Арм. восп. Ч. 6. Рационализаторы
В первый день лета на утренний развод прибыл сам полковник Ольховский в сопровождении зампотеха полка и командира автороты капитана Дуды (ударение на первом слоге). Полковник поведал, что через несколько минут в часть прибудут пятнадцать новеньких бортовых автомашин Зил-157. Отделению в составе десяти человек, включая командира отделения, приказывалось: снять с колодок законсервированные автомобили старого образца Зил-151, запустить на них двигатели, выгнать из ангара. На улице, на открытой площадке поменять на автомашинах кузова. С законсервированных автомашин снять кузова-летучки, установить их на шасси новеньких Зил-157, а на освободившиеся шасси Зил-151 установить бортовые кузова. Короче: поменять их местами.
Дело, на первый взгляд не сложное, но трудоемкое. А главное – летучки, напичканные токарным, слесарным, сварочным, а может быть и каким другим именно военным оборудованием, слишком тяжелые. Двухтонным электротельфером их не поднимешь. Для этого вечерами в часть будет приходить автомобильный кран.
– Срок, – особо подчеркнул полковник, – девять дней. Десятого июня подготовленные бортовые автомашины Зил-151 будут отправлены для выполнения Правительственного задания на уборку урожая. Руководителем работ назначаю капитана Дуду.
На вопрос полковника будут ли вопросы, командир отделения, быстро сообразив, обратился:
– Товарищ полковник! Вопросов нет. Есть просьба: освободить личный состав отделения на время этих работ от караулов и внутренних нарядов.
– Принимается! От нарядов отделение освобождается. Еще вопросы.
У Георгия, как часто бывало, язык сработал быстрее, нежели голова, поэтому, неожиданно для всех, он уточнил:
– Товарищ полковник! А если мы быстрее выполним задание, в увольнение в Ленинград отпустите?
– Выполните за восемь дней, на девятый всех вас машиной в Ленинград свезем. Постарайтесь показать, на что способны новгородские ребята!
Полковник с зампотехом полка уехали, а капитан Дуда вскрыл боксы. Отсчитав полтора десятка автомобилей, приказал с прибывающих машин снимать аккумуляторы, переставлять их на законсервированные, снимать машины с колодок и запускать двигатели. Поставив задачу, капитан удалился по своим делам.
Только к обеду ребятам удалось снять с колодок две машины. Домкраты не подходят, нужного размера подкладок под домкраты нет. Искали по всему ангару и даже в дровяниках. После обеда выяснилось, что на автомашинах отстоявших много лет на колодках двигатели не так-то просто запустить.
К вечеру две машины удалось выгнать из боксов, отмочить керосином и открутить на них прикоксовавшиеся за многие годы гайки стремянок крепления кузова. После долгих мытарств, Алешка Елагин вдруг предложил:
– А давайте машины с колодок снимем и, не заводя двигатель, на буксире вытащим их на улицу. Поменяем кузова, а потом уж и займемся оживлением двигателей. Так быстрее получится. И аккумуляторы на пузе таскать по несколько раз не нужно будет!
– А я думаю, – предложил Георгий, – что и с колодок домкратами машины снимать ни к чему. Тросиком дернем, сама с колодок соскочит. Сколько времени выиграем!
После ужина предложенным методом выдернули из бокса третью машину. Получилось прекрасно. Главное – быстро. Решили работать до часа. Белые ночи позволяли. За первый день были подготовлены для переброски кузовов три пары машин. Обещанный автокран не приехал. Всем без исключения ребятам было и обидно и досадно. Они сделали свое дело, но автокран подвел, и работа оказалась незаконченной. Бесцельно бродя по территории автопарка, Георгий увидел огромный штабель пустых бочек из-под бензина. Мысль пришла мгновенно. Поделился ею с ребятами. А мысль простейшая: если кузова нечем переставить, почему бы не переставить сами машины. Делать так: открученные бортовые кузова, и кузова летучек поддомкрачивать, под углы поставить пустые бочки, автомобили выгонять из под кузовов, а затем задним ходом подгонять под кузова.
На следующий день, сразу после завтрака работа закипела. Оказалось, что старые автомашины с буксира заводить и проще и быстрее. К вечеру прибывший капитан Дуда, прекрасно знавший о том, что автокрана не было, не верил своим глазам: каким образом на шести парах автомобилей кузова уже переставлены. Все ребята с усердием крутили гайки, занимались креплением переставленных кузовов.
Еще через два дня оставалось только несколько новоиспеченных летучек установить в ангаре на колодки.
На пятый день прибыл Ольховский. Не отрывая ребят от дела, он внимательно осмотрел переоборудованные автомобили, переговорил о чем-то с капитаном, неожиданно вызвал Георгия.
Как и положено, Георгий уже через несколько секунд стоял по стойке «Смирно» перед зампотехом дивизии.
– Ты ожидаешь похвалы от полковника? Мне доложили, что по твоему предложению и машины с колодок домкратами не снимали, и автокран оказался не нужен, и машины заводили с буксира. С бочками ты, конечно, хорошо придумал, а вот тяжелые машины с колодок буксиром сдергивать допускается лишь по боевой тревоге. Рессоры могли поломать! Что тогда? А разве можно Зилы с буксира заводить? Нельзя! Без тормозов вы все машины могли побить.
– Товарищ полковник! Мы аккуратно! Рессоры все целы! А с буксира завели всего несколько машин, на длинной сцепке. Мы два шестиметровых троса срастили. Ручником машины останавливали. Да и ребята подстраховывали с бревнами, чтобы в случае, под колеса бросить…
– Тоже нашелся рационализатор! – как-то по-отечески, без всякой укоризны в голосе, проговорил полковник, хлопнув Георгия по плечу, добавил:
– Посидеть бы тебе на гауптвахте за такие дела дней десяток, да уж ладно! Беги, продолжай работу.
Полковник уехал, а к вечеру, когда все работы были закончены, прибывший в автопарк командир полка всему личному составу отделения объявил благодарность и сообщил радостную новость, что в часть завтра утром прибудут еще новенькие машины, так как в других частях не успевают их переоборудовать в установленные сроки. Полку дадут столько автомобилей, сколько мы успеем переоборудовать. По приказу командира полка весь личный состав, кроме караулов и внутренних нарядов подключился к этой нудной работе. Всего набиралось почти три десятка ребят срочной службы.
Вновь начался изнурительный труд, но теперь закоксовавшиеся гайки отмачивали керосином и откручивали уже танкисты, связисты, артиллеристы и даже два медика. Автомобилистам на этот раз доставались более легкие, но и более ответственные работы. Они буксиром вытаскивали автомобили, заводили их, задним ходом подгоняли под установленные на бочки кузова. Если с первого раза не удавалось подъехать под кузов, танкисты ломиками передвигали автомобиль, чтобы лонжероны рамы автомобиля четко совпадали с несущими швеллерами кузовов. Бортовые, более легкие деревянные кузова танкисты прямо на руках передвигали в ту, или иную сторону. Так экономилось драгоценное время.
Теперь капитан Дуда ни на минуту не покидал рабочую площадку, командовал работами, строго следил, чтобы не произошел какой-либо несчастный случай. Работали до часа ночи, четыре часа отводилось на сон, а в половине шестого утра – снова за работу.
Летучки ремонтников, связистов, медиков и прочих военных спецов все были переоборудованы. Командир полка приказал переоборудовать и другие машины специального и боевого назначения. Здесь работать без крана оказалось намного сложнее. Трудно было найти место, чтобы бочки подставить. Искали варианты, мастерили приспособления, придумывали невозможное. Ольховский каждый вечер около двадцати часов прибывал в автопарк полка, помогал советом, вместе с командиром полка строили планы на вечер и следующий день.
Свидетельство о публикации №113071507696
Именно в отношении с этим полковником...
Геннадий Захаров 2 18.07.2013 00:08 Заявить о нарушении