Усталая порочность не всерьез,

Художника Константина Андреевича Сомова часто называют художником-стилизатором и действительно его живописные работы и графические рисунки -  это яркая и часто сказочная стилизация под век XVIII.  Дамы, кавалеры, маскарады, балы, любовь, поцелуи, невероятные позы и костюмы. Константина Сомова трудно с кем-либо спутать, так оригинальны его работы. В них много эротизма, и это неудивительно, сам художник этого не скрывал и утверждал, что " главная сущность всего - эротизм. Поэтому и искусство немыслимо без эротической основы." Эта идея и станет основной в творчестве мастера, и возможно станет причиной появления на свет целых тематических серий: и обнаженной натуры, и необыкновенной книги любви с фривольными иллюстрациями - "Книги Маркизы". К сожалению, творчество Константина Сомова еще не в полной мере оценено современниками и доступно лишь любителям искусства Серебряного века, модерна, да коллекционерам.
"Сомов завершил собой период русского искусства, который хочется назвать "петербургским". В 90-х годах в русском обществе народился интерес к ХVIII столетию, главным образом к Екатерининской эпохе, и вскоре же окреп в настоящий культ. Этот период был назван нашим "золотым"... Мечтали вдохнуть новую жизнь в русскую живопись, опираясь на вышеназванный век, и одним из тех, на кого возлагались наибольшие надежды - был Сомов. И действительно он, как никто, проник в интимную сущность эпохи фижм и пудры – он связан с этим временем духовными узами. Но вместе с тем Сомовские произведения – едкий, разрушительный анализ нашего XVIII века."
(Всеволод Дмитриев "Константин Сомов. Опыт исторического определения"
 

 
Константин Андреевич Сомов происходил из семьи  историка искусства, А.Сомова,  знатока живописи и гравюры старых мастеров. В 1894-1897 годах учился в Петербургской Академии художеств у И.Е. Репина, который крайне отрицательно относился к манере живописи своего ученика, что и стало причиной их разрыва и того, что вскоре Сомов уехал в  Париж.



Сомов проявлял интерес к миру вещей, любованию стариной, он "жил" в XVIII веке, в вымышленном им самим мире регулярных парков, галантных сцен, шелка, фижм и пудры. Отсюда и такая прозрачность акварели, матовость гуаши и пастели. Основные черты стиля Сомова: насмешливость, иногда переходящая в язвительность, стилизация, и даже жеманность. По мнению искусствоведов, именно Сомов открыл, почти запретный ранее для русского изобразительного искусства жанр "ню".  Но эротика Сомова это "наигранная усталая порочность не всерьез".



Сомов открыто издевался над "маской невинности", "любовью украдкой". Злая ирония сближала Сомова с едкими умами французского Просвещения - Вольтером и Дидро.  Его многие работы -  это скорее иллюстрации (не стоит только при этом забывать о великолепной почти классической серии портретов работы К.Сомова) и поэтому с таким интересом мы их разглядываем и пытаемся вникнуть в суть происходящего. А эротические намеки, недомолвки только усиливают это желание.

Сомов К.А. Праздник в окрестностях Венеции 1930



"Усталая порочность не всерьез",
Как хорошо, что здесь не видно слез,
Мы многие живем в других веках.
Ведь скучно нам на наших берегах...


Рецензии