Малярная кисть - лучший друг автомобилиста

Событие, о котором я хочу рассказать, случилось  этак … дцать лет назад, ну в общем, мы были в два раза моложе, а потому, естественно , нетерпеливее и импульсивнее, а креативные решения, подогреваемые тотальным дефицитом позднего развитого социализма рождались на каждом шагу.  Да и как не рождаться, порой без таких решений вообще нельзя было завершить начатое дело. Это сейчас, современная техника рассчитана на то, что ей, при желании, будет пользоваться любой , извините за выражение, дурак, а инструкция  к ней составляется из расчета, что он еще и дебил. Нет, в те времена торжества человеческого интеллекта было иначе – без высшего инженерного образования, например, к автомобилю, если конечно ты не профессиональный автослесарь,  лучше не подходить. Ведь чтобы догадаться, что в нем сломалось и как починить это детище чужой инженерной мысли, порой приходилось разбирать половину машины. И если помнить, что хорошего инструмента также часто не случалось в наличии, то становится понятным - сколько на это нужно было времени и где его проводил автомобилист –любитель. Ну естественно, как вы, конечно, догадались – в гараже, а где же еще.    
   Вы скажете : «А как же автосервис, ведь он же существовал в те времена?». Конечно, существовал, но как-то не был популярен среди автовладельцев, обремененных высшим техническим образованием. Во-первых, по причине тотально низких зарплат в среде инженерных работников и преподавателей. Кстати, в этой сфере мало что изменилось. Возможно, поэтому наш автопром  до сих пор жив. А  во-вторых,  сами подумайте, как можно доверить свое самое дорогое слесарю – человеку без высшего образования, ну это же просто не логично и даже опасно. По-крайней мере мои близкие знакомые думали именно так, поскольку  в те далекие времена машины были редкостью и стоили как двухкомнатная кооперативная квартира, причем  последняя даже порой была доступней. Теперь можно понять , что чувствовал тогда счастливый обладатель железного коня , гордо рассекая по относительно пустым улицам города, и какие завистливые взгляды бросали прохожие ему вслед. Это уже трудно себе представить в наши дни, т.к. взгляды публики, провожающие проезжающий мимо Порше, Феррари или Ламборджини, по  своему  потенциалу зависти уже далеко не те, что были в те славные времена. Поскольку разница между голодным и сытым значительно больше, чем между накормленным и очень хорошо накормленным – и это знает каждый.
   Любой автомобилист,  независимо от марки своего железного друга, в глазах общества был небожителем, а в собственных – везунчиком и баловнем судьбы.  И конечно,  ради этого, люди готовы были самозабвенно холить и лелеять свой «дорогой» автомобиль.  При этом технические требования к нему со стороны владельца были минимальны, а со стороны автоинспекции максимальны. Если машина просто ездила, могла доставить семью на дачу или в лес за грибами без поломки – то что еще от жизни надо, а если могла доехать до Юга с его морем, воздухом и горами, да еще и вернуться без кап. ремонта двигателя – так это вообще подарок судьбы. И какие там стеклоподъемники, датчики дождя, омыватели фар, навигаторы и прочая хрень  - зачем, главную функцию машина выполняет и люди счастливы, а это самое главное – чувствовать себя счастливым не зависимо ни от чего.
   Автоинспекция же в те времена была лютая, чуть что, немного разгонишься  - бац дырка в правах, бац еще, а там того и гляди – права тю-тю. Да и ежегодный техосмотр за деньги не пройдешь – нет его, только официальный. Представляете,  какие сложные времена были, не то, что сейчас.    
   Итак, после небольшого экскурса,  вернемся к нашей истории. Стояло лето, заканчивалась летняя сессия у студентов и преподаватели Политеха предвкушали начало своего длительного отпуска , строили планы и мечтали, как его проведут. Михаил, герой нашего рассказа, не был исключением. Но приятные мысли о предстоящем отпуске омрачала одна проблема. Поскольку в семье имелся Москвич не первой свежести, а преимуществом владения личного транспорта, естественно, хотелось насладиться  по максимуму, но на пути к безмятежному времяпрепровождению стояла суровая Автоинспекция. Надо было во что бы то ни стало пройти техосмотр. Машина была не новая, но и старая машина была ценностью, поэтому никто не сомневался в целесообразности создания большой дыры в семейном бюджете из-за ее ремонта. Одним словом, машина, как назло, к тому времени нуждалась в покраске. Без этого, ни о каком техосмотре речи просто не могло быть ( дикие времена!). Каждый автомобилист тогда знал, какое это трудо-время-затратное мероприятие. А при отсутствии специального помещения, оборудования и дефиците хорошей краски становилось в ряд с подвигами Геракла. Об услугах автосервиса речь не шла по выше перечисленным соображениям. Вообщем, задача стояла сложная, а если учесть, что все это надо было сделать быстро, чтобы как можно меньше потерять дней драгоценного отпуска, и дешево, чтобы что-то осталось на отпуск – почти не реальная. Но это для среднестатистического гражданина станет нерешенной задачей, а для человека с креативным мышлением , да еще отягощенным всеми техническими знаниями высшей советской школы и опытом преподавания на экономическом факультете не будет. Для Михаила не составило особого труда найти оптимальное решение, свести дебет с кредитом и это при условии, что  задачка изначально имела очень много неизвестных параметров с поправкой на те времена.
   Надо отдать должное, но Михаил,  подстраховался заранее. Он как человек разумный и владеющий математической логикой, грамотно применил эту логику на практике. Он решил,  раз у него есть автомобиль, который любит его семья, которую больше всего любит он, значит он сделает ради этой любви ВСЕ – и он устроился в свой гараж на дополнительную работу сторожем. Данное решение было очень креативным и позволило сразу убить двух зайцев, выражаясь фигурально – чинить машину во время работы, зарабатывая для семьи деньги и получить в неограниченное пользование все ресурсы гаража – каморку и яму в удобное для себя время. Данный фактор в дальнейшем сыграл свою важную роль в описываемой нами истории, поскольку создал материальные предпосылки для успешного решения проблемы с покраской автомобиля.
   Вторым креативным решением  Михаила с опорой все на ту же математическую логику и на методы принятия решений,стала выработка правильной стратегии действий – он вычленил главные приоритеты. А главным приоритетом была поездка с семьей в отпуск, а все остальное было уже второстепенным. А когда ориентиры намечены и решение принято, дело начинает спориться и даже само собой решаться, как будто провидение помогает. Так было и в этот раз. Как по мановению волшебной палочки удалось по случаю достать подходящую краску для автомобиля.
   И работа началась: наносимое средство против ржавчины с аппетитом  эту ржавчину съедало, оставляя после себя девственный металл. На чистый металл легко и изящно ложилась шпаклевка, которую затем выравнивала шкурка, а потом грунтовка завершала весь этап подготовительных работ. Все было  выполнено быстро и эффективно, не отходя от рабочего места. Теперь оставалось самое главное – нанести краску на автомобиль, не имея специального помещения –сушки и оборудования для распыления краски. Кто-то скажет, а как же краска в баллончиках? Но нет, увы, еще советская торговля ее никому не предлагала. Но не даром говорят, что наша старая высшая школа  дает очень широкое образование, позволяющее решать любые задачи и находить смелые решения. Поэтому,  Михаил, будучи хорошим выпускником  ЛПИ им. Калинина, ведущего рассадника знаний в нашей прошлой стране, принял правильное и, в данных условиях,единственно верное решение. Как говорится, все гениальное - просто! Поэтому, он взял обыкновенную малярную кисть, а может валик – нюансы уже стерлись из памяти, и спокойно, а главное быстро, нанес новую краску на автомобиль. Нитрокраска легла ровно и быстро без проблем высохла. Конечно, у вновь покрашенной машины не было зеркального блеска нового автомобиля и соседи по гаражу охали и между собой судачили о том, что он сотворил со своей «ласточкой», но Михаил проявил твердость духа и отбил все нападки, т.к. ни на минуту не забывал о своем главном приоритете. А удачно пройденный техосмотр окончательно охладил пыл злопыхателей. В итоге, отпуск не был сорван и семья получила столь необходимую порцию приятных отпускных впечатлений и все были довольны.
    Вот так одно правильное решение может сыграть важную роль в жизни многих людей. А ведь могло все быть иначе и пойти совсем по другому сценарию. И этому есть свое историческое доказательство, относящееся к этому же периоду. Дело в том, что в то же время и в том же гараже, тоже бывший выпускник все того же факультета и преподаватель данного ВУЗа, а заодно еще и близкий родственник Михаила, по тем же самым причинам также красил свой Москвич. Он все делал качественно – на века, а потому очень медленно. Не трудно догадаться, что он сам и его семья остались без отпуска и у всех было испорчено настроение. Надо отдать должное – этот Москвич до сих пор стоит в гараже и занимает место новых машин, которых за эти года перебывало не мало. Ведь в него было вложено столько труда, его готовили с такой тщательностью, что он до сих пор не ржавеет, поэтому у владельца не поднимается  рука его выбросить на свалку, несмотря на полную ненадобность.
   Так случилось, что я была свидетелем и даже участником всей этой истории и не трудно догадаться, что я из семьи «потерпевших».  Я ни в коей мере не ратую и не пропагандирую некачественный труд, наоборот, я всеми руками за ответственное отношение к любому делу, но опыт жизни показывает, что если действуешь слишком жестко по всем правилам, не учитывая складывающуюся ситуацию в целом, то результат не приносит ничего позитивного. В связи с этой историей у меня возникли и другие жизненные наблюдения и параллели, казалось бы с  абсолютно не связанными вещами. Так случилось, что я из семьи инженеров и преподавателей и в нашей семье у всех было техническое образование, поэтому мне хорошо известен менталитет  научной среды. Но на каком-то этапе своей жизни меня стали интересовать вопросы психологии, т.к. меня очень удивляла ситуация, возникшая в 90-е годы. Тогда многие институты расформировывали и инженеров тысячами выгоняли с рабочих мест, а в учебных институтах платили зарплату, которую можно было измерить в 40 батонов. Но как ни странно, очень многие, если не подавляющая масса работников интеллектуального труда держались за свои места до последнего или оставались  работать за нищенскую зарплату. Сами ушли только самые смелые и предприимчивые – и нормально устроились, подчас полностью поменяв характер деятельности. Те же, кто остался, долгие годы ныли и жаловались на свое тяжелое материальное положение, но при этом ничего не делали, чтобы ситуацию как-то изменить. Конечно, все люди разные и мотивы у них  также разные,  а вот стереотипы поведения сплошь да рядом одинаковые. Но меня заинтересовал один аспект. Так получается, что человек, потративший пять с половиной лучших лет своей молодости на изучение массы предметов, о которых он потом в реальной жизни даже не вспомнит или будет помнить – мол да, что-то такое сдавал, тем не менее сознательно или подсознательно этим багажом гордится и это дает ему основание чувствовать свою значимость. При этом, он может сам быть недовольным полученным образованием, но это не умаляет ценности последнего в его глазах и окружающих. Но наша память так устроена, что если ты постоянно этим не занимаешься, то все очень быстро из нее удаляется – пусть не полностью, но все равно по прошествии нескольких лет ты уже не можешь считаться грамотным специалистом в своей области, если постоянно не держишь руку на пульсе. Вот и получается ситуация, как с тем автомобилем Москвич – образование получено добротное, сил потрачено не мерено, а сегодня уже и средств, а оно уже устарело. Взять и решиться все лишнее выбросить и налегке идти дальше вроде разумно, если старое нельзя использовать – а не получается у многих – жаль потраченного времени. Так и складывается психологический портрет интеллектуала, вечно всем недовольного, полагающего, что все ему должны, поскольку судьба с ним так сурово обошлась – он такой умный, хорошо образованный, а должным образом не востребован! Такая ситуация чаще всего воспринимается человеком с обидой на конкретных людей, общество в целом, страну - ведь он "как бы никому не нужен", а это очень питательная почва для большинства психологических комплексов, ведущих к постоянному стрессу, а в результате к болезни. Поэтому, пожалуй, полезно вспомнить итальянскую новогоднюю традицию – выбрасывать старые вещи. Надо распространить ее и на интеллектуальную собственность! Если мы не будем носиться с багажом старых знаний, как с писаной торбой, откорректируем наши стереотипы под современные задачи и выбросим вредные привычки – нам всем цены не будет. Вот к таким выводам привела меня вся эта история с покраской автомобиля, а брать кисть или не брать и какую – это уже ваш жизненный выбор. 


Рецензии
Отличный русский язык!
Браво!
Я бы сказал даже, что не просто "язык", а вполне достойная литература.
Приятно удивлён и обрадован такому симбиозу поэтессы и писательницы.
Молодец, Оля!
Здесь же, в качестве "бонуса" - что-то "из себя", ладно?

http://www.stihi.ru/2012/07/25/5185
Ночь... Сулейман бин Абдуррахман...

Хмара
перевод с арабского.

Лишь мудрость дарит человеку свет
Жил некогда философ и поэт
Однажды в дом к нему забрались воры
И на вопрос, где он хранит своё добро
Мудрец ответил, отложив перо
Что в доме всё дано ему на время
А ценности хранить – пустое бремя
Мы - только постояльцы в этом мире
И гости на своём прощальном пире
Мои сокровища – во мне, сказал с улыбкой
А мир вокруг – лишь отраженье мысли зыбкой
Берите всё, промолвил тихо он
Но растворились гости молча в ночи липкой . . .
© Copyright: Хмара, 2012
Свидетельство о публикации №112072505185

Всего самого доброго!

Хмара   14.12.2013 09:51     Заявить о нарушении
О, Александр, вы мне, право, льстите!
Но слава Богу я на лесть не падка!
А за стихи, конечно же, Спасибо!
Внимания конфетка всегда слАдка!
У меня есть стишок, который в некотором роде перекликается смыслом - http://www.stihi.ru/2013/10/31/2787
И еще раз спасибо за внимание! Успехов и удачи!

Ольга Филиппович   14.12.2013 10:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →