О литературных конкурсах

Андрей Антонов

О литературных конкурсах.


Все литературные конкурсы до того субъективны, что у многих авторов ни участвовать, ни интересоваться ими уже нет никакого желания. Все конкурсы напоминают такие соревнования по фигурному катанию, где сначала Иру Слуцкую, потом Женю Плющенко откровенно и беспардонно лишили олимпийского золота, да и в несубъективных видах спорта такое случалось: Карелина в борьбе лишили золота, поменяв незадолго до олимпиады правила судейства. Практически все конкурсы и особенно по детской литературе (бесплатные для авторов) являются кулуарными и «внутрицеховыми», например, конкурс им. Маршака в северной столице или фестиваль им. Чуковского в Москве.
Однако, когда издательство Росмен в очередной раз объявило конкурс «Новая детская книга», ярко поблёскивая обложками книг победителей предыдущих конкурсов, я решил понаблюдать за этим компетишеном, тем более, что на Стихи.ру есть хорошие детские авторы.
Конечно, надо сказать много хороших слов в адрес Росмена и его директора Бориса Кузнецова, который (как это указано на сайте) явился инициатором такого конкурса. На тихой писательской ниве каждый год начинается настоящая движуха. Люди пишут, отсылают и достают издательство множеством вопросов, а издательство в различных соцсетях старается на них ответить, успокаивает, советует… Такое движение навевало надежду на «ого-го» какие результаты.
Но когда вдруг неожиданно приём работ продлили на неделю, стали закрадываться сомнения: а всё ли здесь чисто? Для кого так резко меняют регламент конкурса? Ведь ни один конкурс для разных там Ивановых-Петровых-Сидоровых с улицы условий не менял. Закрались подозрения, но вера в конкурс оставалась. Собственно, шорт лист развеял весь наив: авторы-номинанты (я интересовался номинацией произведений для дошкольников) в большинстве своем «знакомые всё люди». Поскольку ознакомиться с работами можно на сайте издательства, буду краток, сами можете посмотреть и сделать свои выводы. Не стану никого обсуждать персонально, но работы для детей от 3 до 7 лет должны быть интересны детям этого возраста, а некоторые прозаические работы сделаны так тягомотно и мудрено (Вышел из дома человек) или так небрежно-филосовски, «крупными мазками» (Гороховая лодка), что дошкольнику 3-5 лет это слушать или читать будет тяжело, а значит, не интересно.
Единственное, что понравилось из прозы – это рассказы про мальчика Колямбу (да и в этих  рассказах автор частенько употребляет "взрослые" словечки и выражения, особенно в лирических отступлениях, в т.ч. в описании природы). Но это один автор! А номинантов 10!
Ах да, стихи: с одной стороны порадовался за стихировца Галю Дядину, с другой стороны удивился: почему один номинант в поэзии?! Это же неинтересно: её сравнить не с кем. А я уверен, что на конкурс присылались достойные стихи! Потом, Галя – автор больше для школьников – стихи её в большинстве статичные, созерцательные, размышлятельные, с соответствующими образами, идеями, ритмо-размером (для младших школьников - здорово). Да и обозначенная издательством возрастная аудитория (от 3 до 7 лет) не совсем верна: любой специалист по развитию речи дошкольников скажет, что от 2-2,5 лет до 5-5,5 лет – это одна аудитория; 7 летним детям уже не всё интересно, что 3-4 летним ребятишкам.
Можно ещё долго на эту тему рассуждать, но ясно одно: конкурсы – процесс очень субъективный, поэтому всех, кто вошёл в шорт лист поздравляю, а всем остальным «мастерам фигурного писания» советую не расстраиваться и посвящаю им свой стих «Семен Сыроежкин ученый мужик», http://www.stihi.ru/2012/11/30/7619.


Рецензии