Дыхание 3-го тысячелетия

   Поэтический марафон "Дыхание 3-го тысячелетия" проводится в г.Новосибирске с 2001-го года. Практически - каждый год.  Организаторы дают каждому стихотворцу или докладчику эН минут. И никаких вопросов. - Следующий! ...  Ну, нет обратной связи. Только что - неформальное общение. Но есть и плюс:  пустопорожней болтовни почти нет. А не по нраву выступающий - тихонечку вышел из зала. Примерно так. Ну, а ниже фрагменты из доклада на марафоне. Июнь 2013-го.

Фрагменты доклада: « Критерии ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОЭТИЧЕСКИХ  ТЕКСТОВ »

Вступление. Пару слов, про субъективные  критерии долговечности.
Итак, «Дыхание 3-го тысячелетия». Не правда ли? – стихи, кото-рые претендуют на то, чтобы передать некое «дыхание» вовсе не обязаны быть напевными, яркими, самобытными. Им достаточно передать намёк на нечто эфемерное, туманное, обещающее в бу-дущем что-то дать неожиданное, новое, может быть, - парадок-сальное. А вот если бы в названии марафона было «Тексты 3-го тысячелетия», то тут уж  будьте любезны, предъявить не намёк, а конкретику.
Порывшись в истории русской словесности,  обнаруживаешь, что процессом отбора лучшего, что есть в современной литературе в России (типа, - собирать антологии)  стали заниматься не более 200 лет тому назад, во времена А.Пушкина. А у нашего восточного соседа, у Японии я встретил перевод книги «Сто стихотворений ста поэтов». Оригинал книги написан в 1235 г., т.е. около 800 лет т.н. Сборник японских танка.

Как отбирали тексты русские и японские мэтры, нам неведомо. Но этот вопрос меня занимал где-то лет 15-20. И вот какие пара-метры отбора можно считать разумными:

- Стих-ие, текст живёт больше 20-25 лет (одного поколения),
- Строчки, выражения незаметно перешли в разговорную речь,
- В этих стихах есть тайна,
- Стихи мутные, но почему-то рождают богатые ассоциации.

И, наконец, в последние два-три года остался один чисто субъек-тивный критерий: Строчки поэта запоминаются, иногда неожидан-но всплывают в памяти. Например, из деревенского цикла  А.Денисенко:

… Что рассказать? Возле почты лывА,
   В лЫве – кораблик и пух петуха.
   Жизнь поутихла, лицо заломила
  В согнутый локоть стиха.

          На перевозе гладкие воды.
          Радуюсь, Солнца лучу.
          Всё под рукою: полёт и патроны,
          А убивать не хочу. …

И  вот этот небанальный гуманизм мне показался самым важ-ным и пусть субъективным, пусть объективным критерием ПОД-ЛИННОЙ  ПОЭЗИИ сегодня в 21-м веке, о чём и пойдёт речь далее.

ХОРОШЕЕ  ОТНОШЕНИЕ  к  ЛОШАДЯМ, СОБАКАМ,  БЕЛКАМ.

В XX-ХХ1 веке, хотя нет «нового Пушкина», есть Блок, Ахматова, Цве-таева, Мандельштам, Пастернак, Маяковский, Есенин, Бродский.

Сочинителю текстов всегда полезно, оттолкнувшись от стихотворения одного из великих,(перечислены выше, каждый может добавить пару-тройку имён от себя), представить публике свой опус. Который, может быть, ино-гда и заслуживает более высокой оценки. Но это дело читателя.
А мы выделим из великих В.Маяковского и напомним пару-тройку фраг-ментов из его стихов.
          В.Маяковский ранний (см. фото - в начале текста), с его "флейтой водосточных труб", с его жёлтой кофтой и футуристским (или футуристическим?) задором:

             Как здорово сделав удачный удар
             Смотреть, растопырив ноги как
             Врага, где предки, - туда
             Отправила шпаги логика.

             А после в огне  раззолоченных зал,
             Забыв привычку спанья,
             Всю ночь до утра просидеть
             Глаза, уткнув в желтоглазый коньяк.

             Сорвём ерунду пиджаков и манжет,
             Крахмальные груди раскрасим под панцирь,
             Загнём рукоять на столовом ноже ...
                И будем все хоть на день, да испанцы.  и т.д.

         Маяковский ранний (см. фото -  в начале текста), конечно, по-своему, интересен, но зрелый Маяковский нам ближе, понятней. И, главное, на фоне глобального пофигизма, как доступного всем мировоззрения, - дорог нам своим ярким талантливым, небанальным гуманизмом. Вот послушайте его

             Хорошее отношением к лошадям.

            Били копыта,  Пели будто:
            - Гриб.  Грабь.  Гроб.  Груб.-
            Ветром опита,   / Льдом обута   /  Улица скользила.
            Лошадь на круп  / Грохнулась,

И сразу   /  За зевакой зевака,
Штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
Сгрудились.  Смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!  / - Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.  / Лишь я один
Голос свой не вмешивал в вой ему.
          
Подошёл и вижу    /   Глаза лошадиные...
Улица опрокинулась,   /  Течёт по-своему...

             Подошел и вижу -  /  За каплищей каплища 
             По морде катится, прячется в шерсти... 
             И какая-то общая   /   Тоска звериная 
             Плеща вылилась из меня    /   И расплылась в шелесте.

"Лошадь, не надо. 
Лошадь, послушайте - чего Вы думаете, 
Что Вы их всех плоше? 
Деточка, все мы немножко лошади, 
Каждый из нас по-своему лошадь".

             Может быть, - старая - /   И не нуждалась в няньке,   
             Может быть, и мысль ей моя казалась, пошла, 
             Только лошадь рванулась, 
             Встала на ноги,   /  Ржанула и пошла.
 
        Хвостом помахивала. 
        Рыжий ребенок.   /    Пришла веселая, 
        И стала в стойло.  /  И всё ей казалось - 
        Что она - жеребенок,/ И стоило жить,   
        И работать стоило.    / 1918 /

Вот так,  1918г., но ни грамма тоски, пессимизма  у В.Маяковского. Пессимизма,  которые заполонил лирические откровения наших слав-ных современников, лирических поэтов  начала  ХХI – го века.    

  ВСЕ МЫ НЕМНОГО ЛОШАДИ - бесспорно, удачная поэтическая на-ходка. И она подвигла автора сих строк на:
     Ма-а-а-ленькую зарисовку из жизни городского сквера с Белкой, которая как волшебное чудо уживается с нашей суматошной городской жизнью.            
                А  ЧТО  ЕСЛИ  ДОВЕРИТЬСЯ ЖИЗНИ ?

  Немолодая женщина гуляет в Нарымском сквере.
  Там сосны и птицы и всякая живность.
  Но только белка живая чудом попавшая сюда
  В самый центр сумасшедшего города

Рождает радость и счастье
            Своей живостью необычайной
            И хрупкостью и ранимостью.
А женщина второй десяток лет
  Вспоминает, как всё обломилось:
  Он ушёл к этой гулящей козе.
  Нет, не могу простить.               
                А что если довериться жизни?
          Скорбь Осени погладит тебя жёлтой ладошкой,
            Белка спрыгнет с сосны и попросит орешков,
             Дескать, сыпани мне чуток, тётЕнька, -
             Не скупись. Ведь и ты, и я, - все мы здесь миг.

                И глазом не успеем моргнуть, как …         
   Будем наблюдать эту Осеннюю желтизну из Вечности.
   Но гладить меня не надо, тяжёлая у тебя рука.
   Да-да-да. Ну, пока.   Пойду.
   Мне ещё к своим  успеть надо.

Современник В.Маяковского Алексей Кручёных остался в памяти со-временного читателя одной строкой:      Дыр бул щыл.

     Остальное поглотило время. Маяковский, конечно же, жив именно стихами, строками,       которые в нашей памяти.
     Эти строки мы время от времени вспоминаем. Это всё равно, что молитва для нас  с  тобой,  читатель.

           Всё  проходит, мой друг.
    Остаются  только молитвы  и  песни.

    А Ю.Визбор без всякого влияния В.Маяковского с симпати-ей пел про то, как «старый – старый пёс с глазами пилигрима / Закинет морду вверх при жёлтых фонарях»

 Ю. Визбор.     http://video.mail.ru/mail/slesarev5753/_myvideo/22.html

            А будет это так: заплачет ночь дискантом,
И pжавый ломкий лист зацепит за луну.
И белый-белый снег падет с небес десантом,
Чтоб чеpным гоpодам пpидать голубизну. ! 2 pаза

И тучи побегут, созвездьями гонимы,
Поднимем воpотник, как паpус декабpя.
И стаpый-стаpый пес с глазами пилигpима
Закинет моpду ввеpх пpи желтых фонаpях! 2 pаза.

Дpузья мои, дpузья, начать бы все с начала,
На влажных беpегах pазбить свои шатpы.
Валяться б на досках нагpетого пpичала,
И видеть, как дымят далекие костpы! 2 pаза

Еще пpидет зима - созвездие удачи,
И легкая лыжня помчится от двеpей.
И, может быть, тогда удастся нам иначе,
Иначе, чем теперь, пpожить остаток дней. ! 2 pаза

А будет это так: заплачет ночь дискантом,
И pжавый ломкий лист зацепит за луну.
И белый-белый снег падет с небес десантом,
Чтоб чеpным гоpодам пpидать голубизну! 2 pаза

Вот такая  последовательность в ряду тех живых
существ, к  которым «хорошее отношение»:

       Лошадь – Старый-старый пёс – Белка.

           Новосибирск. Л.Лисинкер. 27.05. 2013.
 
                Контакт:  lisinkerls@mail.ru


Рецензии
Анализируя, учиться поэтическому
мастерству у самых лучших
Мне было интересно... Спасибо.

***

Алла-Аэлита

Алла Богаева   11.01.2016 02:08     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.