Поэт и обыватель о Есенине
*
На чёрной тряпке грозового неба
Прозрачность синяя открылась из-за тучи,
Возможно, подлецом Есенин не был,
Но всё же жизнью его скомканной не мучай!
Клавдия Матухина 17.07.2013 00:00
ЭКС
*
Не злодей я и не грабил лесом,
Не стрелял несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Сергей Есенин.
*
Жил обыватель, кушал пряник с чаем,
Все что тревожит, посылая нах.
Но вдруг очнулся, серостью скучаем -
Что там Есенин наслагал в стихах?!
Открыл он пыльный томик одичало,
Чтоб приобщиться к чьей-то вышине,
Слюнявя палец, полистал скучало
Про ту старушку в ветхом шушуне.
И кобальт запорошенного неба
Забрызгался медвежьей черемшой,
Но обыватель жил единым хлебом
Не пробиваем панцирной душой.
И выбросил, разгеван как в падучей,
Открытый томик в темное окно:
Плевать мне что Есенин был замучен,
Убит, повешен? - Та не все ль равно?!
Свет выключил, залег в берложью спальню.
Отринул мысль пришедшую извне -
А в ней поэт летел кровавой ранью
Доверчиво на розовом коне.
Держись за свой покой, мелкодрожатель
И не волнуйся, отразится в нем
Тобой рожденный, новый обыватель
С троянским, а не с розовым конем.
Сан-Торас 17.07.2013 10:07
Свидетельство о публикации №113071703702
У меня к Вам просьба: предложите мне как учительнице тему(ы) сочинения(й) по творчеству этого неординарного поэта. Все "золотые" и "бриллиантовые", которыми забит интернет и которые так самозабвенно копируют двоечники, собирая одно из нескольких ("Тема Родины в поэзии Есенина", "Адресаты любовной лирики Есенина" и т.п.) уже набили оскомину, я их не читаю, иногда, правда, из сострадания к затраченным на списывание усилиям ставлю "3". В прошлом году придумала темы: "Без комментариев"( 100 любимых строк). Можно комментировать, можно просто выписать и объяснить, почему они любимые), "Что нового сказал Есенин о любви" (тема несколько провокационная, зато есть потом что обсудить). "Земля и небо в стихах Есенина". Вот и всё, на что моей буйной фантазии хватило.
А если бы Вы работали с 11-ми классами, какие бы темы Вы предложили ?
Лина Чирко 17.07.2013 22:42 Заявить о нарушении
Каюсь:
я
один виноват
в растущем хрусте ломаемых жизней!
....
Мечу пожаров рыжие пряди .
Волчьи щетинюсь из темени ям.
Люди!
Дорогие!
Христа ради,
ради Христа,
простите меня!
Владимир Маяковкий
"Эпатаж и душа в мировоззрении Маяковского".
Я бы провел грань между глубоким миропониманием и наносным вызовом в личности и творчестве В.М.
Для этого учитель сам должен хорошо владеть темой и понимать куда ведет паству.
Смысл таков: Не всякий вызов и эпатаж следует принимать за чистую монету.
Это то, что тебе хотя внушить, навязать, чем провоцируют.
А что сам ты понимаешь в таком вызове? Какие твои личные мысли?
Надо уметь дифференцировать, отличать например, молодой эпатаж от зрелого понимания сути вещей.
Ведь именно в эти минуты грусти и покаяния - звучит истинная душа поэта:
Люди!
Дорогие!
Христа ради,
ради Христа,
простите меня!
- эта та высота, на которую он в одиночестве сумел подняться.
А эпатаж - это веселье в толпе, провокация, вызов, озорство, желание обратить на себя внимание!
Обратить морковкой, желтой кофтой, хотя бы для того чтобы плюнуть!
"И если сегодня мне, грубому гунну,
не захочется кривляться, и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам,
я - бесценных стихов транжир и мот!" ( из поэмы “Нате”)
Эпатаж - это прародитель перформанса.
И в нем тоже проявляется поэт, его характер, взгляды! - Но не иститинной своей сущностью, не высотой, которой достиг он в минуты тишины и духовного просветления, а некой маской, надевая которую возможно мстит за то непонимание, какого удостоины самые стелые излучины души его - те тайны,
то что для многих всегда остается в тени, а большинству не откроется никогда. Чтобы коснуться этого света надо самому духовно напрячься.
ЕСЕНИН.
О Есенине? Глубочайшая тема вот эти спетые, перепетые известнейшие стихи:
Да! О Есенине взял бы тему отсюда: Тема сочинения “Гуляка” - То есть гуляка – для всех, а для тебя?
*
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Я хожу в цилиндре не для женщин -
В глупой страсти сердце жить не в силе,-
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.
Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
Я бы предложил ребятам рассказать в сочинении о чем эти стихи?
Какие строки их наиболее привлекают?
Посмотрел бы кто понял то главное, что в них сказано.
Этим бы уроком, этим сочинением, я бы дал понять что значит думать самостоятельно, отделять главное от второстепенного и что такое идти на поводу поверхностного, запечатывая свое мышление штампом.
Потому что уверен, что в этом произведении читателя влечет, прежде всего, именно это:
“ Повеса, уличный, хулиган”
Озорной гуляка, скандалист... и т. д...
А ведь истина в том, что в этом как бы разбитном и ухарском стихотворение выражены глубоко гражданские, высокопорядочные, смелые и духовно чистые мысли!
Вот здесь:
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Стихи написаны в 22 году. Они говорят о том, что Есенин понимал, что происходит в стране, где гнездится настоящее зло, в чем трагедия народа, черная его история:
“Не расстреливал несчастных по темницам.” - Вот где истинное злодейство!
Глубокое понимания обстановки, а главное ценность человеческой жизни, в период когда сама жизнь обесценена, вот что выражено в этих черезвычайно смелых строчках!
Здест сказано главное:
о душе, о глубине, его личности, о нравственной чистоте – это значит не предать, не запачкать себя кровью ближнего своего.
В то время как вся страна по-колено в крови. В этих строках настоящая нравственная и духовная высота до которой поднялся поэт.
А гуляка - это вторично, не это главное!
Вот мне бы хотелось чтобы молодые люди умели вдумываться, не шли за общим клише!
Чтобы не повторяли как запрограмированное компьюторное плато памяти то, что туда механически вложили.
А думали отличали суть вещей от наносного, оттого что так ловко уводит от сути.
Потому и обманывались люди в перид сталинского террора 30-тых годов, и после, что не думали над тем, что видят а верили тому что им говорят.
Ведь уличный повеса улыбающийся встречным лицами – в свете того времени, когда брат на брата, красные на белых на смерть - этот повеса очаровательная, чистая душа, - сама доброта!
Здесь акцент мысли не на ухарстве, здесь речь о безобидности, понимате? О доброте... А ведь это выбор, который стоил собственной жизни.
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
О чем он болел? Что это за омуть в сердце мглистом?
Что за мгла у юноши? ( Ему тут 26-7? В 30 лет, он уже погиб.
Чтобы понимать эти строки, их глубину значение, необходимо знать и понимать время в которое он жил,
анализировать на фоне каких событий писал.
Почему прослыл он скандалистом? - Это плохой характер? И все?!!!
Нет, не так все просто! - это бунт! Протест! - это боль, иначе причем тут несчатные в темницах и расстрелы?
Откуда это?
- Вот Есенин - он скандалист такой сякой - так говорили те, правильные моралисты, кто по темницам порядки наводил.
А Поэт объясняет : НЕ ЗЛОДЕЙ Я! Потому что настоящее зло там где убивают невинных! Там где оговор, предательство, насилие, смерть - вот где трагения общества страны, народа.
А прожил-то всего 30 лет... Закончат Ваши дети школу, и поймут как это быстро и как мало... всего 30...
Ну.. так, примерно, навскидку... я бы говорил об этих вещах, потому что они есть правда и этим западают в душу.
Сан-Торас 18.07.2013 11:08 Заявить о нарушении
очень рада, что зарегистрировалась полгода назад на Стихире - чтобы читать - и нашла Вас! Только ради этого уже стоило бы сюда попасть.
Я обязательно воспользуюсь тем, что Вы мне написали, и буду работать в этом направлении, и ребят заставлю осмысливать и переосмысливать, проникать в глубины и открывать новые грани в творчестве "хрестоматийных" поэтов.
Огромное Вам спасибо!
С уважением к Вашим многочисленным талантам, с неизменным пиитетом к Вашему творчеству, Г.А.Чиркова.
Лина Чирко 18.07.2013 18:38 Заявить о нарушении
Благодарен за отзыв.
Я поставил этот пост в произведения, потому что интересно, предложит ли кто-то еще новые темы для сочинений?
Ведь это поэтический сайт, где спросить как не здесь?
Почти уверен, что нет - никто не предложит! Хотя был бы рад ошибиться.
В своей книжке "Первенец моего первенца"
Уже задавался вопросами:
Как развивать? Как воспитывать детей в нашем хамовом мире?
Нынче в России вошла в моду система тестов.
Мне кажется, что тесты – это набор множества фактов, которые следует запомнить.
Система тестирования не вскрывает понимания глубинного смысла вещей, не требуют творческого обобщения и главное не ведет к синтезу, а это, по сути, и есть цель образования.
Такое обучение, сконструирует духовно иного человека - качественно другого.
Как воспитывать?
Сейчас сформировался новый тип личности с гипертрофированно хватательными рефлексами.
Мне кажется - это результат уничтожения ителлигенции, дворянства как класса .
Потому что дворянское воспитание ориентировало человека не на успех, а на идеал.
Они потерпели поражение, так же как деликатность проигрывает хамству!
Ибо у людей интеллигентного замеса нет хватательных рефлексов, они благородно уступают.
Пробиваться, расталкивать, заявлять о себе – недостойно, неприлично.
Но, именно, эти качества нынче вошли в понятия, без которых немыслим успех.
Благородство – стало словом, выпавшим из лексикона, чуть ли не атавизм.
Как готовить маленького человека, по тестам АЙКЬЮ, к большому, беспородному миру?
Не знаю! - Вырастишь доброго, честного - будет несчастен.
Вырастишь ловкого, беспощадного - сам будешь несчастен.
Остается одно - научить думать - пусть выбирают.
Но для этого самому надо научиться думать!
Выходит, что начинать воспитание другого человека, следует с воспитания самого себя.
А это занятие нами всегда откладывается на потом... а потом никогда не наступает.
Поэтому наступают на грабли, которые всегда под ногой - к нашим услугам! И в повседневных, и в исторических смыслах.
Сан-Торас 19.07.2013 09:09 Заявить о нарушении