Вилланелла

  Эта поэтическая форма появилась в эпоху ренессанса, но особую популярность приобрела в Западной Европе в XIX веке, когда в литературе стала преобладать «деревенская» пасторальная лирика. Что же собой представляет эта «деревенская песня» или ВИЛЛАНЕЛЛА?
Вилланелла появилась в Неаполе, где-то XV веке и поначалу являла собой обычную песню, сложившуюся в более-менее стабильную форму только через сто лет. Тогда же она стала интересна и поэтам.
   В поэтическом справочнике дается следующее определение:
ВИЛЛАНЕ’ЛЛА, или вилланель (итал. villanella, от поздн. лат. villanus — крестьянский, деревенский), — форма староитальянской, а затем и старофранцузской лирической (пасторальной, часто с комическим оттенком) поэзии и многоголосная песенная форма.

   Многие специалисты считают композицию вилланеллы весьма сложной, что немудрено, учитывая ее особое строение. Классическая вилланель состоит из 19 стихов (строчек), написанных на две рифмы. Это шесть терцетов (трехстиший) и один моностих (одностишье). Иногда ее изображают, как пять трехстиший и одно четверостишье.
   У вилланеллы особая система рифмовки: все средние строчки трехстиший рифмуются между собой, а первая и третья строчки первой строфы в определенном порядке повторяются в следующих терцетах.  Также все первые и третьи строчки рифмуются между собой. Схематически это изобразить очень сложно, но попробую:  AbC cbA abC cbA abC cbA C (Заглавными буквами обозначены повторяющиеся строчки, которые, в свою очередь, рифмуются и между собой. Средние строчки трехстиший не повторяются, но пишутся одной рифмой).
   Про размер вилланеллы ни в одном справочнике ничего не сказано. Но те вилланеллы, что я встречал у классиков, были чаще написаны четырехстопным хореем.  Думаю, это очень подходящий размер для веселой деревенской песенки.
   В русской поэзии вилланель появилась благодаря Валерию Брюсову, впрочем, как и многие другие западноевропейские твердые поэтические формы.
А вот мой вариант вилланеллы:

Итальянские крестьяне
Сочиняли вилланель –
Пели песню на поляне.

Что ж не петь, коль сердце тянет!
Любят музыку, как хмель,
Итальянские крестьяне.

После даже и дворяне,
Под весеннюю капель,
Пели песню на поляне.

Мир цветет, душа не вянет,
Только воют, как метель,
Итальянские крестьяне.

И монахи, как миряне,
Под дуду, иль под свирель,
Пели песню на поляне.

Шесть терцетов, как шесть граней,
Украшали эту трель –
Итальянские крестьяне

Пели песню на поляне.


Рецензии