Дыхание 3-го тысячелетия
Фрагменты доклада: « Критерии ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ »
Вступление. Пару слов, про субъективные критерии долговечности.
Итак, «Дыхание 3-го тысячелетия». Не правда ли? – стихи, кото-рые претендуют на то, чтобы передать некое «дыхание» вовсе не обязаны быть напевными, яркими, самобытными. Им достаточно передать намёк на нечто эфемерное, туманное, обещающее в бу-дущем что-то дать неожиданное, новое, может быть, - парадок-сальное. А вот если бы в названии марафона было «Тексты 3-го тысячелетия», то тут уж будьте любезны, предъявить не намёк, а конкретику.
Порывшись в истории русской словесности, обнаруживаешь, что процессом отбора лучшего, что есть в современной литературе в России (типа, - собирать антологии) стали заниматься не более 200 лет тому назад, во времена А.Пушкина. А у нашего восточного соседа, у Японии я встретил перевод книги «Сто стихотворений ста поэтов». Оригинал книги написан в 1235 г., т.е. около 800 лет т.н. Сборник японских танка.
Как отбирали тексты русские и японские мэтры, нам неведомо. Но этот вопрос меня занимал где-то лет 15-20. И вот какие пара-метры отбора можно считать разумными:
- Стих-ие, текст живёт больше 20-25 лет (одного поколения),
- Строчки, выражения незаметно перешли в разговорную речь,
- В этих стихах есть тайна,
- Стихи мутные, но почему-то рождают богатые ассоциации.
И, наконец, в последние два-три года остался один чисто субъек-тивный критерий: Строчки поэта запоминаются, иногда неожидан-но всплывают в памяти. Например, из деревенского цикла А.Денисенко:
… Что рассказать? Возле почты лывА,
В лЫве – кораблик и пух петуха.
Жизнь поутихла, лицо заломила
В согнутый локоть стиха.
На перевозе гладкие воды.
Радуюсь, Солнца лучу.
Всё под рукою: полёт и патроны,
А убивать не хочу. …
И вот этот небанальный гуманизм мне показался самым важ-ным и пусть субъективным, пусть объективным критерием ПОД-ЛИННОЙ ПОЭЗИИ сегодня в 21-м веке, о чём и пойдёт речь далее.
ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ к ЛОШАДЯМ, СОБАКАМ, БЕЛКАМ.
В XX-ХХ1 веке, хотя нет «нового Пушкина», есть Блок, Ахматова, Цве-таева, Мандельштам, Пастернак, Маяковский, Есенин, Бродский.
Сочинителю текстов всегда полезно, оттолкнувшись от стихотворения одного из великих,(перечислены выше, каждый может добавить пару-тройку имён от себя), представить публике свой опус. Который, может быть, ино-гда и заслуживает более высокой оценки. Но это дело читателя.
А мы выделим из великих В.Маяковского и напомним пару-тройку фраг-ментов из его стихов.
В.Маяковский ранний (см. фото - в начале текста), с его "флейтой водосточных труб", с его жёлтой кофтой и футуристским (или футуристическим?) задором:
Как здорово сделав удачный удар
Смотреть, растопырив ноги как
Врага, где предки, - туда
Отправила шпаги логика.
А после в огне раззолоченных зал,
Забыв привычку спанья,
Всю ночь до утра просидеть
Глаза, уткнув в желтоглазый коньяк.
Сорвём ерунду пиджаков и манжет,
Крахмальные груди раскрасим под панцирь,
Загнём рукоять на столовом ноже ...
И будем все хоть на день, да испанцы. и т.д.
Маяковский ранний (см. фото - в начале текста), конечно, по-своему, интересен, но зрелый Маяковский нам ближе, понятней. И, главное, на фоне глобального пофигизма, как доступного всем мировоззрения, - дорог нам своим ярким талантливым, небанальным гуманизмом. Вот послушайте его
Хорошее отношением к лошадям.
Били копыта, Пели будто:
- Гриб. Грабь. Гроб. Груб.-
Ветром опита, / Льдом обута / Улица скользила.
Лошадь на круп / Грохнулась,
И сразу / За зевакой зевака,
Штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
Сгрудились. Смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала! / - Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий. / Лишь я один
Голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошёл и вижу / Глаза лошадиные...
Улица опрокинулась, / Течёт по-своему...
Подошел и вижу - / За каплищей каплища
По морде катится, прячется в шерсти...
И какая-то общая / Тоска звериная
Плеща вылилась из меня / И расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, послушайте - чего Вы думаете,
Что Вы их всех плоше?
Деточка, все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь".
Может быть, - старая - / И не нуждалась в няньке,
Может быть, и мысль ей моя казалась, пошла,
Только лошадь рванулась,
Встала на ноги, / Ржанула и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок. / Пришла веселая,
И стала в стойло. / И всё ей казалось -
Что она - жеребенок,/ И стоило жить,
И работать стоило. / 1918 /
Вот так, 1918г., но ни грамма тоски, пессимизма у В.Маяковского. Пессимизма, которые заполонил лирические откровения наших слав-ных современников, лирических поэтов начала ХХI – го века.
ВСЕ МЫ НЕМНОГО ЛОШАДИ - бесспорно, удачная поэтическая на-ходка. И она подвигла автора сих строк на:
Ма-а-а-ленькую зарисовку из жизни городского сквера с Белкой, которая как волшебное чудо уживается с нашей суматошной городской жизнью.
А ЧТО ЕСЛИ ДОВЕРИТЬСЯ ЖИЗНИ ?
Немолодая женщина гуляет в Нарымском сквере.
Там сосны и птицы и всякая живность.
Но только белка живая чудом попавшая сюда
В самый центр сумасшедшего города
Рождает радость и счастье
Своей живостью необычайной
И хрупкостью и ранимостью.
А женщина второй десяток лет
Вспоминает, как всё обломилось:
Он ушёл к этой гулящей козе.
Нет, не могу простить.
А что если довериться жизни?
Скорбь Осени погладит тебя жёлтой ладошкой,
Белка спрыгнет с сосны и попросит орешков,
Дескать, сыпани мне чуток, тётЕнька, -
Не скупись. Ведь и ты, и я, - все мы здесь миг.
И глазом не успеем моргнуть, как …
Будем наблюдать эту Осеннюю желтизну из Вечности.
Но гладить меня не надо, тяжёлая у тебя рука.
Да-да-да. Ну, пока. Пойду.
Мне ещё к своим успеть надо.
Современник В.Маяковского Алексей Кручёных остался в памяти со-временного читателя одной строкой: Дыр бул щыл.
Остальное поглотило время. Маяковский, конечно же, жив именно стихами, строками, которые в нашей памяти.
Эти строки мы время от времени вспоминаем. Это всё равно, что молитва для нас с тобой, читатель.
Всё проходит, мой друг.
Остаются только молитвы и песни.
А Ю.Визбор без всякого влияния В.Маяковского с симпати-ей пел про то, как «старый – старый пёс с глазами пилигрима / Закинет морду вверх при жёлтых фонарях»
Ю. Визбор. http://video.mail.ru/mail/slesarev5753/_myvideo/22.html
А будет это так: заплачет ночь дискантом,
И pжавый ломкий лист зацепит за луну.
И белый-белый снег падет с небес десантом,
Чтоб чеpным гоpодам пpидать голубизну. ! 2 pаза
И тучи побегут, созвездьями гонимы,
Поднимем воpотник, как паpус декабpя.
И стаpый-стаpый пес с глазами пилигpима
Закинет моpду ввеpх пpи желтых фонаpях! 2 pаза.
Дpузья мои, дpузья, начать бы все с начала,
На влажных беpегах pазбить свои шатpы.
Валяться б на досках нагpетого пpичала,
И видеть, как дымят далекие костpы! 2 pаза
Еще пpидет зима - созвездие удачи,
И легкая лыжня помчится от двеpей.
И, может быть, тогда удастся нам иначе,
Иначе, чем теперь, пpожить остаток дней. ! 2 pаза
А будет это так: заплачет ночь дискантом,
И pжавый ломкий лист зацепит за луну.
И белый-белый снег падет с небес десантом,
Чтоб чеpным гоpодам пpидать голубизну! 2 pаза
Вот такая последовательность в ряду тех живых
существ, к которым «хорошее отношение»:
Лошадь – Старый-старый пёс – Белка.
Новосибирск. Л.Лисинкер. 27.05. 2013.
Контакт: lisinkerls@mail.ru
Свидетельство о публикации №113071202579
мастерству у самых лучших
Мне было интересно... Спасибо.
***
Алла-Аэлита
Алла Богаева 11.01.2016 02:08 Заявить о нарушении