музыка стиха...
Портрет Анны Ахматовой , Зинаида Серебрякова
http://artlivre.ru/content/portret-anny-ahmatovoy
+ Robert Schumann, Wien 1839 Lithographie by Joseph Kriehuber http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Robert_Schumann-cadr.jpg +
Валентин Рекуненко +
В. Дранитсин (14 файл)
**********************************************
слушая музыку....
Шуман Роберт (1810–1856) (нем. Robert Schumann)<<
Концертная пьеса для фортепиано с оркестром соль мажор Op. 92<<
Интродукция и Аллегро аппассионато (1849) <<
Исполнитель: Святослав Рихтер (фортепиано) ,
БЗК, Госоркестр, дир. Курт Зандерлинг.
**********************************************
"Отрывок" в книге Анны Ахматовой "Бег времени" в разделе "Нечет" звучит третьим стихотворением после "Приморского сонета" (1958) и "Музыки" (1958), посвященной Д. Д. Шостаковичу. Сам "Нечет" идёт вслед за циклами "Трилистник Московский" и "Полночные стихи". "Отрывок" - катрен и терцет - семь строк усечённого сонета, тем более в таком ряду, воспринимается как музыкальный отрывок в слове.
На одном с ним развороте страниц книги стоит "Летний сад" (9 июля 1959, Ленинград), созданный тем же летом, в том же времени, но уже в другом месте. У "Отрывка" в другом автографе было заглавие - "Из Московской тетради. Трилистник закрытый", а в планах записных книжек Ахматовой оно открывало цикл "Трилистник закрытый" вместе с двумя другими стихотворениями - "Не стращай меня грозной судьбой…" (15 октября 1959, Ярославское шоссе) и "Мартовской элегией" (февраль 1960, Ленинград).
"Трилистники" Анны Ахматовой, безусловно, освящены памятью Иннокентия Анненского, но и сама музыкальная природа слова Ахматовой с её острыми и тонкими, музыкально точными ассоциациями памяти восходит к поэтике Анненского, его разреженному воздуху "ничейного стиха": "А в воздухе жила мучительная фраза…" Такой стих живет в особом пространстве и времени музыки, возвращаясь в неё, как в "Полночных стихах": "Мы с тобой в Адажио Вивальди / Встретимся опять". Вот этот "Отрывок" Анны Ахматовой:
…И мне показалось, что это огни
Со мною летят до рассвета,
И я не дозналась - какого они,
Глаза эти странные, цвета.
И всё трепетало и пело вокруг,
И я не узнала - ты враг или друг,
Зима это или лето.
21 июня 1959
Москва
В. Виленкин рассказывает, что стихотворение возникло, когда Ахматова была у него в гостях: "Мы с ней слушали в исполнении Рихтера /183/ шумановскую пьесу с обманчивым названием "Юмореска" (кажется, один из самых бурных полётов немецкой романтики)…" И продолжает, что Ахматова "потом несколько раз читала это стихотворение и у меня, и у себя, и всегда с предисловием: "Вот стихи, которые я написала под музыку Шумана""...
Ахвердян Г. Р.
О стихотворении Анны Ахматовой «Отрывок»
(«…И мне показалось, что это огни…») http://www.akhmatova.org/articles/articles.php?id=51
*******************************************
столетье между ними -
не преграда…
Маэстро вдохновенная рука,
ей музыку волшебного стиха,
как розу ароматную вручила...
и лепестки посыпались на лист
касаньями желаний и восторгов,
терзая белизну бумаги
отточенным страданьями пером...
Плейкаст:
Свидетельство о публикации №113071805849
"Одно мне хочется сказать поэтам:
Умейте домолчаться до стихов.
Не пишется? Подумайте об этом
Без оправданий и без обиняков"
(М.Петровых)
Бывают дни, когда не пишутся стихи,
Не льются строки,
А мнутся, гнутся и ломаются в ночи,
Как скоморохи,
В какой-то дикой пляске мятежного огня,
Под ветром злым, колючим и продрогшим.
И, вдруг - щелчок, искра,
И - тишина,
Как будто сорвана струна.
Конец беснующих мелодий!
И полились ручьи из букв, слогов и слов,
Вливаясь в реку, как в единое начало...
Бывают дни, когда не пишутся стихи.
1998г.
Ирина Кузьмина-Шиврина 14.06.2014 21:10 Заявить о нарушении