван и Прокопий:

Виноваты пред Богом и пред государем!

Голос Аввакума:

Бедные: испужався смерти - повинились...
Бедные! Бедные!!
Двое сынов моих: Ивана и Прокопья
Велено ж повесить... Повесить...
Прокопий:
Я не сужу тебя, отец,
Что в смерти видишь ты конец...
Иван:

А в ней - начало может статься
Тому, кто над собой подняться
Сумеет разом - на века...
Прокопий:

Отец, - тебе моя рука,
Коли твою сейчас отрубят...
Иван:

Отцы сынов не так "голубят",
Как с верою любою - мать...
Отцы сынам, чтоб передать Любовь к державе и царю...
Отец, я жизни не дарю,
А отдаю, в тебя поверив...
Прокопий:

Ах, мати, растворяют двери!
Стрельцы идут, чтоб нас увесть...
Анастасия Марковна:

Отец у вас, заступник есть!!
Прокопий:
Веревка... и петля готова!...
Анастасия Марковна:
Жар у тебя, сыночек, снова,
Хворь, будто червь, тебя сточила...
Кругом - земля, чем не могила?!...
Спи, милай!..
Прокопий:

Лукавства не прощает Бог!...
Отец, ты вовсе не пророк!!
Ты правоту взыщи с себя:
Почто же, веру так любя,
Так мало любишь души грешных:
Невинных позволяешь - вешать!...
Иван:

Молись о нас издалека,
Отец, - тебе моя рука,
Коли твою сейчас отрубят...
Русь - матушка всех равно любит!!
Русь -матушку все равно любят!!!
Анастасия Марковна:

Сядьте, детки, голуби мои сизокрылые,
Ваши головы, опять, как в детстве, -
На колени уложу я...
Прав отец, прав отец:
Покоритися судьбе своей, дети
За Христа умирати, за Христа!...
Мать я, мать я ваша, голуби сизокрылые,
Спите, спите, голуби вы мои сизокрылые...
За отца, за веру русскую... спите...
Голуби! Голуби сизокрылые...
Два голубя сизокрылых,
Два сыночка, два сынка, два голуба...
Голуби сизокрылые...

Иван и Прокопий:

Виноваты пред Богом и пред государем.
Анастасия Марковна:
Спите, спите!...
голос Аввакума (дуэт с Анастасией Марковной):

Указательный, великосредний и большой
Персты, слагая в троицу,
Так крестятся с сатанинскою душой и молятся...

Но есть закон, лишь разумей,
Как божество триипостасное:
Отец и Сын и Дух Святой -
Сложить единою семьей:
Великий, мизинец и третий подле мизиного, -
Всех трех концы в купе!
Та же указательный и великосредний -
Два сея сложите и един мало наклоните:
Се являет Христово смотрение,
Божество и человечество...
+ Анастасия Марковна:

Не гулять по траве зеленой,
Девиц красных не видеть в женах,
И детишек русоволосых
Не обнять вам, сыночки - слезы.
Две слезы, две росы жемчужных,
Вам кричать под веревкой трудно,
Вам дышать под веревкой больно,
Да вольно... Да вольно! Довольно!!
Не гулять по траве зеленой,
Девиц красных не видеть в женах,
И детишек русоволосых
Не обнять вам, сыночки - слезы,
Сыночки - слезы!! (окончание дуэта)
Анастасия Марковна:

Аввакум, отец ваш, прав во всем:
Свою долю тяжкую несем,
Свою долю горькую допьем - втроем,
Втроем, втроем...
Аввакум,отец ваш, прав во всем..!
Утро. Скоро утро...
Скоро солнце лучом своим
Тронет головы ваши...
А что утру мы скажем?
Люди добрые, люди добрые,
Что же делается на свете:
Гибнут дета, гибнут дети..,
Люди добрые, что ж на свете
Ради Бога, ради Бога...?
Знать дорога такая, такая, такая...
Хор:

По всей Руси до небес достигоша:
Как велено креститься, крестись, Али умроша...
А хочешь петь единогласно,
Подможет плеть - во всем согласна...
Душа кричит, закованная в слово,
А Русь - молчит ко всему готова...
Костры горят и в разные стороны
Нашу Русь хотят растащить черны вороны.
Зреет силой Русь..!3ря кружится стая:
Не названьем Русь, а нутром - Святая!!

3 акт Картина 1

Царские палаты. Царь Алексей Михайлович получил очередную челобитную из пустозерской тюрьмы, написанную Аввакумом. Царь читает послание и вспоминает, как ему, тогда еще молодому царю, был представлен недавно переехавший в Москву, но уже успевший сблизиться с придворным духовенством, тоже молодой тогда священнослужитель Аввакум. Неукротимый духом, крепкий телом, имеющий великолепный природный дар проповедника, Аввакум был гонимый" паствой "своего предыдущего места службы, так как требовал от паствы безусловного" благочестия"; за обличения местных "начальников" неоднократно зверски избивался... В Москве протопопа Аввакума ожидала блестящая перспектива придворной церковной деятельности, если бы не наступившая эпоха государственных реформ.
Приход сестры царя, Ирины Михайловны, царь воспринимает с радостной надеждой на свое естественное мысленное переключение: он терзаем двойственным отношением к Аввакуму, который стремится и из заточения повлиять на Алексея Михайловича, чтобы вернуть царя к "старой вере". Но царевна Ирина Михайловна, также получившая весточку от Аввакума, желает вступиться за "мученика Христова", который в своем послании, с мастерством проповедника, оказывает и на нее явное давление...
Царевна "идет на обман", связывая недавние предсказания гадалки - об угрозе русско-турецкой войны - с судьбой вождей старообрядчества, но тем самым лишь провоцирует царя на гнев и последующую "царскую немилость" по отношению к пустозерским узникам.
Музыка:
В праздную и безмятежную, только внешне, а внутренне — насыщенную раздорами и интригами жизнь царского двора, неожиданно врывается нарастающая по темпу и трагической насыщенности мелодия предстоящих военных сражений. Эта тема становится ведущей.На нее, словно нанизываются темы: сомнения, колебания царя по поводу принимаемых им решений, мистически - таинственная мелодия гадалки, заискивающий,но не осознающий всю опасность обмана монолог почти запуганной Аввакумом царевны и, как бы отзвуком, -решимость далеких узников идти на любую казнь во имя своей веры.

Тексты:

Царь (читает челобитную от Аввакума):

"Царь - государь, слезами горькими
Молюсь об исцелении твоей души,
Спеши свести в молитвах язвы с тела...
Ты смело землею русскою владеешь на свободе,
А в народе любим, кто веру чтит превыше долга,
Как долго ломать нам ребра,
Мучать нас кнутьем, топтать ногами?...
Коль память все молчит твоя,
Молчит и разум твой?!..." Царь (задумчиво):
Кто властен время в нас остановить,
Чтобы теперь не седовласым быть?
И Аввакум давно не тот, по слухам.
Был крепок телом и неукротимый духом:
Все к "благочестию" он паству призывал;
Уж с мол оду не раз побит бывал;
То принимался баб "лечить" от блудни,
То в одиночку скоморохов разгонял...
Теперь в темнице... Старый и беспутный...
А сколько люду в церковь собирал!
Такие проповеди на Руси не часто
Услышать можно было. Знамо счастье!
(Царь продолжает читать челобитную):
"Коль память все молчит твоя, молчит и разум твой?
Владеешь на свободе ты землей,
А я, Сын Божий, за темничное сидение
Себе уж землю с небом покорил!
Чтоб на земле лежать, а небом быть прикрытым,
За волосы я дран, ногами битый,
Хранимый Богородицей, Христом...
Умру я за любовь к тебе...
Потом врагам - никониянцам тайны ведай
Ты обо мне. Пусть той беседой
Насытится богоотступник - зверь!
С тобой, царь, тамо свидимся теперь?!..."
Царь:

Я задаю тебе вопрос,
Коль мнишь, что ты - второй Христос
(О чем опять гласит донос),
Чтоб снова к "старой" вере обратить,
Ты время властен ли остановить?
Ты время властен ли остановить,
Чтоб снова к" старой" вере обратить?
О, нет! О, нет!!
... Венец времен - в нас перемены:
Все тленно, все мы пленны!

Ирина Михайловна (читает послание Аввакума):

"Христово невесто преудобренная,
Государыня, царевна, вымоли
У царя, у брата, мне суд праведный...
Дед с отцом твоим во славу правили!
Когда веру прежнюю держали бы –
С Руси - матушки враги бежали бы!...
Нынче ж турки сабли точат –
Дни и ночи, дни и ночи!
Хощет враг державу крепкую
Поломать, как ломят ветку.
И... -С хрустом! Грустно:
Слуги царские, что волки,
Меня в клочья разорвут!...
Христиан собравши полки
Отовсюду: там и тут,
Лучше б мне от турка сабли
В битве лечь,
Пока силы не иссякли, громка речь...
Государыня, царевна, знай одно:
Крест - победное оружье нам дано!!
Нынче ж турки сабли точат –
Дни и ночи, дни и ночи!..."
Ирина Михайловна (входит к царю):

Солгать ли брату? Как посметь?!
В руце Господни все! Робеть
Мне не пристало... Устало
Лицо глядит твое, Великий князь...
Царь:

Иринушка, благоволит Господь:
Ко мне прислав тебя!...
Ирина Михайловна:
Царь всем, мне - брат, тебя любя,
Как ты державу нашу любишь,
Пообещай,что жизней ты не сгубишь
Сидящих в Пустозерске смельчаков...
Царь:

Ах, Аввакум," посланник, раб Христов",
Он и к сестре моей с речами подобрался!...
А я невольно оправдать его старался...
Ан, нет! Не выйдет ничего!!
Ирина, свет, об ком хлопочешь,
Неужто мне совет дать хочешь?!
Ирина Михайловна:

Ты знаешь, мне безумных жалко,
Но... беззаконием гадалка
Стращала и войной за грех,
Коли вождей казнишь ты тех,
Что к вере "старой" в час тревожный
Зовут спасенья ради. Можно ль
Лишать страну людей таких?!...
Царь:

Гадания? Ты веришь в них?!
Гляди, чтоб заодно в темнице
С неверными тебе, сестрица,
Не побывать!
Ирина Михайловна:

Смешно сказать...
Еще смешнее - наказать
Того, кто быть наказанным желает...
Не знает Великий князь: что есть обман?.;...
Что и обман - обману рознь...
Бросай же псам - невинных кость!!! (Уходит)
Царь:

Не крови жажду я, а понимания:
Какая вера большие страдания
Теперь на землю русскую несет?
Какая вера нас от зла спасет?
Какая вера к Богу вознесет?!
Какой потомкам я подам пример,
Когда в Руси единой много вер.
Над каждой верой станет свой" царек",
Чтоб Бога поделить..! Не вышел срок
Иных младенческого понимания...
Не должно быть пока без наказания!!
... Кто властен время в нас остановить? -
Единый Бог, чтоб нам единым быть!...

Картина 2

События вновь возвращают нас в пустозерскую тюрьму, где томятся узники. После беспокойной ночи наступает тревожное утро. Сегодня казнь: приговоренным будут отсечены правые кисти и отрезаны языки. Еще не подоспел царский указ о помиловании Аввакума...
Уже светает и узникам необходимо расходиться по своим "избам". Вожди "старообрядчества" крепки в своей вере, о чем говорится в их обращениях друг к другу и как бы к самим себе: страстный монолог Лазаря, краткие, но емкие фразы Епифания... Лишь спор Аввакума с Федором приобретает все большую нетерпимость, даже злобность: Федору становится известно, что Аввакум - с помощью одного из стрельцов-стражников - добыл и уничтожил последнее сочинение Федора...
В течение всего спора Аввакума ощутимо преследуют все вольно и невольно связанные с ним, теперь уже навсегда, жертвы преверженцев "старой веры"... Но Аввакум фанатично предан своим убеждениям. Предстоящую "казнь" он воспринимает как подтверждение своей правоты и избранности: "Божий сын стократ велик распятый!..." -гордо вещает протопоп...
А в жестах стражников, широко распахивающих тюремные двери, -приглашение на казнь... всем, кроме Аввакума!...
Музыка:
Скорбные звуки непродолжительного оркестрового вступления сменяются сочными, пронизывающими по силе аккордами хоровой песни " Встань, зоренька ясная", народная по складу, она течет широким, нескончаемым потоком. Отголосками проходят по ней строки о "великой четверице". Затем музыка окрашивается то в зловещие, то в безысходно - печальные тона продолжающегося спора между Авва¬кумом и Федором. Слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы. Тайная пророческая сила ощущается в откровенном монологе Лазаря. На фоне решительного, почти торжествующего пения узников, короткими отрывками проходят уже ранее звучавшие монологи Аввакума, эмоционально насыщенные и событийно значимые. Появившийся вначале словно издалека колокольный звон постепенно усиливается. "Помилован?!..." - растерянно, затем негодующе и, наконец, обреченно восклицает Аввакум...
"Бог их простит в сей век и в будущий..." - глубоко искренне зву¬чит из уст приговоренных, задавая мелодии шаговый ритм. "Христос со мною, а с вами той же - доносятся прощальные слова Аввакума. Со светлой печалью повторяют эти слова дьякон Федор и Лазарь. Не иначе, как истинный, жизнеутверждающий смысл вкладывает в эту фразу старец Епифаний, которого поддерживает (народ)...
Тексты:
Хор:

-Встань, зоренька ясная,
Да над Русью вольною.
-Песней раздольною
Встань, зоренька ясная!
-Ах, зоренька красная,
Красная кровушка,
-Была бы ясная
Твоя головушка!...
-Была бы ясная –
Так не болела бы...
-Ах, зорька красная,
Правое дело ли...?
-Была бы ясная,
Да думы тревожные...
Ах, Русь прекрасная!
Ах, время сложное...
-Что время сложное –
Так полагается:
Сбросим все ложное,
В правде останемся;
Правдою станемся!
Станемся, станемся.станемся!!
Верою, правдою станемся!!!
-Встань, зоренька ясная,
Да над Русью вольною,
Песней раздольною
Встань, зоренька ясная..!
Хор:

Святые узники, Святые мученики, "Великая четверица",
Нам за вас молиться!... 1 стрелец:
Не в словах молитва,
Два перста у лба...
И ладонь, как бритвой,
Душу отсекла...
Та ладонь, что на земь
Скоро упадет,
Так свершится казнь,
Вновь Пилат идет,идет!!
Федор:

Господи, прости!
Аввакум:

Господи!
Федор:

Господи, прости!
Аввакум:

Ты его прости:
В заблужденьях дьякон Федор мучится.
Федор:

В чем я виноват?
Аввакум:

Блудит над книгами.
Федор:

В чем я виноват?
Аввакум:

Он о "троице святой" приткнулся!
Федор:

Вижу я во сне собор свой Благовещенский...
Аввакум:

И я во сне свой вижу. И я - во сне...
Федор:

Господи, помилуй мя: Не догматствую!...
Аввакум:

По - никониянски, нелепотно!...
Епифаний:

Примиритесь, примиритесь,
Аввакум, Федор, примиритесь.
Примиритесь, повинитесь!
Иль костра языки вам примирием станут?!
Федор:

Да он же - вор бесстыдный,
Он мой труд извел, не ведая,
Что этим злом- себя обворовал!!
Быть жабой, Аввакум, тебе - отвратною!
И горестно мне о тебя споткнуться!...
Епифаний:

Свидетель Бог: Нам все грехи вернутся...
"Крест - всем воскресение,
Крест - падшим исправление,
страстем умерщвление и плоти пригвождение.
Крест - душам слава и свет вечный!
Аминь".
Лазарь:

Горе, что еретиков родило,
Воля, что по всем кострам ходила,
Вера, ее резали и рвали...
"Божий суд" творить не стали,
Побоялись: коли выйду невредим из огня,
Значит, в книгах правда вся - за меня,
Значит, в старых книгах все - за меня,
Если выйду невредим из огня!
Царь и власти так решили вопрос:
Чтоб я правду далеко не унес,
Мой отрезанный язык - бросить псам...
На костер же я взойти должен - сам!!

(К тюремным воротам" стягивается" народ и, как бы сквозь пламя, к Аввакуму тянутся голоса...)
Голоса из хора:

-Батюшко, Аввакум, наш батюшко!!
-Помоги, помилуй!
-Дай силы мне, безногому!
-Мне -убогому!
-Блуднице повиниться..
-Проститься.
-Окропи святой водой!
-Разлучи с глухой бедой!
-Спаси! Спаси!
Аввакум:
Господи!
Голоса:
- Спаси, сохрани, помилуй!
Аввакум:

Все это мне по силам!!
Голоса:
-Слабоумие исцели!
-Наш союз благослови!
-Чтоб не били и не драли!
-Чтобы кроху хлеба дали!
-Спаси, спаси! Сохрани!
Аввакум:

Помилуй!
... Все это мне по силам!!
Голоса:

-Батюшко, Аввакум, помилуй!
Аввакум:
Слава Богородице! Слава!!
-Подсоби за правду биться!
-Охрани нас от темницы!
-Чтобы был со мною милый!
Аввакум:

Мне все под силу!!
Аввакум и хор:

Слава Богородице! Слава!!!
Слава! Слава!
Аввакум (вещает страждущему люду):

Разве жив, кто мертвые дела творит,
Кто гордыни ради и лености своей,
И в "Великий пост"на калену, говорит,
Класть не надобно головы. Ей- ей!
Указательный, великосредний и большой
Персты слагая в троицу,
Так крестятся с сатанинскою душой
И молятся так о спасении своем -
Постыдные. Обидное в том:
Ведь есть закон, лишь разумей,
Как Божество триипостасное:
Отец и Сын и Дух Святой -
Сложить единою семьей:
Великий, мизинец и третий подле мизиного -
Всех трех концы в купе!
Та же указательный и великосредний -
Два сея сложити и един от двух -
Великосредний мало наклоните, наклоните.
Се являет Христово смотрение
Божества и человечества,
Та же вознести на главу -
Являет ум нерожденный:
Отец, роди сына!
Положите на пуп - являет воплощение Христа,
Сына Божия, от святые богат роковицы Марии.
Вознести на правое плечо -
Являет Христа вознесение
И одесную Отца сидение,
И праведных - стояние;
А на левое плечо положите -
Являет грешных от праведных отлучение
И вечное осуждение...
(Увы, помощь не действенна...)
И вновь голоса из хора (повторение текста выше).
Узники:

Пусть жо лягут в ваши трясущиеся руки
Наши пустозерские языки...
Бог с нами, Бог с нами!
Слов не вырвешь, не вырежешь их ножом:
"Глупый глупостью царствовать посажен...
Настанет..."
Федор:

День иной, день единого Бога всем несущий:
Всяк есть Бог над собой и всем, всяк - сущий !
Аввакум:

Не глупец, не грешник я!
Три столпа огнем горят,
Три молитвы в небесах крылаты!
По Руси в темницах крик
Рвет еретика язык...
Божий сын стократ велик распятым...
Распятым!! (устремляется за приговоренными)
Стражник:

Куда?!! Ты нынче, Аввакум, помилован!...
Аввакум: (по инерции)

Не глупец, не грешник я!
Три столпа огнем горят...
По-ми-ло-ван?.. (смех юродивого)
Узники, хор:

Бог их простит в сей век и в будущий:
Не их то дело, но сатаны лукаваго...
Аввакум:

Христос со мною, а с вами той же!
... Помилован?!!
О, нет же. Нет! Не это только!!
ПО-МИ-ЛО-ВАН??
(падает, рыдая)
Федор и Лазарь:

Христос со мною, а с вами той же!!
Епифаний и народ:
Христос со мною, а с вами той же!! (проникновенно)
Все:
Христос! Христос!! Христос...

1.07.95. - 26. 08.95.


Рецензии