Актер - как субъект изучения психологии актера

Первоочередной задачей для  психологии актера, как науки является определение  объекта ее изучения. Объектом изучения психологии актера является, актерская игра как процесс  создания образа (роли) при постановке спектаклей, съемке кинопродукта, демонстрации готовой  роли зрителям. А также психологические  изменения, которые возникают в процессе   этой деятельности у  актера, как профессионала.   
     И так, кто такой актер вообще, и с точки зрения психологии актера в частности. Автор первого систематического энциклопедического словаря, французский просветитель Дени Дидро  (  1713-1784 ) определял актера как: 
«Надевают трагические и комические башмаки» из-за «недостатка образования, нищеты и распутства»
Всемирно известный  театральный режиссер- постановщик, актер и педагог Константин Сергеевич Станиславский( 1863-1938)- характеризовал актера следующим образом:
«С головы до ног, от кишок до кожи, от мысли до духа»
Современная интернет- энциклопедия « Википедия- свободная энциклопедия»  определяет актера как:
« Актёр (фр. acteur, от лат. actor — исполнитель) — исполнитель ролей в драматических спектаклях и кино»
Различие в определениях одного и того же вида деятельности указывает нам на  первое отличие психологии актера от остальных видов специальной психологии:
- Определение ее предмета и объекта изучения изменчиво и зависит от общественного и индивидуального восприятия актера и актерской профессии.
     Суммируя вышесказанное в психологии актера, как науке можно так определить это понятие:
АКТЕР-  человек, имеющий врожденную психологическую особенность. Не только к полному психоэмоциональному погружению в текстовый матерьял. И  созданию достоверного, всестороннего эмоционально-физического отпечатка  этого текста
( образа), который можно зрительно увидеть и  воспринять. Но и  наделенного способностью, передавать созданный ним  образ, как  конкретному человеку, так и неограниченному количеству людей, на неограниченном отрезке времени и пространства.
     Ниже  более детально рассмотрим, каждый из тезисов этого  определения:
1

Врожденная психофизилогическая  особенность

- Исследованья ДНК человека на сегодняшний день позволяют  не только  успешно прогнозировать риск возникновения наследственных болезней, форм рака, но и с высокой долей вероятности, 85-90%  определить  в каком виде спорта, науки, творческой деятельности,  человек будет наиболее успешен.
Актерство так же можно отнести к черте наследования.
Получая склонность к той или  иной профессиональной или творческой деятельности,  организм человека  имеет жизненную потребность в психологических, эмоциональных и физических  нагрузках,  свойственных тому виду деятельности  склонность к которому человек унаследовал. Лишь под  воздействием этих нагрузок в его организме,  проходят все необходимые гормональные и физиологические процессы, и организм, может не просто нормально, а полноценно функционировать. Не получая их, организм начинает искать так называемые заменители, чтобы с их помощью достичь  необходимой психологической нагрузки, это:
- Алкоголь,   наркотические вещества;
- Сексуальная необузданность;
-  Поиск конфликтных и экстримальных ситуаций, и развлечений;
- Азартные игры;
- Медикаментозные и алкогольные стимуляторы 
И другое
Проблема в том,  что дозировка таких  заменителей с каждым разом нужна все большая, они  вызывают  зависимость, разрушение и социальную деградацию личности, а так же  серьезную опасность для окружающих.
     Как и любой другой творческий потенциал, актерские данные, имеют два пути наследования:
А) От родителей к детям( Редко);
Б) Наследванье через  поколения( 6- 7 поколений)
 В   пользу этого утверждения  говорят следующие практические особенности актерской  профессии:
1) Наличие актерских данных  у человека не зависит от пола, возраста, социального  статуса, уровня образования
(Образование может только развить имеющиеся данные, давая  доступ  к опыту  предыдущих поколений по этому вопросу);
1) Родственники –актеры не будут одинаково талантливы, у  каждого из них  будет свой коэффициент актерских данных не ниже и не выше, просто свой( Так же может возникнуть ситуация,  когда родившийся в семье актеров ребенок имеет другую  врожденную склонность( Врач, спортсмен, автомеханик);
2) Получая наследственно  от родителей, или более далеких родственников, актерские данные, человек НЕ МОЖЕТ реализовать  себя в  другом виде деятельности, это проявляется в:
- Хаотичной смене видов деятельности;
- Апатичности ко всему другому,  кроме выбранного им( а фактический генетический  необходимого   вида деятельности-  актерской игры);
- Человек в любом другом виде деятельности будет достигать  более низких результатов, чем коллеги, и это будет приводить  к  различным поведенческим расстройствам его  личности, развитию пагубных пристрастий( Алкоголизм, наркомания и т.п.), а то и к смерти( Пример,   биография актера Игоря Красавина)


2

Погружение в текстовый матерьял, создание и передача образа

     Обладая  психикой  и психологией особой структуры, актер не   просто  способен запоминать и воспроизводить большие  объемы информации благодаря эмпатии( Способности на физическом  и эмоциональном уровне ощущать чужие эмоции, как свои) опираясь на текстовый матерьял, создает полноценный, эмоционально наполненный  образ, визуальный отпечаток этого текста.
     В который не просто  верит сам, но и может  убеждать
( Передавать)  этот образ другим людям. 
     Это легко подтвердить практический.  Любой ребенок, в возрасте от 3-4 лет  играя, с  игрушками  и в  различные игры создавая образ СВОЕГО МИРА(  где он может быть кем угодно, супергероем, врачом, феей) искренне  верит в него, но  абсолютно не  многие дети, могут заставить взрослого ( Передать ему  свои эмоции от игры) убедить, что человек видит перед  собой именно  созданный образ, а не увлеченного игрой ребенка.
     Создавая образ, актер испытывает так же физические изменения:
- Это потеря в весе,  за время  спектакля или съемочного дня;
- Приобретение физических и поведенческих черт своего персонажа в  процессе работы над образом( Например хромота, сутулость и прочее) И обладание  этими чертами на протяжение длительного  времени после завершения работы. (Пример, актриса Алена Бабенко еще  несколько месяцев  хромала после завершения съемок в фильме «Водитель для  Веры», где ее героиня страдала хромотой).
З

Передача созданного образа конкретному человеку или группе людей на неограниченном отрезке времени и пространства

     Созданный актером образ имеет  особенность,  не  только передавать  зрительно - эмоциональный отпечаток в данный момент ( Спектакль), но и хранить передаваемые эмоции
( Киноработы, киноработы умерших и  зарубежных актеров)

 
    Опираясь на все выше сказанное и определив, какими психологическими особенностями, обладает актер, нам  уже легче, что такое актерство, как второе основополагающее понятие  этой отрасли психологии, и так:
АКТЕРСТВО- Сфера профессиональной деятельности,  в которой  человек особого психологического и психического  склада( Актер) имеет возможность наиболее раскрыть свой природный потенциал.
14-16.07.2013
 


Рецензии