Сон Фиолента - книга Эллы Крыловой
Вот и родилась «Крымская тетрадь» Эллы Крыловой:
Кельи-каморки подобны бойницам в скале,
и, говорят, монастырь до сих пор не пустует.
Южное солнце скользит утюгом по земле.
Вера пасует, надежда вистует, а разум бастует.
Интересен пейзаж: кончаются степи и начинаются горы, неба лазурь, играющие волны, и как не вспомнить об Островах Блаженных! Запахи пьянят, ароматы трав и цветов нежны, в воздухе слышатся звуки отдаленной кифары. Туристы пируют у моря на гальке, а море «мигает огромным нефритовым глазом». Красив закат, и, глядя на «багровые валы», поэт задумывается о безбрежности и бесконечности:
Реки – образы времени, время – стоусто,
но и трех-то времен для двуного много,
и любая река пробирается к устью –
к морю – влажной метафоре смерти и Бога.
Обласканная солнцем Фиолента, Элла вспоминает города, которые посещала ранее, и, удивительно, сильное желание попасть снова в Стокгольм или Париж уже стерлось, мечта ушла. Жизнь идет своим чередом: катастрофы, цунами, грабежи, - новости все неутешительны, как будто Земля берет нас на испуг, а мы пьем, едим, болтаем - как ни в чем не бывало. И поэт задается вопросом:
А может, жизнь – всего лишь сон,
где все мы с мельницами бьемся,
и, может быть, в конце времен
в раю доподлинном проснемся.
Как и в море, в нашей жизни волны вздымаются одна за другой. В череде событий всегда есть взлеты и падения. И в области духа существует та же непрерывность движения, падения сменяются взлетами и наоборот. Так же и с верой – она не бывает одна и та же, и сомнения – начало пути к истине:
Молитвы и биенье лбом об пол
нужны досужей пастве, но не Богу.
Паря вверху, не молится орел
и сусликов не кличет на подмогу.
(,,,)
Давно пора понять нам: не рабы –
мы дети Божьи! К черту оплеухи
святых отцов, безмозглых, как столбы!
Восславим Бога в истине и в Духе!
Христос говорит в Евангелии: «Настанет время и уже настает, когда люди будут славить Бога не в храме, а в истине и в Духе». Отправление красивых обрядов – одно, а настоящая вера – совсем другое.
Энергия распространяется по Земле, не задерживаясь нигде, потому что она не может долго находиться в сжатом состоянии. Эта сконцентрированная энергия нашла выражение в христианстве. Волна истории, времени высветила фигуру его основателя – Христа. Он не только творец прошлого, но и будущего, он хотел, чтобы люди видели горний свет, избавились от страданий и смерти.
Бог молчит. В небе звездочка теплится,
как надежда у края карниза.
И лишь листья опавшие шепчутся,
словно души у врат парадиза.
Голос Европы – это прежде всего голос Древней Греции. Для греков предметом любви было непосредственно их общество. Они были красивы, потому что были естественны. И боги их очень похожи на людей:
Эвтерпе воскуряю фимиам,
не забывая о Христе и Будде.
Но Будда и Христос – всего лишь люди,
тогда как муза – равная богам.
Не на крови поэзия – на чуде
построена, святой свободы храм.
У каждого мыслящего человека должна быть собственная уния религии и культуры, нужно бороться с цивилизованным варварством. Религия открывает глубину духовности человека, обычно скрытую в повседневной жизни, поэтому поэт переносит из книги в книгу вопрос о Боге. Да и что мы без Него? В душе каждый из нас – пророк, несущий на плечах свою эпоху. Мы восторженно смотрим на титанов, но ведь в каждом доме каждый тихо и терпеливо несет свой крест. Мы похожи на лжемудрецов, которых веками оболванивали, обстругивали до полной потери индивидуальности, и когда мы понемногу начинаем это понимать и пытаемся рвануться к свободе – наши ноги увязают в трясине истлевших истин:
Века, века мы истину искали,
и в Бога упиралась наша мысль.
Кто выдумал движенье по спирали?
Мы движемся то вверх, то вниз.
(,,,)
В конечном счете, истина – мы сами.
И вся Вселенная вокруг.
Сквозь призму собственной судьбы поэт видит судьбы человеческие: человек и город, город и природа, - противоречия между ними лишают душевного покоя, и, чтобы обрести равновесие, поэт переносит мысли на бумагу. Общество консервативно, человек подвижен, создать совершенное общество невозможно. Без признания достоинства отдельного человека нет полноценного общества. Как мир, лежащий во зле,
сделать Божьим миром?
Прошлое стало сном.
Будущее – фантом.
Мир наш идет на слом.
Люди, куда идем?
Что-то в мире не так, раз человек лишен радости бытия. Изменился сам человек. Природа, солнце, вода, звери – всё это есть, но человек сильно отдален от природы, заперт в пыльных мегаполисах, где люди разобщены, и даже под окном – стена отчуждения. Но нужно уметь и поражение превращать в победу:
Плачет ноябрь за окном.
Светом наполним наш дом!
Свечи путь, лампы горят,
праздничный вынем наряд.
Одни январи, декабри со снежными вихрями и дождями, мало солнца, мало тепла людского и природного. Зябкость и зыбкость бытия – мало радости для человека, и вера не спасает. Поэт находит опору в утлом уюте собственного дома и в милой сердцу старине:
Стены, поросшие мхом изумрудным,
в патине бронза – волнением чудным
душу мою наполняют…
Наступило время, бесконечно отличное от того, что было. Это – время перелома, поиска новых путей, выявления новых целей. Все виды мышления, все отрасли науки испытали полный переворот. Уменьшение значения границ, обезличивание властей, великие войны, залившие мир потоками крови, смешение народов – это лишь слабый отзвук той борьбы, которая идет в сознании Вселенной. Наука и религия находят всё больше общих связей. Исаак Ньютон писал: «Малое знание удаляет от Бога, большое – приближает к Нему». И Элла Крылова это понимает, ища свои пути к Богу через буераки сомнений, трясину неверия, пучину мирового одиночества – к свету, к Духу, к свободе.
Июль 2013
Свидетельство о публикации №113072106172