А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 25-26
«Фохат – эзотерически ...является всемирной
движущей жизненной силой, одновременно
движителем и движимым».
(Е.П. Блаватская, Теософский словарь,с.431)
Четвертый Вселенский Принцип в эзотерической литературе именуют как Фохат1), что соответствует значению Вселенской Энергии или Вселенской Воли. Если обратимся к эпиграфу данной главы, то обнаружим, что именно с понятием Фохат связывается сила, движетель и движимое.
«...Фохат одна вещь в еще непроявленной Вселенной и другая в феноменальном и Космическом Мире. В последнем он является той оккультной, электрической, жизненной мощью, которая Волею Творца-Логоса объединяет и собирает формы, давая им первый импульс, который со временем становится законом. Но в непроявленной Вселенной Фохат не есть это. Фохат еще не имеет касания к Космосу, ибо Космос еще не рожден, и Боги еще спят в Лоне «Отца-Матери». Он есть абстрактное, философское представление. Он еще ничего не создает сам по себе; он просто потенциальная творческая Мощь, посредством которой Нуменон всех будущих феноменов разделяется, так сказать, чтобы вновь объединиться в мистическом, сверхчувственном действии, и устремить творческий Луч. Когда «Божественный Сын» выявляется, Фохат становится устремляющей силою, активной Мощью, которая вынуждает Единое стать Двумя и Тремя на космическом плане проявления. Троичный единый дифференцируется во «Множества», и тогда Фохат превращается в ту силу, которая привлекает основные атомы и заставляет их собираться и сочетаться. ...Фохат тесно связан с «Единой Жизнью». От Единого Неведомого, Беспредельной Совокупности исходит Единый Проявленный или периодическое Манвантарное Божество, и это есть Мировой Разум, который, будучи отделен от своего Источника, является Демиургом или Творческим Логосом западных каббалистов, а также Четверо-Ликим Брамою индусской религии. ...Фохат, проходящий через все семь принципов Акаши, действует, как сказано выше, на проявленную Субстанцию или Единый Элемент и, дифференцируя его на различные центры энергий, пускает в ход закон Космической Эволюции, который в повиновении Представлению Всемирного Разума, вызывает к жизни все разнообразные события бытия в проявленной Солнечной Системе.
Итак, Фохат есть олицетворенная электрическая, жизненная сила, трансцендентальное объединяющее единство всех космических энергий, как на неведомом, так и на проявленных планах, действие которой уподобляется - в необъятном масштабе - действию живой Силы, созданной Волею, в тех феноменах, где кажущееся субъективным воздействует на кажущееся объективным и устремляет его к действию. В своем втором аспекте Фохат есть Солнечная Энергия, электрический, жизненный флюид и охраняющий Четвертый Принцип, Животная Душа Природы, так сказать, или - Электричество2)».(1,т.1,с.157)
Данное высказывание дает представление о соотношении Четвертого Космического Принципа, именуемого как Бесконечная или Единая Энергия, ПРЕ-КОСМИЧЕСКАЯ ВОЛЯ или ЭНЕРГИЯ и Четвертого Вселенского Принципа, именуемого как Фохат, Вселенской Энергии или Воли. Само соотношение Четвертого Космического и Четвертого Вселенского Принципов свидетельствует о их аналогии, различающихся по уровню их проявления.
Если Четвертый Космический Принцип (Единая Энергия), относящийся к непроявленной Вселенной, то есть к состоянию, когда Вселенная находится в состоянии Пралайи, с позиции Вселенских Принципов может действительно рассматриваться как некая абстракция, философская категория, то Четвертый Вселенский Принцип (Фохат или Вселенская Энергия) - это уровень «объединения и собирания форм».Более подробно мы рассмотрим этот процесс чуть ниже.
При анализе Космических Принципов мы говорили, что Второй, Четвертый и Шестой Принципы относятся к духовной сфере и олицетворяют собой формирование Потенциальную энергию разных уровней проявления. Именно поэтому Е.П. Блаватская характеризует Четвертый Космический Принцип как «простую потенциальную творческую Мощь, посредством которой Нуменон всех будущих феноменов разделяется, чтобы вновь объединиться в мистическом, сверхчувственном действии, и устремить творческий Луч». И этот процесс начинается на уровне проявления Четвертого Вселенского Принципа, суть которого заключается именно в «привлечении основных атомов, ... их собирании и сочетании», «действует на проявленную Субстанцию или Единый Элемент и, дифференцируя его на различные центры энергий, пускает в ход закон Космической Эволюции».
Понимание значение Энергия и Воля невозможно без анализа этого Вселенского Принципа с энергетической точки зрения. Эзотерическая литература очень коротко говорит о сущности понятия «Энергия», а тем более о «Воле». Последняя обычно употребляется как понятие, являющееся уже результатом психологического процесса, в большей степени напоминающее экзотерическое (внешнее) изложение.
При анализе Второго и Третьего Вселенских Принципов мы уже говорили, что с их выявлением происходит этап формирования Потенциальной и Кинетической энергии проявляющейся Вселенной. Ранее мы также говорили, что этап формирования
Кинетической энергии на уровне Космических Принципов можно рассматривать и как этап формирования Внутренней энергии нового порядка. Именно используя эту аналогию, можно смело утверждать, что с проявлением Четвертого Вселенского Принципа начинается этап формирования Потенциальной энергии проявляющейся Вселенной в стадии ее дифференциации.
С выявлением Четвертого Вселенского Принципа происходит постепенный «выход» Корень-Субстанций из состояния всеобщего взаимопроникновения. Это можно условно охарактеризовать через увеличение расстояния между центрами окружностей (рисунок28, этап 3), символизирующих Корень-Субстанции, то есть происходит своеобразный первичный разлет Корень-Субстанций от Единого Центра - Космического Магнита. При этом можно наблюдать следующий процесс:
Приведем несколько моделей:
а) б) в) г)
Рисунок29.
На рисунке 29 «а)» каждая из шести Корень-Субстанций может считаться центром концентрации Потенциальной энергии, единой для всех Корень-Субстанций. То же самое можно сказать и о рисунке 29 «б)» и «в)», с той лишь разницей, что значение этой энергии уже будет иным. И только на последней схеме (рисунок 29 «г») центральная Корень-Субстанция видна в своей связующей роли, выступая в качестве своеобразного центра концентрации Единой силы других Корень-Субстанций, то есть обладауюшей наибольшей активностью по сравнению с тремя другими, изображенными на рисунке.
Рассмотрим еще один рисунок:
а) б) в)
3 1 1
4 2 4
Рисунок 30
На этом рисунке все три Корень-Субстанции взаимно проникают друг в друга в разной степени (от 3/4 до 1/4 объема). Мы видим, что именно на схеме «в)» Единый центр концентрации Единой силы для трех Корень-Субстанций будет минимальным и требует дополнительной Корень-Субстанции, которая бы объединила всех их (как это показано на рисунке 29 «г»). Данная схема позволяет нам понять сам процесс «разлета» Корень-Субстанций, что будет иметь важное значение для понимания дальнейших процессов, а также в понимании понятия, которое современная наука именует как «черная дыра», только в обратном понимании. Об этом мы будем говорить в дальнейшем при анализе Шестого Вселенского Принципа.
В связи с этим хотелось бы привести следующее высказывание Е.П. Блаватской:
«Древние называли ее (вселенскую энергию) ХАОСОМ, Платон и пифагорейцы именовали ее МИРОВОЙ ДУШОЙ».(«,т.1,с.201)
Еще более невероятным в связи с этим может показаться следующее высказывание Платона:
«Бог сотворил душу первенствующей и старейшей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела, а составил он ее вот из каких частей и вот каким образом: их той сущности, которая неделима и вечно тождественна, и той, которая претерпевает разделение в телах, он создал путем смешения трений, средний вид сущности, причастный природе тождественного и природе иного, и подобным же образом поставил его между тем, что неделимо, и тем, что претерпевает разделение в телах. Затем, взяв эти три (начала), он слил их все в единую идею, силой принудив не поддающуюся смешению природу иного к сопряжению с тождественным. Слив их таким образом при участии сущности и сделав из трех одно, он это целое в свою очередь разделил на нужные числа частей, каждая из которых являла собой смесь тождественного иного и сущности.
Делить он начал следующим образом: (нумерация автора данной книги):
1. Прежде всего отнял от целого одну долю,
2. Затем вторую, вдвое большую,
3. Третью - в полтора раза больше второй и в три раза больше первой,
4. Четвертую - вдвое больше второй,
5. Пятую - втрое больше третьей,
6. Шестую - в восемь раз больше первой,
7. Седьмую - больше первой в двадцать семь раз.
После этого он стал заполнять образовавшиеся двойные и тройные промежутки, отсекая от той же смеси все новые доли и помещая их между промежуточными долями таким образом, чтобы в каждом промежутке было по два средних члена, из которых один превышал бы меньший из крайних на такую же часть, на какую часть превышала бы его больший, а другой превышал бы меньший крайний член и уступал большему на одинаковое число. Благодаря этим скрепам возникли новые промежутки, по 3/2, 4/3 и 9/8, внутри прежних промежутков. Тогда он заполнил все промежутки по 4/3 промежутками по 9/8, оставляя от каждого промежутка частицу такой протяженности, чтобы числа, разделенные этими оставшимися промежутками, всякий раз относились друг к другу как 256 к 243. При этом смесь, от которой бог брал упомянутые доли, была истрачена до конца.
Затем, рассекши весь образовавшийся состав по длине на две части, он сложил обе части крест накрест наподобие буквы Х и согнул каждую из них в круг, заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения. После этого он принудил их единообразно и в одном и том же месте двигаться по кругу, причем сделал один из кругов внешним, а другой - внутренним. Внешнее вращение он нарек природой тождественного, а внутреннее - природой иного. Круг тождественного он заставил вращаться слева направо, вдоль стороны (прямоугольника), а круг иного - справа налево, вдоль диагонали (того же прямоугольника), но перевес он даровал движению тождественного и подобного, ибо оставил его единым и неделимым, в то время как внутреннее движение шестикратно разделил на семь неравных кругов, сохраняя число двойных и тройных промежутков, а тех и других было по три. Вращаться этим кругам он определил в противоположных друг другу направлениях, притом так, чтобы скорость у трех кругов была одинаковая, а у остальных четырех - неодинаковая сравнительно друг с другом и с теми тремя, однако отмеренная в правильном соотношении.
Когда весь состав души был рожден в согласии с замыслом того, кто его составлял, этот последний начал устранять внутри души все телесное и приладил до и другое друг к другу в их центральных точках. И вот душа, простертая от центра до пределов неба и окутывающая небо по кругу извне, сама в себе вращаясь, вступила в божественное начало непреходящей и разумной жизни на все времена».(11,с.437-439)
Если обратим внимание на соотношение, указанное в приведенной цитате Платона, то можно обнаружить следующее:
1. Разделение происходит по определенному принципу:
а) 1 - 1:
б) 2 - 2;
в) 3 - 3;
г) 4 - 4;
д) 5 - 9;
е) 6 - 8;
ж) 7 - 27.
Не трудно догадаться, что здесь речь идет о Семи энергетических центрах с различным сочетанием Корень-Субстанций.
Если обратим внимание на дальнейшее соотношение «промежутков», то обнаружим, что их значение равны: 3/2 (1,5), 4/3 (1,33), 9/8 (1,125), подчеркивая, что соотношение между оставшимися «частицами» составляет 256/243 (1,05349). Платон также указывает, что при этом «вся смесь... была истрачена до конца».
Рассмотрим еще одну схему:
а) К1 б) К1
П1 П1
К 2 К1
в) где:
П0 К - трех Космических Принципов
П - Потенциальная Энергия
Рисунок31.
На рисунке 31 изображена динамика «разлета» Корень-Субстанций.
(Кстати, именно здесь, на рисунке «в)» изображен один из моментов, который, по моему мнению, египетские мудрецы, согласно легенды, зашифровали в четырех мастях карт Таро, и не только, - •,;,;,;. Но это не тема нынешнего разговора.)
Если на рисунке 28 Корень-Субстанции находятся в состоянии максимального взаимопроникновения, то на рисунке 31 показан принцип их возможного удаления или «разлета» друг от друга. При этом необходимо помнить, что данный рисунок показывает лишь пример с несколькими Корень-Субстанциями, а не рассматривает весь процесс в целом.
Если на рисунке 28 б) мы можем говорить о минимальном значении проявленной Кинетической энергии каждой из Корень-Субстанции (окружности практически сливаются, но все же минимально разделены друг от друга, хотя и мало различимо), то в последующих схемах на рисунке 31 значение проявленной Кинетической энергии возрастает, а Потенциальной энергии, наоборот, уменьшается.
На рисунке 31 можно увидеть область (К1), представляющую собой совмещение тремя Корень-Субстанциями своей Кинетической энергии в составе совокупности, которые, по мере «разлета», постепенно уменьшаются и стремятся к нулю (но не равны ему). При этом фактически совмещенная Кинетическая энергия продолжает принадлежать соответствующей Корень-Субстанции, а не совокупности.
В то же время существует область (К2), где совмещение энергии образуют только две Корень-Субстанции, но не всей совокупности.
Если характеризовать всю совокупность четырех Корень-Субстанций, то можно сказать, что Потенциальная энергия этой совокупности образована теми Кинетическими энергиями каждой Корень-Субстанции, которые все четыре Корень-Субстанции внесли в эту совокупность. Этим значением и определяется сила внутренней взаимосвязи совокупности. Чем дальше «разлетаются» Корень-Субстанции, тем меньше эта сила внутренней взаимосвязи совокупности, тем меньше и значение Потенциальной энергии.
«Рождение так называемых новых энергий есть не что иное, как комбинирование и собирание сущности посланной и тяготеющей силы. Посланное и принимающее имеют в основе тот же принцип объединения. И беспредельна явленная ступень, идущая от бессознательного восприятия к сознательному стремлению принятия тех Начал, которыми дышит Космос».(18,ч.1,с.66)
Совмещенные Кинетические энергии создают 3 типа Потенциальной энергии для совокупности из четырех Корень-Субстанций:
Единая для всех четырех Корень-Субстанций (4-х составная) - П1;
Единая только для трех Корень-Субстанций (3-х составная) - П2;
Единая только для двух Корень-Субстанций (2-х составная) - П3.
«Конечно, причин притяжения много и каждая новая комбинация имеет свою причину. Когда частицы одной тонкой энергии примыкают к другой энергии, то можно понять, что космический магнит объединил частицы одного свойства».(18,ч.1,с.93)
(Частицы здесь следует понимать не как отдельные элементы, а как часть энергии, совместно используемые в каких-то сочетаниях, то есть делегированные во взаимодействие в другие совокупности.)
Чем ближе Корень-Субстанции друг к другу, тем более сильной будет у них общая Потенциальная энергия (П1+П2+П3), а чем дальше, тем:
а) меньше П1 и П2;
б) сначала больше, а затем меньше значение П3.
Именно через соотношение этих Потенциальных энергий можно понять суть названия Четвертого Вселенского Принципа как Вселенской Энергии или Воли. Не будем раскрывать это понятие подробнее, сказано и так достаточно (не случайно эзотерическая литература также умалчивает многое, касающееся этого Принципа.).
Когда мы говорим, что человек проявляет волю, то подразумеваем, что он своим сознанием сосредоточил свой внутренние силы на чем-то, проявив при этом определенное количество Кинетической энергии, как активное стремление для получения результата в себе самом, то есть как источник силы, энергии для последующего действия. Увеличение этой силы и есть увеличение Потенциала или общей Потенциальной Энергии, складывающейся их трех вышеописанных. Кинетическая энергия, направленная внутрь вызывает увеличение значения общей Потенциальной энергии, а направленная на действие - уменьшает Потенциальную энергию, а значит и возможность творения.
Иначе говоря, формируя, усиливая Волю, человек идет по пути от «разлетевшихся» структур (рисунок29 «в)») к взаимопроникающих друг в друга структур (рисунок29 «а)»), то есть от менее совершенного к более совершенному, а реализуя Волю - по обратному пути, то есть от более совершенного к менее совершенному, но и связанные с творением. (Хотя само деление на совершенное и менее совершенное - чисто условно и относительно.)
Стремление к совершенству может идти только путем направленности усилий, проявляемых через Кинетическую энергию, внутрь, и чем больше концентрация усилий, тем большими возможностями может обладать человек.
Обратная направленность усилий - то есть вне себя, приводит к уменьшению потенциала, т.к. требуется дополнительная «подпитка» для внутренних сил за счет иных источников.
Это отвлеченно дает понимание смысла проявления Абсолюта. При кажущейся очевидности перехода от самого совершенного состояния, через проявление, к менее совершенному, которое можно рассматривать упрощенно как самопожертвование, как Жертву самим собой, Абсолют творит Принципы, а позднее Вселенную и формы с тем, что бы они могли формировать общую Потенциальную энергию, то есть стремиться через свою Волю к накоплению внутри Кинетической энергии, а не проявлению ее попусту наружу. Творения Абсолюта, проходя от своего менее совершенного состояния к более совершенному, позволяют накапливать и концентрировать эту творческую энергию, способную дать новые возможности для Абсолюта, а через него и для других, более высоких Абсолютов.
На рисунке 30 на схеме «в)» изображена условная модель максимального «разлета» Корень-Субстанций, где значение Потенциальной энергии имеет минимально выявленное значение, но и Кинетическая энергия также имеет минимальное для этого состояния значение (что напоминает соответствующий этап у знака Тай-ци). Далее этого состояние «разлет» Корень субстанций невозможен, ибо тогда образовались бы пустоты между Корень-Субстанциями, что недопустимо исходя из всего ранее сказанного.
Если на этапе проявления первых трех Вселенских Принципов практически нет как такового «разлета» Корень-Субстанций, а происходит лишь дифференциация или индивидуализация Корень-Субстанций, то на этапе проявления Четвертого Вселенского Принципа это уже происходит. «Разлет» протекает до тех пор, пока не образуются подобные центры концентрации энергии (Воли).
Рассматривая процесс «разлета» (рисунок 30), мы исходим из того, что все участвующие в этом процессе Корень-Субстанции имеют одинаковые внутренние характеристики. При этом мы рассматриваем лишь три условные Корень-Субстанции, что не только не исключает, но и предполагает наличие других Корень-Субстанций, участвующих в этом процессе. Но чем больше будет этот «разлет», тем меньшее число Корень-Субстанций будут взаимодействовать. И наоборот, чем меньший «разлет», тем больше число Корень-Субстанций будут взаимодействовать.
Рассмотрим это на следующих схемах:
а) б)
Рисунок 32.
При дальнейшем «разлете» количество Корень-Субстанций будет еще меньше. Наиболее максимальный «разлет» возможен до состояния, когда в нем взаимодействуют семь Корень-Субстанций, из которых одна находится в центре, а шесть других расположены по три сверху и снизу, причем первые развернуты относительно вторых на 60°.
а) б)
или
Рисунок 33
Такая модель позволяет шести внешним Корень-Субстанциям полностью перекрывать одну внутреннюю, центральную, не допуская какой-либо пустоты, прилегающей к этой Корень-Субстанции.
Может возникнуть вопрос: «Все ли Корень-Субстанции комбинируются до такого состояния?» Чтобы ответить на него, вновь рассмотрим механизм «разлета» некой группы Корень-Субстанций.
На рисунке 32 «а» мы видим, что одна, центральная, Корень-Субстанция (назовем ее «нулевой») окружена внешними Корень-Субстанциями (назовем их «первичными»), проникающими в нее и полностью перекрывая ее. Но сами внешние Корень-Субстанции также взаимодействуют в другими, внешними по отношению к ним, Корень-Субстанциями (назовем их «вторичными») по такому же принципу, а те, в свою очередь, аналогичным образом связаны с последующими («третичными») и т.д.. Если все эти Корень-Субстанции максимально взаимопроникают друг в друга, то есть расстояние от их центров минимальное или незначительное, то «нулевая» Корень-Субстанция может быть перекрыта не только «первичными», но и «вторичными», «третичными» и даже другими уровнями Корень-Субстанций. При этом, как правило, характеристика Потенциальных и Кинетических энергий у всех этих Корень-Субстанций будет, в принципе, одинакова.
По мере «разлета» Корень-Субстанций, когда расстояние между так называемыми центрами Корень-Субстанций будет увеличиваться, что является следствием происходящей дифференциации каждой из них, уровни Корень-Субстанций, перекрываемых «нулевую», будут уменьшаться и ограничивается, в конечном итоге, лишь «первичными». Соответствующим образом изменяется и взаимодействие «первичных» и «вторичных» Корень-Субстанций. Энергетическая характеристика Корень-Субстанций при этом изменяется следующим образом: чем дальше от «нулевой» Корень-Субстанции, тем больше проявлена Кинетическая энергия и меньше значение Потенциальной. Это обусловлено тем, что «первичные» Корень-Субстанции, продолжая «проникать» в «нулевую» и взаимопроникать друг в друга, как бы «делегируют» «нулевой» Корень-Субстанции часть своей Кинетической энергии. (Это «делегирование» не означает отчуждение, а лишь своеобразное предоставление в пользование. При этом энергетика каждой из «первичных» Корень-Субстанций продолжает оставаться неизменной в количественном выражении.)
«Нулевая» же Корень-Субстанция, получив эту «делегированную» ей энергию, не увеличивает свою энергоемкость, а лишь преобразует свою энергию путем уменьшения Кинетической и возрастания Потенциальной энергии.
«Комбинация энергий с напряженным Магнитом представляют мощь творчества. Поглощения не существует на космическом уявленном творчестве, только объединение энергий в новые комбинации».(18,ч.2,с.11)
«Первичные» Корень-Субстанции, «делегировав» часть своей энергии «нулевой» уменьшают свое взаимодействие со «вторичными» Корень-Субстанциями, в результате чего степень «разлета» между «первичными» и «вторичными» возрастает. «Вторичные» также делегируют часть своей энергии «первичным», в результате чего их взаимодействие с «третичными» также уменьшается аналогичным образом.
Таким образом, формируются своеобразные энергетические центры, то есть совокупности Корень-Субстанций, несущих основную энергию совокупности, вокруг которых формируются Корень-Субстанции с минимально проявленным уровнем Кинетической энергии.
Кроме того, необходимо учитывать, что здесь определенную роль играет и количество
взаимодействующих Корень-Субстанций. Для «нулевой» количество взаимодействующих с ней «первичных» Корень-Субстанций будет максимальным по сравнению с количеством «вторичных» Корень-Субстанций, взаимодействующих с «первичными». Аналогичным образом, по мере удаления от «нулевой», будет изменяться количество взаимодействующих Корень-Субстанций для всех последующих уровней взаимодействия. И если сравнивать количество первоначальных Корень-Субстанций, участвовавших во взаимодействии в первоначальный период взаимодействия, когда «разлет» только начинался и все Корень-Субстанции взаимопроникали друг в друга, и количество Корень-Субстанций, которые будут задействованы при максимальном «разлете» «нулевой» и «первичных», то обнаруживается, что количество задействованных во взаимодействии Корень-Субстанций будет значительно меньше.
Оставшиеся от взаимодействия Корень-Субстанции (с менее проявленным уровнем Кинетической энергии), в зависимости от их энергетической характеристики, по такому же принципу начинают комбинироваться друг с другом. В результате чего возникают энергетические центры нового уровня. И этот процесс повторяется семерично, образуя семь видов энергетических центров.
В свою очередь, эти первичные семь центров (не видов, а именно наиболее энергоемких центров) можно рассматривать как индивидуализацию Космических Сил, поскольку, как говорилось ранее, Фохат есть синтез Семи Творческих Лучей или Дхиан Коганов, которые исходят из Третьего Логоса.
Хотелось бы отметить следующее: весь вышеописанный процесс дифференциации и комбинирования Корень-Субстанций ни на каком этапе не допускает формирования пустоты. Пустоты нет и не может быть, поскольку вся проявляющаяся на этом плане Вселенная может быть представлена как совокупность бесчисленного множества энергетических центров семи видов, взаимосвязанных и взаимопроникающих друг в друга. В этом соблюдается изначальный принцип Единства основанный на том, что данный этап не случайно именуют Вселенской Энергией, поскольку все дифференцированные и скомбинированные Корень-Субстанции необходимо рассматриваться как Единую Энергию Вселенной.
«В действительности каждый мир имеет свой Фохат, который вездесущ в своей сфере действия. Но существуют столь ко же Фохатов, как и миров, и каждый различается по силе и степени проявления. Индивидуальные Фохаты образуют один всемирный, коллективный Фохат - видимую сущность единой абсолютной Не-Сущности, которая есть абсолютная Бытийность, Сат. «Миллионы и биллионы Миров создаются в каждую Манвантару», - так сказано. Потому должно быть множество Фохатов, которые мы рассматриваем, как сознательные и разумные Силы. Это, конечно, возмутит умы науки. Тем не менее, оккультисты, имеющие основательные причины к этому, рассматривают все Силы Природы, как истинные, хотя сверхчувственные состояние Материи и как объекты, доступные познаванию существ, одаренных необходимыми для этого чувствами».(1,т.1,с.194)
Каждый из формируемых энергетических центров различен по своей характеристике, в связи с чем и несет разное назначение в дальнейшем проявлении Вселенной.
Изменение значения Кинетической энергии на этом этапе и означает проявление творческого начала, именуемого Волей. Выявление Кинетической энергии для каждой Корень-Субстанции не означает ее расходование или исчезновение. Происходит процесс, который мы ранее назвали делегированием, то есть как бы «предоставлением» части своей Кинетической энергии в состав образуемой совокупности этих Корень-Субстанции.
«Смещение энергий происходит при полном разряжении явленного одного вещества. Приспособление энергий к нарождению нового тела утверждается притяжением. Средство элементов является причиной устремления. Устремленный пространственный огонь создает ту цепь, которая намечает свою притягивающую силу. Средство элементов напрягает устремленный принцип формирования. На этом принципе создаются все действия. Средство с тонкими энергиями является тогда напряженным, когда оно является сгармонизированным с носящим тонкие энергии. Течение устремлено, когда все объединено с огнем. Творчество нарождается устремлением к сродству. Совместное устремление дает формам психодуховность».(18,ч.1,с.153-154)
Приведенная выдержка из «Агни-Йоги» подтверждает, что в основе любого взаимодействия, любого явления находятся энергетические процессы, основанные на взаимодействии (притяжении или невзаимодействии) различных видов энергий. Умение гармонично формировать общую Потенциальную энергию и минимально проявлять во вне Кинетическую энергию без явной на то необходимости, - вот путь к творчеству, к совершенствованию. (Говоря о минимальном проявлении Кинетической энергии, речь идет не о полном бездействии, а о том, что действия должны быть оптимальными, максимально целесообразными в высшем понимании этого значения).
Вселенная проявляется не только для того, чтобы восполнить затраты энергии на ее творения, но и для превышения восполнения этих затрат, чтобы повысить потенциал последующих проявлений Вселенной.
Четвертый Вселенский Принцип не случайно связывают с энергией творчества, именуемой Фохат. Именно на этом этапе происходит формирование такого сочетание энергий различного плана, которая в дальнейшем лежит в основе всего процесса сотворения Вселенной. Иногда эту энергию называют Духом Электричества.
«Фохат есть олицетворенная электрическая, жизненная сила, трансцендентальное объединяющее единство всех космических энергий, как на невидимом, так и на проявленных планах, действие которой уподобляется действию живой Силы, созданной Волею, в тех феноменах, где кажущееся субъективным воздействует на кажущееся объективным и устремляет его к действию. Фохат не только живой Символ и Вместитель этой Силы, но рассматривается оккультистами, как Сущность, ибо Силы, на которые он воздействует, являются космическими, человеческими и земными, и соответственно оказывают свое влияние на всех этих планах. На земном плане его влияние ощущается в магнитной и активной силе, порожденной сильною волею магнетизера. На космическом он присущ созидательной силе, которая при формировании вещей - от планетной системы до светляка и полевой маргаритки - выполняет план, хранящийся в Разуме Природы или в Божественной Мысли для развития и роста каждой особой вещи. Метафизически он есть объективная мысль Богов, «Слово, ставшее плотью» на низшей ступени, и посланник космического и человеческого Представления; активная, действенная сила в жизни Вселенной. В этом своем втором аспекте Фохат есть Солнечная Энергия, электрический, жизненный флюид и охраняющий Четвертый Принцип, Животная Душа Природы, так сказать, или - Электричество».(1,т.1,с.159)
Позиция современной науки относительно сути таких явлений как Свет или Электричество не позволяют в полной мере постичь природу и проявления этих явлений, о чем мы говорили выше.
«В 1882 году Президент Теософского Общества, полковник Олькотт подвергся осуждению за утверждение в одной из своих лекций, что Электричество есть материя. Тем не менее, таково учение Оккультной Доктрины. Казалось бы смешно утверждать, что раз вещь является невесомой для науки, то она не может быть названа материей.
Электричество «нематериально» в том смысле, что его молекулы не подлежат уловлению и исследованию; все же, оно может быть атомично; следовательно, оно есть материя. Но даже, допустив, что ненаучно говорить о нем в подобных терминах, раз Электричество называется наукою источником Энергии, просто Энергией и Силою, то где та Сила или та Энергия, которую можно представить себе не думая о материи? Электричество не только Субстанция, но оно есть эманация Сущности, являющейся ни Богом, ни Дьяволом, но одной из бесчисленных Сущностей, управляющих и Руководящих нашим миром, согласно вечному Закону Кармы».(1,т.1,с.159-160)
Начиная с Четвертого Вселенского Принципа необходимо отметить особенность этого и всех последующих этапов проявления Вселенских Принципов. Все они образуют группы из четырех более низких планов Бытия, в то время как первые три Вселенских Принципа отнесены к высшим. Каждый из низких планов может быть разделен на 7 подэтапов, групп, которые в свою очередь так же подразделяются каждый еще на 7 подгрупп.
Рассмотренные на рисунке 33 семь Корень-Субстанций можно рассматривать как модель формирования семи подпринципов или субпринципов Четвертого Вселенского Принципа, когда каждая из шести окружающих седьмую, центральную, постепенно утрачивает функцию центральной для соединения с остальными, соседними, не вошедшими в эту совокупность. Происходит своеобразный этап формирования «сгустков» Корень-Субстанций, а точнее - их совокупностей.
Характеризуя объект исследования, часто используются такие понятия, как форма и содержание. Но эти понятия позволяют оценить лишь одну из сторон характеристики объекта. Более полная характеристика может быть дана исходя из анализа всего объема информации, формирующего само понятие этого объекта.
Под формой обычно понимают устойчивые отношения данного объекта, рассматриваемые отдельно, изолированно от других характеристик. Как правило, это сводится к описанию чисто внешних характеристик, внешнего образа объекта.
Под содержанием понимается определенная совокупность отношений этого объекта, образующих его как систему. Чаще всего здесь понятие содержание сводиться к определенной совокупности внутренних характеристик, свойств объекта. Но это разграничение употребляется лишь в процессе познания. Говоря же о характеристике самого объекта в целом, его форма и содержание неразделимы.
Некоторые философы, отождествляя эти два понятия, считали наиболее значимым, ведущим началом именно форму, как, например, Аристотель или Ф. Бекон, но при этом давали такую характеристику формы, которая включает в себя и характеристику содержания. И в этом есть определенный смысл, т.к. форма нередко заключает в себе воплощение соответствующего содержания, соответствующих свойств объекта. Но чаще всего форма представляет собой именно внешнюю характеристику объекта, будучи не всегда в состоянии точно передать всю совокупность внутренних свойств, характеристик, скрытых, частично или полностью проявленных в нем. Именно поэтому нередко прибегают к разделению на понятия внешняя форма и внутренняя форма, что лишь подчеркивает взаимосвязь понятий форма и содержание. Поэтому и мы в дальнейшем будем понимать под ФОРМОЙ - внешнюю характеристику объекта, а под содержанием - внутреннюю характеристику, включающую определенную совокупность различных свойств объекта.
В данной главе нас в большей степени будет интересовать именно содержание объекта, как внутренняя характеристика объекта.
Определяя содержание объекта как совокупность различных свойств, мы не только показываем наличие различных внутренних характеристик объекта, но и говорим о том, что они взаимодействуют и взаимосвязаны друг с другом. При более глубоком уровне исследования внутреннего состояния объекта и говоря о взаимодействии свойств его мы не может ограничиваться пониманием этого взаимодействия как взаимодействия лишь каких-то более малых элементов, частиц, составляющих объект, т.к. эти частицы могут лишь быть носителями каких-то свойств, но не самими свойствами.
Любой объект исследования посредством известных нам способов восприятия, мы можем рассматривать как некую систему или совокупность, состоящую из других, более мелких составляющих, частиц. Эти составляющие, не просто суммируясь, а взаимодействуя, образуют целостную совокупность, основанную на внутренних связях между ними, обеспечивающих само существование объекта. Именно эти внутренние связи и будут представлять для нас наибольший интерес.
В зависимости от того, какова степень этого взаимодействия между составляющими, связи можно разделить на слабые, оптимальные и сильные.
Рассмотрим следующую схему возможных внутренних состояний (связей) объекта:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
3(А) 5 (В) 8 (С)
где: - АВС - весь диапазон возможных по силе связей в объекте;
А - диапазон слабой внутренней связи объекта;
В, (АВ) - диапазон оптимальной внутренней связи объекта;
С, (АВС) - диапазон сильной внутренней связи объекта.
Рисунок 34
Из этого следует, что данный объект может существовать в условном диапазоне внутренних связей от 0 до 16. Если же, например, значение внутренней связи окажется равным -0,5, то такой объект, как единое структурное построение существовать не может, а может являть собой лишь сумму каких-то структур, которые не способны создать хотя бы слабоустойчивую совокупность. Но уже при минимальном значении (например, +0,5), объект являет собой совокупность с крайне слабой, но уже относительно устойчивой внутренней связью, то есть может рассматриваться как слабоустойчивая совокупность, а не простая сумма составляющих.
С данной схемой тесно связан и распределение значений В, П и К объекта, о каких мы говорили ранее:
К П В
Рисунок 35
(При этом необходимо понимать, что в предыдущей схеме, в настоящей, а также в аналогичных последующих необходимо помнить, в первую очередь, о том, что в любом случае соотношение энергий в относительно стабильном объекте всегда находится на уровне, максимально близком к «золотому сечению». И то, что на предыдущих схемах, а также на последующих цифровое значение соотношений энергий будет несколько отличаться от реального, необходимо признать желанием автора обозначить сам принцип этого соотношения. ХОТЯ И В ЭТИХ ЦИФРАХ ЕСТЬ СВОЙ РЕАЛЬНЫЙ И СКРЫТЫЙ СМЫСЛ, О КОТОРОМ СЕЙЧАС НЕТ СМЫСЛА ГОВОРИТЬ, ЕСЛИ УЧЕСТЬ ХОТЯ БЫ ПЕРВИЧНЫЕ КОММЕНТАРИИ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В ПРИМЕЧАНИИ к рисунку 34.)
Данная схема позволяет рассматривать лишь общее соотношение энергий в структуре, где большая часть энергии (В) представляет собой общую внутреннюю энергию, слагаемую как из В каждой составляющей, так и В1 образуемых внутренних элементов (первичных совокупностей) объекта. Такая же схема будет и для распределения энергий в каждой из составляющих.)
Если рассматривать изменение соотношений энергий для каждой составляющей по связям, то здесь можно отметить следующее:
а) К П В
- для совокупности со СЛАБОЙ
К1<К П1>П В1<В внутренней связью
б) К=К2 П=П2 В=В2
- для совокупности с
ОПТИМАЛЬНОЙ внутренней
связью
в) К П В
- для совокупности с СИЛЬНОЙ
К3>К П3<П В3>В внутренней связью
Рисунок 36
При этом необходимо помнить одно важное правило: «Внешняя активность может не быть зависимой от существования самого объекта». Тогда, когда это правило нарушается, а это не только бывает, но и предопределяется для всех объектов, тогда сам объект перестает существовать. Чем меньше значение В, тем менее стабильной становится сам объект, а, следовательно, если это соотношение В к остальным энергиям (П и К) превысит допустимую норму, сам объект перестанет существовать, перейдя в свое исходное состояние.
Из этих схем видно, что изменение одного вида энергии (К) происходит за счет изменения другой энергии (П), а изменение П происходит за счет изменения В. И, наоборот.
Здесь распределение всех энергий соответствует правилу «золотого сечения»: В так относится к П, как П - к К. Соотношение «золотого сечения» отвечает состоянию гармонии объекта, то есть оптимальному (стабильному, устойчивому) соотношению всех связей (гармония, в переводе с греческого, означает созвучие, стройность.) Это означает, что отклонение от гармонии влечет за собой либо ослабление связей, либо ее усиление.
Говоря об отклонении от гармонии, необходимо заметить, что данный процесс происходит за счет изменения соотношения энергий в самой совокупности или объекте за счет происходящих в нем внутренних процессов, соответствующих процессу эволюции объекта. Уменьшение или увеличение силы связей в совокупности - это характеристика изменения ее внутреннего состояния в ходе эволюции. Для образовании новой совокупности необходимо усиление внутренней энергии (В) самого объекта, для увеличение его возможностей взаимодействия необходимо увеличение (П) и достаточное значение внешне проявляемой энергии (К), которые, в итоге, происходят за счет уменьшения значения В. При образовании этой новой совокупности возможно создание различных видов связей (от сильной до слабой), что определяется характеристикой тех составляющих совокупностей энергий, которые образуют эту совокупность. В связи с этим можно сделать вывод, что именно на таком «нарушении» гармонии и будут строиться в дальнейшем новые совокупности с участием объектов исследования, а при процессе «свертывания» это будет происходить в обратном порядке, порой даже через прямое разрушение объектов или их совокупностей.
Само разделение внутренних связей совокупности на сильные, оптимальные и слабые - это не только ее внутренняя характеристика, но и характеристика соотношения ее формы и содержания. Любой объект, проходя свой путь эволюции, совершенствует как свое содержание, так и свою форму. Чем стабильнее (сильнее) форма, тем больше потенции для ее существования и новых взаимодействий, хотя при приближении достижения боле совершенных форм, потенциальность « как бы возвращается» во внутреннюю энергию, и при этом формирует условия возникновения более совершенной формы существования (В нового порядка).
По мере накопления, а точнее изменения своего состояния в плане эволюции, и формирования в себе нового содержания, его В увеличивается (в ином плане измерения) и достигает состояния, когда возможно образование новой формы. Эта форма не ограничивается его прежней формой, а представляет собой новую совокупность, в состав которой он входит. Иначе говоря, речь идет уже не столько о его форме, как таковой, а о его новой форме существования, в данном случае, о существовании в составе более сложной совокупности. Войдя в состав такой новой совокупности, как сам объект, так и другие составляющие, перераспределяют в себе соотношение энергий, что приводит к формированию нового содержания, то есть изменению соотношения его новой формы существования к его новому содержанию. На первых порах это содержание может быть слабым, т.к. совокупность только сформирована. Если же процессы перераспределения энергий, происходящие в совокупности и в каждой ее составляющей, еще не достигли необходимого уровня для формирования достаточно устойчивой формы существования, то взаимосвязь в такой совокупности будет слабой, а она сама - нестабильной. При внешнем воздействии на такую совокупность, она, не достигнув еще состояния гармонии между новой формой и содержанием, может распасться на составляющие, что будет свидетельствовать о недостаточном соотношении между формой и содержанием. А порой такой распад может вернуть сами составляющие в их первичные (по отношению к существующим) формы существования.
Однако, по мере перераспределения энергий во всех составляющих, их гармонизации, происходящих за счет соответствующего «делегирования» части своей энергии в состав совокупности, постепенно внутренняя связь гармонизируется и приводит к образованию нового взаимоотношения энергий, свойственных относительно стабильных форм существования объектов, то есть внутренняя связь в данном случае переходит от слабой к оптимальной. В дальнейшем, по мере постоянно длящегося процесса эволюции, внутренняя связь составляющих усиливается и достигает состояния сильной. Здесь мы можем говорить о преобладании содержания над прежней формой существования, что влечет за собой повышение активности, заканчивающейся формированием новой формы существования этой совокупности уже при вновь сформированном содержании.
(Такое понимание соотношения формы и содержания позволяет совершенно иначе взглянуть на совершенствование человека. Проходя этапы воплощений (от царства минералов до царства человека), в нем постоянно происходит процесс преобразования и гармонизации новых форм существования с новым содержанием. Став в результате эволюции человеком, он лишь достиг соответствующего уровня соотношения между формой и содержанием. Если же человек в дальнейшем стремится совершенствовать лишь свою форму, то есть физическое тело, не уделяя внимания развитию нового содержания - совершенствованию своих тонких тел, то в данном случае он, как совокупность плотного и тонких тел, не гармонизирует их, не перераспределяет свои энергии, а развивает лишь одну - К, что снижает его возможности или потенцию (П) и ослабляет связи между физическим и более тонкими телами, силу и взаимосвязь последних (снижает его В). Об этом мы еще более подробно будем говорить при анализе взаимоотношения Планов человека.
В тоже время человек, совершенствующий свои тонкие тела, гармонизируя их новое состояние с плотным телом, роль (а значит и потребности) последнего становятся менее значимыми, и создаются условия для возможного существования в будущем, когда тонкие тела достигнут соответствующего уровня развития существования уже без плотного тела. Но все это требует СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ГАРМОНИЗАЦИИ, ибо нарушение данного принципа, преждевременное стремление избавиться от плотного тела приведет к дисгармонии, что приведет к обострению противоречий между несовершенной формой и еще неразвитым содержанием, вызовет необходимость дополнительных воплощений и соответствующих испытаний.
Человек, развивающий свои тонкие тела, хотя и продолжает оставаться в рамках своих физического и тонких тел, по мере своего духовного совершенствования вступает во взаимодействие с Миром на более высоком уровне, становясь тем самым одной из составляющих более сложной структуры, и формируя новое содержание всех своих тел, он создает условия для формирования в будущем новой формы существования. При этом, за счет развития и совершенствования более тонких тел, за счет гармонизации энергий каждого тела и всех их между собой, он, уменьшая проявление К, развивая свои возможности и потенциал (П) за счет накопления более совершенной психической энергии, расцениваемой как В, достигает того состояния, которое можно сравнить с совокупностью с сильной внутренней связью. Только достигнув этого состояния, развив новое содержание и подготовив основу для достижения новой формы существования, человек может в качестве более совершенной составляющей войти в состав более сложной структуры Космоса, именуемой ИЕРАРХИЕЙ, но уже на ином уровне своего существования.)
Совокупность со слабой внутренней связью может существовать только до определенного минимального значения В1, при уменьшении значения которого сама совокупность распадается на составляющие. Как правило, такие совокупности сами не могут организовывать новые объекты (совокупности), т.к. слабость их внутренней связи не позволяет «делегировать» достаточную часть своей энергии для образования новой, более сложной структуры. Объекты, составляющие которой обладают слабыми внутренними связями друг с другом, обладает слабой структурной связью. Такая совокупность неустойчива и при достаточно небольшом внешнем воздействии может распасться на части или даже на отдельные составляющие. Это определяется тем, какова степень взаимодействия между отдельными составляющими. Если объект образован составляющими с равными, но слабыми связями, то при определенном воздействии она может распасться на множество составляющих. При различных по силе степени взаимодействия между отдельными составляющими, распад объекта произойдет на части, представляющие собой совокупность составляющих с более сильными связями, а части, образованные из составляющих со слабыми связями, распадутся при этом на отдельные элементы. Как правило, такие объекты менее способны образовывать новые связи с такими же подобными объектами (объектами второго порядка), т.к. малый суммарный запас внутренних связей не позволяет им создавать новые образования. Если такие совокупности объектов и образуются, то они крайне неустойчивы и способны распадаться при минимальном внешнем воздействии, а то и при без такового, при определенных внутренних процессах.
Но сами совокупности со слабыми связями могут быть использованы при образовании новых объектов, если последние строятся за счет одной или нескольких составляющих с сильными или оптимальными внутренними связями. При этом совокупности с сильными или оптимальными связями, за счет большего «делегирования» своей энергии, могут компенсировать недостаток «делегируемой» энергии совокупностями со слабыми внутренними связями. Данный новый объект может быть достаточно устойчивым, но его характеристики будут зависеть в основном от характеристик составляющих с сильными или оптимальными внутренними связями.
Совокупности с оптимальной внутренней связью характеризуются как внутренней стабильностью (более сильное взаимодействие между составляющими), так и возможностью участвовать в формировании новых совокупностей. Такая совокупность более устойчива к внешнему воздействию и для ее распада требуется более сильное воздействие. Значение В в таких стабильных совокупностях обеспечивает устойчивость связей между ее составляющими, а значение П и К - возможность участия в создании новых внешних связей. Эти новые связи с совокупностями, характеризующимися слабыми внутренними связями, будут менее стабильны и зависят от значения В последних: чем меньше значение В в совокупности со слабой связью, тем менее устойчива новая совокупность. При объединение двух совокупностей с оптимальными связями, новый объект будет относительно стабилен, но сила его внутренней связи будет меньше, чем внутренняя связь каждой из них в отдельности. И чем больший порядок этих новых объектов, тем более слабыми становятся их внутренние связи, тем менее устойчивы они будут.
При объединении с совокупностями с сильными связями, новый объект будет стабильным и способным для активного взаимодействия с другими объектами. Величина активности здесь будет зависеть от значения В совокупности с сильной связью, которая и будет определяющей во вновь созданном объекте.
Совокупности с сильными внутренними связями, соответственно, не только стабильны, но и внешне активны: имея сильную степень взаимодействия друг с другом, они имеют и общую направленность. Они, реализуя свою активность, преимущественно и создают новые объекты как себе подобными, так и с совокупностями, характеризующимися оптимальными или слабыми внутренними связями. Сила внутренней связи объекта такого порядка будет зависеть от силы связей составляющих и их направленности на объединение.
Рассмотрим несколько схем возможных образований новых объектов за счет объединения совокупностей с различными связями:
1
а) 3 где: 1,2 - совокупности с сильными внутренними связями;
3 - совокупность с оптимальной внутренней связью;
4 - совокупность со слабой внутренней связью .
4 2
б)
1 2 где: 1,2 - совокупности со слабой внутренней связью.
в)
1 2 3 где: 1,2 - совокупности с оптимальной внутренней связью;
3 - совокупность со слабой внутренней связью.
Рисунок 37
Данные схемы позволяют понять принцип взаимодействия совокупностей с различными внутренними связями в объекте. То взаимопроникновение, которое мы наблюдаем на этих схемах, хотя и достаточно условно, но позволяет понять суть взаимодействия: чем больше внутренняя связь совокупности, тем больше она способна «делегировать» часть своей внутренней энергии (то есть вместить в себя другие совокупности) в новый объект, и наоборот.
(Кстати, в этом можно увидеть и энергетическую сущность такого понятия, как вместимость иных мировоззрений: ЧЕМ БОЛЬШЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ГАРМОНИЧНО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ДРУГИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ТЕМ БОЛЕЕ ОБЪЕКТИВНО, БОЛЕЕ ОНО СИЛЬНО И ЭНЕРГОЕМКО, чем отрицающие все другие мировоззрения.)
Таким образом, проявление Четвертого Вселенского Принципа происходит за семь этапов:
1-й - образование первичной совокупности из Корень-Субстанций;
2-7 - образование Волевого Центра (Фохат).
На первом - все семь Корень-Субстанций можно рассматривать как «претендентов» на роль центрального, которые далее постепенно, по мере утраты этой возможности, делегируют свою Кинетическую энергию в какую-то одну Корень-Субстанцию, которая на седьмом этапе и становится Фохатом, Единой Энергией, Волей.
Список использованной литературы
1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17. - " - , Агни-Йога, - " - .
18. - " - , Беспредельность, - " -.
19. - " -, Иерархия, - " -.
20. - " -, Сердце, - " -.
21. - " -, Мир Огненный, - " -.
22. - " -, Аум, - " -.
23. - " -, Братство, - " -.
24. Е И. Рерих, Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25. Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26. Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27. АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28. В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
т ом., М, 1963-1966, т.4.
29. Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33. Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44. И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45. Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,
_____________
* Вторая часть – размещена в Проза.ру 14 июля 2013 г.
Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4
Свидетельство о публикации №113071401401