Есенин и православие

   Среди многочисленных есенинских поклонников распостранён устойчивый взгляд на творчество поэта как на некую божественную данность, на особую просветлённость, якобы развившуюся в особых условиях русского православия и крестьянского мироощущения; что Есенин, особенн в ранних стихах, в "Радунице" и "Голубени", выступает певцом патриархального, исконно "русского и соборного" образа жизни.
   Многие всерьёз думают, что вот - родился ребёнок, которого при появлении на свет некая корова "языком лизнула", растёт в "особых условиях", впитывая в себя окружающее - и на выходе появляется продукт с маркировкой "сделано по Божьему промыслу" в виде стихов.
   Это не так. Творчество любого достаточно крупного поэта является, если можно так выразиться, художественной частью его собственной ФИЛОСОФСКОЙ системы, формирование которой невозможно без постоянного глубокого духовного труда, который в свою очередь требует ознакомления и переосмысления всего того духовного и философского наследия, которое формировало мировую КУЛЬТУРУ.
   В 1913 году совсем молодой Есенин, находясь в Москве и работая в лавке своего дяди, ведёт переписку с другом детства Григорием Панфиловым. В этот период его поэзия скорее интуитивна и далека от профессиональных высот, но душа и разум постоянно ставят острые вопросы и ищут на них собственные ответы. И, конечно же, важнейшей темой является христианство.
   Начинающий, ещё никому не известный поэт пишет: "...В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового...Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в ЧЕЛОВЕКА (выделено мной), одарённого светлым умом и благородной душой, как в образец в последовании любви к ближнему...."
   Как видим, Христос воспринимается Есениным вразрез с каноническими представлениями. Далее: "... Жизнь. Я не могу понять её назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно..."
   Согласитесь, что рассуждения по поводу того, что сделал и чего не сделал Христос, по крайней мере некорректны.
   Православное христианство, которое Есенин впитывал с молоком матери, не может дать ответ на главный для него вопрос. В письме он рассуждает: "...Однако если это тайна, то пусть ей и останется. Но мы всё таки должны знать, зачем живём. Ведь я знаю, ты не скажешь: для того, чтобы умереть...Но зачем она, жизнь? Зачем жить? На все её мелочные сны и стремления положен венок заблуждения, сплетённый из шиповника..."
   Уже в другом письме Есенин развивает свои мысли: "Я человек, познавший истину, я не хочу более носить клички христианина и крестьянина, к чему я буду унижать своё достоинство? Я ЕСТЬ ТЫ. Я В ТЕБЕ, А ТЫ ВО МНЕ. То же хотел доказать Христос, но почему-то обратился не прямо, непосредственно к человеку, а к отцу, да ещё небесному, под которым аллегорировал всё царство природы. Как не стыдны и не унизительны эти глупые названия? Люди, посмотрите на себя, , не из вас ли вышли Христы и не можете ли вы быть Христами? Разве я при воле не могу быть Христом, разве ты тоже не пойдёшь на крест, насколько я тебя знаю, умирать за ближнего?.."
   Помилуйте, да здесь просто богохульство! - так заявит любой священнослужитель. Мало того, что Бог-Отец  объявлен аллегорией Природы (идеи неоплатонизма), но и сам духовный подвиг Христа, оказывается, доступен каждому при наличии ВОЛИ! (мотивы Шопенгауэра). Лев Толстой осуждался Церковью за гораздо меньшее.
   Лично же для меня есенинске строки - отличное доказательство его широкого кругозора, пытливого ума, независимости суждений, критического мышления, здравого смысла.
   Системе не нужны (да и никогда не были нужны, ни в какие времена) такие люди, и поэт с горечью пишет: "...Как нелепа вся наша жизнь! Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды..."
   Для Есенина христианство - это в первую очередь деятельный ежедневный СПОСОБ ЖИЗНИ, а не некая религиозная доктрина: "...Не будь сознания в человеке по отношению к "я" и "ТЫ", не было бы Христа и не было бы при полном усовершенствовании добра губительных крестов и виселиц. Да ты посмотри, кто распинает-то? Не ты ли и я, и кого же - опять меня или тебя...Я ЕСТЬ ТЫ. Меня считают сумасшедшим и уже хотели было везти к психиатру, но я послал всех к сатане и живу, хотя некоторые опасаются моего приближения..."
   Для Есенина в центре любого вероучения должен находиться ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК, и только тогда оно имеет право на ДЕЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ: "...Не избегай сойти с высоты, ибо не почувствуешь низа и не будешь иметь о нём представления. Только можно понимать человека, разбирая его жизнь и входя в его положение. ВСЕ ЛЮДИ - ОДНА ДУША. ИСТИНА ДОЛЖНА БЫТЬ ИСТИНОЙ, У НЕЁ НЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, И ЗА НЕЙ НЕТ ГРАНИЦ, ИБО ОНА САМА АЛЬФА И ОМЕГА. В ЖИЗНИ ДОЛЖНО БЫТЬ ИСКАНИЕ И СТРЕМЛЕНИЕ, БЕЗ НИХ СМЕРТЬ И РАЗЛОЖЕНИЕ. Нельзя человеку познать истину, не переходя в условия и не переживая некоторые ступени, в которых является личное единичное сомнение..."
   Хочу напомнить, что это пишет совсем молодой человек, за плечами которого - лишь учёба в провинциальной Спас-Клепиковской школе, много и тяжело работающий в лавке, и пишет он, заметьте, не философский трактат, а частное письмо, которое, кроме собственно адресата, и прочесть-то никто не должен был. И начинаешь понимать, что без нравственных, религиозных, социальных исканий, без тяжёлой ежечасной работы мятущейся в поисках Истины души, без независимого критического взгляда на жизнь не было бы никакого Есенина - поэта. И его любовь к России меньше всего связана с сусальностью православия, соборности и пр., в чём убеждаешься, читая его письма.
   Хочу закончить следующими строками поэта, который так видел своё ЛИЧНОЕ участие в благоустройстве мира:
   "...Живое слово пробудит заснувшую душу, даст почувствовать ей своё ничтожество, и проснётся она, поднимет свои ослеплённые светом истины очи и уже не закроет их, ибо впереди мрак готовит напасти, а затишье принесёт невзгоды, она пойдёт смело к правде, добру и свободе..."


Рецензии
Хорошая статья. Много о Есенине книг, но с точки зрения Православия не читала ни одной. Наверно, трудно анализировать творчество любого великого поэта, выразителя своих личных,обобщённых всем наследием творчества своего, дум, воплощения таланта, не осознанного порой самим поэтом. Слишком серьёзно. Наверно, время не пришло? Спасибо вам. Ваше творчество поэтическое - светлое и свежее. А мысли как раз Православные. Так думается мне. С уважением. Лада. Ещё приду.

Лада Аркаим   06.12.2013 01:49     Заявить о нарушении