Греки и римляне поклонялись богу денег Гермесу...

.


  Как бы парадоксально это ни звучало, но наша международная банковская система воспитана, как того требовало Второзаконие, на отрицании ростового процента, а ссылка на Исход XXII.25 во Второзаконии прямо говорит:

 «Если дашь деньги взаймы бедному из народа моего, то не притесняй его и не налагай на него роста», – т.е. не относись к должнику как ростовщик. Евреи рассеяния редко разрывали свои религиозные связи с Иерусалимом, где при достаточном богатстве, они ежегодно могли присутствовать на великих праздниках, и, будучи грамотными прихожанами синагоги, переписываться между собой на арамейском по различным деловым вопросам. Например, Симон Бен Матиас из Кирены мог доверять своему кузену, богобоязненному еврею Елиезеру Иоанану из Сиракуз принимать его расписки на любую сумму по соответствующему договору, заключенному несколькими годами ранее, и не начислять никаких процентов. При этом Симон мог отправлять Елиезеру товары из Кирены под честное слово в оговоренных пределах, а Елиезер на таких же условиях отправлял товары из Сиракуз. Оба получали прибыль под честное слово другого, и при этом денежный расчет между ними происходил один раз в несколько лет при выверке счетов в Иерусалиме. Вскоре неевреи воспользовались такой иудейской практикой и направляли товары на продажу в Сиракузы или Кирену, но при этом вынуждены были платить проценты, поскольку евреям не запрещалось взимать проценты с неевреев.

  В семнадцатом веке евреи-сефарды , бежавшие от инквизиции в кромвелевскую Англию, основали Сити. Христианские банкиры не могли доверять друг другу только на основе принадлежности к одной религии настолько, насколько доверяли друг другу евреи. И хотя протестанты могли петь псалмы Давида, прославлявшие честного человека, который не только не мздоимствовал и не лжесвидетельствовал, но и не ссужал деньги в рост, такой грех был характерен даже для христианских церквей. (Дело запутывалось пониманием слова «рост», которое церковники истолковывали как «вымогательский процент»; в иудейских текстах это слово в таком значении не встречается.)

  Греки и римляне поклонялись богу денег Гермесу, который одновременно был покровителем и воров, и дипломатов, и которого Гомер воспевал за то, что тот, будучи еще ребенком, сумел обмануть бога Аполлона, чем привел в восторг отца Зевса. Христианская церковь неодобрительно относилась к таким врожденным человеческим порокам, которые наказывались по закону, но которые невозможно было изжить. Однако растущее среди христиан неверие в рай, ад и теологические догматы способствовало возвращению Гермеса, которого я предпочитаю называть Мамона.


Рецензии