Ответ Синоду Русской Православной Церкви А. Н. Тол

"То, что я отрёкся от церкви,называющей себя Православной,это совершенно справедливо. Но отрёкся я не потому,что я восстал на Господа,а напротив,только потому,что всеми силами души желаю служить Ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом,которое мне было невыразимо дорого,я,по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви,посвятил несколько лет на то,чтобы исследовать теоретически и практически церковь: теоретически я перечитал всё,что мог об учении церкви; изучил и практически разобрал догматическое богословие; практически же - строго следовал в продолжение года,всем предписаниям церкви,соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился,что учения церкви есть теоретически коварная и вредная ложь,практически же,собрание самых грубых суеверий и колдовства,скрывающее совершенно весь смысл христианского учения".
   "...Сказано также,что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю неизменно грубым,не соответствующем понятию о Боге и христианскому учению,колдовством и,кроме того,нарушением самых прямых указаний Евангелия. В крещении младенцев вижу явное извращение всего того смысла,которое могло иметь крещение для взрослых,сознательно принимающих христианство; в совершении таинства брака над людьми,заведомо соединявшимися прежде, и в допущении разводов и в освящении браков разведённых вижу прямое нарушение и смысла и буквы евангельского учения. В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман,только поощряющий безнравственность и уничтожающий спасение перед согрешением. В елеосвящении так же,как и в миропомазании,вижу приёмы грубого колдовства,как и в почитании икон и мощей,как и во всех тех обрядах,молитвах,заклинаниях,которыми заполнен требник. В причащении вижу обоготворение плоти и извращение христианского учения. В священстве,кроме явного приготовления к обману,вижу прямое нарушение слов Христа, - прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями,отцами,наставниками.".
     "Про Христа,выгнавшего из храма быков,овец и продавцов,должны были говорить,что он кощунствует. Если бы он пришел теперь и увидел то,что делается Его именем в церкви,то ещё с большим и более законным гневом наверное повыкидывал бы все эти ужасные антиминсы,и копья,и кресты,и чаши,и свечи,и иконы,и всё то,посредством чего они,колдуя,скрывают от людей Бога и Его учение".

4 апреля 1901 г.

Москва.


                Полн. Собр. Соч. т.34, стр. 245 - 253


Рецензии