Прикровенная весть - памяти П. Г. Паламарчука - 3
ФОТО: Церковь Николая Чудотворца на Берсеньевке. Москва. Современный фотоснимок.
А теперь, пожалуй, пора и мне поведать о «неслучайных», можно даже сказать «знаковых» событиях, открывшихся мне в судьбе Петра Паламарчука. Одно из них коснулось и меня, а раскрылось в журнале, который я возглавлял.
Впрочем, расскажу по порядку. Знакомство наше с Петром Георгиевичем было шапочным: на каком-то вечере нас представили друг другу. Но за творчеством писателя я следил внимательно и давно уже подумывал пригласить его в журнал. Поэтому, конечно же, обрадовался, когда новый сотрудник Глеб Кузьмин на мой вопрос о Паламарчуке ответил, что знаком с ним достаточно близко и что непременно приведёт его к нам в редакцию. Глеб передал ему один из осенних (1997 г.) номеров – для предварительного знакомства. И наконец сообщил, что Пётр Георгиевич, как оказалось, хорошо знавший наше «культурно-просветительное» издание ещё по «застольным» временам, был весьма удивлён его «блистательным преображением» и, разумеется, готов сотрудничать.
Но Бог рассудил инако: первой Петра Паламарчука публикацией в нашем журнале (№5, 1998) стала публикация посмертная – одна из последних, 1997 года, неопубликованных работ «Старый русский Канн». Под рубрикой «Помним и любим» её предварили «слова прощания» – известного критика Владимира Гусева, искусствоведа Надежды Дмитриевой, автора книги о чудотворных иконах Божией Матери, и «Слово» Патриарха Алексия II, которое хочу здесь напомнить. Его, по отпевании раба Божия Петра, прочёл настоятель Сретенского монастыря игумен (ныне митрополит Псковский и Порховский) Тихон (Шевкунов):
«Дорогие братья и сёстры!
Ушёл из нашей жизни к Жизни Вечной человек, которого знала и любила православная Москва, – Пётр Паламарчук. Писатель, историк, юрист и, самое главное, православный христианин с глубокой, обретённой в юности и пронесённой через всю жизни верой в Господа и Святую Его Церковь. За свою жизнь Петру Георгиевичу удалось сделать многое, что останется в благодарной памяти потомков, без преувеличения, на века. Это его книги, и в первую очередь фундаментальный труд «Сорок сороков» В том, что в Москве в последние десятилетия восстановлены сотни разрушенных в годы лихолетья храмов, есть труд и автора этой книги. Мы будем помнить и самоотверженные усилия Петра Георгиевича по установлению добрых связей между Московской Патриархией и Русской Зарубежной Церковью, его участие в многочисленных богословских и исторических конференциях. Москве, которую так хорошо знал и любил Пётр Паламарчук, будет теперь очень недоставать такого радостного, мудрого и удивительно доброго насельника. Уверен, что все «сорок сороков» Москвы и многие храмы по всей России и на чужбине сегодня молятся об упокоении души раба Божия Петра. Царствие ему Небесное и вечная память!»
Собирая в советские времена сведения о московских церквях, а значит, видя воочию и мерзость запустения, «стоящу на месте святе», и продолжающееся поругание православных святынь, Пётр Георгиевич не мог не скорбеть. Например, когда писал о церкви Николая Чудотворца на Берсеневке. В её стенах находился НИИ культуры. Ну, о какой культуре можно серьёзно говорить под сводами поруганной церкви! Здесь же размещалась редакция журнала «Культурно-просветительная работа». И как не понять удивление православного писателя, который и через 20 лет не без опаски раскрыл журнал со столь знакомым «воинственным» названием! Правда, потом к нему добавилось второе – «Встреча». А сама редакция, «не без воли Бога тайной», в год тысячелетия крещения Руси переселилась в светское здание – как раз напротив храма Преподобного Сергия в Крапивниках.
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2013/07/13/755
Начало см. :
1) http://www.stihi.ru/2013/07/11/9412
2) http://www.stihi.ru/2013/07/12/3742
Свидетельство о публикации №113071207045