Актер - как субъект изучения психологии актера
И так, кто такой актер вообще, и с точки зрения психологии актера в частности. Автор первого систематического энциклопедического словаря, французский просветитель Дени Дидро ( 1713-1784 ) определял актера как:
«Надевают трагические и комические башмаки» из-за «недостатка образования, нищеты и распутства»
Всемирно известный театральный режиссер- постановщик, актер и педагог Константин Сергеевич Станиславский( 1863-1938)- характеризовал актера следующим образом:
«С головы до ног, от кишок до кожи, от мысли до духа»
Современная интернет- энциклопедия « Википедия- свободная энциклопедия» определяет актера как:
« Актёр (фр. acteur, от лат. actor — исполнитель) — исполнитель ролей в драматических спектаклях и кино»
Различие в определениях одного и того же вида деятельности указывает нам на первое отличие психологии актера от остальных видов специальной психологии:
- Определение ее предмета и объекта изучения изменчиво и зависит от общественного и индивидуального восприятия актера и актерской профессии.
Суммируя вышесказанное в психологии актера, как науке можно так определить это понятие:
АКТЕР- человек, имеющий врожденную психологическую особенность. Не только к полному психоэмоциональному погружению в текстовый матерьял. И созданию достоверного, всестороннего эмоционально-физического отпечатка этого текста
( образа), который можно зрительно увидеть и воспринять. Но и наделенного способностью, передавать созданный ним образ, как конкретному человеку, так и неограниченному количеству людей, на неограниченном отрезке времени и пространства.
Ниже более детально рассмотрим, каждый из тезисов этого определения:
1
Врожденная психофизилогическая особенность
- Исследованья ДНК человека на сегодняшний день позволяют не только успешно прогнозировать риск возникновения наследственных болезней, форм рака, но и с высокой долей вероятности, 85-90% определить в каком виде спорта, науки, творческой деятельности, человек будет наиболее успешен.
Актерство так же можно отнести к черте наследования.
Получая склонность к той или иной профессиональной или творческой деятельности, организм человека имеет жизненную потребность в психологических, эмоциональных и физических нагрузках, свойственных тому виду деятельности склонность к которому человек унаследовал. Лишь под воздействием этих нагрузок в его организме, проходят все необходимые гормональные и физиологические процессы, и организм, может не просто нормально, а полноценно функционировать. Не получая их, организм начинает искать так называемые заменители, чтобы с их помощью достичь необходимой психологической нагрузки, это:
- Алкоголь, наркотические вещества;
- Сексуальная необузданность;
- Поиск конфликтных и экстримальных ситуаций, и развлечений;
- Азартные игры;
- Медикаментозные и алкогольные стимуляторы
И другое
Проблема в том, что дозировка таких заменителей с каждым разом нужна все большая, они вызывают зависимость, разрушение и социальную деградацию личности, а так же серьезную опасность для окружающих.
Как и любой другой творческий потенциал, актерские данные, имеют два пути наследования:
А) От родителей к детям( Редко);
Б) Наследванье через поколения( 6- 7 поколений)
В пользу этого утверждения говорят следующие практические особенности актерской профессии:
1) Наличие актерских данных у человека не зависит от пола, возраста, социального статуса, уровня образования
(Образование может только развить имеющиеся данные, давая доступ к опыту предыдущих поколений по этому вопросу);
1) Родственники –актеры не будут одинаково талантливы, у каждого из них будет свой коэффициент актерских данных не ниже и не выше, просто свой( Так же может возникнуть ситуация, когда родившийся в семье актеров ребенок имеет другую врожденную склонность( Врач, спортсмен, автомеханик);
2) Получая наследственно от родителей, или более далеких родственников, актерские данные, человек НЕ МОЖЕТ реализовать себя в другом виде деятельности, это проявляется в:
- Хаотичной смене видов деятельности;
- Апатичности ко всему другому, кроме выбранного им( а фактический генетический необходимого вида деятельности- актерской игры);
- Человек в любом другом виде деятельности будет достигать более низких результатов, чем коллеги, и это будет приводить к различным поведенческим расстройствам его личности, развитию пагубных пристрастий( Алкоголизм, наркомания и т.п.), а то и к смерти( Пример, биография актера Игоря Красавина)
2
Погружение в текстовый матерьял, создание и передача образа
Обладая психикой и психологией особой структуры, актер не просто способен запоминать и воспроизводить большие объемы информации благодаря эмпатии( Способности на физическом и эмоциональном уровне ощущать чужие эмоции, как свои) опираясь на текстовый матерьял, создает полноценный, эмоционально наполненный образ, визуальный отпечаток этого текста.
В который не просто верит сам, но и может убеждать
( Передавать) этот образ другим людям.
Это легко подтвердить практический. Любой ребенок, в возрасте от 3-4 лет играя, с игрушками и в различные игры создавая образ СВОЕГО МИРА( где он может быть кем угодно, супергероем, врачом, феей) искренне верит в него, но абсолютно не многие дети, могут заставить взрослого ( Передать ему свои эмоции от игры) убедить, что человек видит перед собой именно созданный образ, а не увлеченного игрой ребенка.
Создавая образ, актер испытывает так же физические изменения:
- Это потеря в весе, за время спектакля или съемочного дня;
- Приобретение физических и поведенческих черт своего персонажа в процессе работы над образом( Например хромота, сутулость и прочее) И обладание этими чертами на протяжение длительного времени после завершения работы. (Пример, актриса Алена Бабенко еще несколько месяцев хромала после завершения съемок в фильме «Водитель для Веры», где ее героиня страдала хромотой).
З
Передача созданного образа конкретному человеку или группе людей на неограниченном отрезке времени и пространства
Созданный актером образ имеет особенность, не только передавать зрительно - эмоциональный отпечаток в данный момент ( Спектакль), но и хранить передаваемые эмоции
( Киноработы, киноработы умерших и зарубежных актеров)
Опираясь на все выше сказанное и определив, какими психологическими особенностями, обладает актер, нам уже легче, что такое актерство, как второе основополагающее понятие этой отрасли психологии, и так:
АКТЕРСТВО- Сфера профессиональной деятельности, в которой человек особого психологического и психического склада( Актер) имеет возможность наиболее раскрыть свой природный потенциал.
14-16.07.2013
Свидетельство о публикации №113071805538