Искусство в большом долгу
В 1925 году Оренбургская губерния вновь вернулась в состав Российской Федерации, до этого наш славный город пять лет был столицей Киргизской АССР. И уже в январе 1926 оренбургский рупор советской власти – газета «Смычка» извещала всех прогрессивных граждан о начале работы литературно-художественного кружка. Особенно приветствовались доморощенные литераторы из народной среды, так сказать, рабоче-крестьянского происхождения. Однако пролетариат не сильно стремился к художествам литературным, скорее его привлекали иные художества. Но товарищи литераторы не сдавались и настоятельно рекомендовали покупать в киосках литературно-художественный журнал «Наковальня». Содержание номера было посвящено прошедшему 1925 году, точнее, литературным достижениям оренбургских писателей. Здесь были стихи товарищей Комарова, Жемчугова, Баталава, Изгнанника, Красильникова. Рассказы и воспоминания Правдина, Вельского. А так же статья на смерть Сергея Есенина, который в то время ещё не успел стать буржуазным пережитком и вредным для советской власти поэтом. Журнал был богато иллюстрирован и стоил 10 копеек. Кстати, среди оренбургских литераторов было немало поклонников творчества Есенина. Вечер памяти поэта прошёл в уголке работников печати 10 января 1926 года. Оренбургская публика оказала большое внимание творчеству и личности скончавшегося поэта. Зал был переполнен. Товарищ Гришин сделал доклад на тему «Распятие Есенина», в котором чётко обрисовал трагедию поэта, приведшею к самоубийству. Руководитель оренбургских литераторов товарищ Баталов в своём докладе коснулся лирических мотивов поэзии Есенина. А сестра довольно известной в то время писательницы Сейфулиной поделилась своими впечатлениями, «вынесенными из Ленинграда», где она была в дни самоубийства поэта. В общем, все доклады и впечатления сводились к тому, что Есенин сильно погорячился с самоубийством, но жизнь продолжается, а искусство в большом долгу перед народом. Ведь «сила буржуазии,- рассуждал на страницах «Смычки» товарищ Крещенцев, - в её высокой культурности. Создавая пролетарскую культуру и, в частности, литературу, пролетариат должен использовать богатое наследство, накопленное веками. А имеющиеся при газетах, рабочих клубах литературные кружки должны дать возможность усвоить культурное наследие прошлого, критически переработать и использовать для строительства своей новой культуры трудящихся». При этом самим трудящимся товарищ Крещенцев в этом смысле особо не доверял, предлагая более грамотным товарищам читать вслух произведения, как литераторов прошлого, так и современных местных писателей. А затем всем коллективом подвергать прочитанное максимальному анализу. И тогда, мечтательно восклицал корреспондент газеты «Смычка»: «быть может, недалеко то время, когда и в пролетарской литературе будут свои Пушкины и Толстые».
В материале использованы документы Оренбургского областного архива, предоставленные Татьяной Судоргиной.
Свидетельство о публикации №113072603474