Я слушал осень золотую!

Посвящается поэтессе Людмиле Журавской, в день рождения!

Пояснение:

Работа продолжает цикл стихотворений - «Ранняя  лирика!». Обнаружена 03.12.1992г.  в  г. Самара, в семейном архиве поэта,  в папке - «поэмы», в разделе  “черновики”, в рукописном виде, в очень ветхом состоянии.   Датировано  октябрём 1970 года, Юнна – 15 лет (9 класс).  Написана на промокательной бумаге или салфетке,  карандашом. Выполнялась, видимо, на уроке пения т.к. на листе были  различимы нотные знаки. Фактически, текст представился в таком виде:

Я слушал осень золотую,
Её певучий ………. звук!
………..рящую, хмельную:
Ты …..бил ли, юный друг!?

Что и в ….сной…………..е,
…………………………синевы,
как грациозны………………..
…..дождей - последние грибы!

Обстановка. Резюме.
Самара, ранний октябрь, накануне наблюдались небольшие заморозки. Уже, немолодой лес, ожидающий главных перемен уходящего лета, после ночного дождя. Небо бледное, синева не выразительная. Полдень. Юнна с малышом-племянником. Ощущение звуков леса: нежного шелеста кроны деревьев, напевных арий пернатых солистов и красоты, цветовых изменений, лиственных “жителей” - представляло общее впечатление  величия  природного преобразования лесного дома. На опушке найдены грибы, которые грациозно стояли и как часовые,  наблюдали последние явления “летней поры” перед анабиозом и снежным нашествием.
В то время, первый - долгожданный снег  выпадал очень рано. В конце октября он уже не таял, а полноправно укрывал, всё живое, колючим одеялом, спасая от ранних морозных вьюг.

Анализ и процесс восстановления.
Реставрация, ритмически организованной речи –  работа непростая и требует определённых творческих интеллектуальных, и интуитивных навыков, и, немалых, поэтических способностей.
С первым катреном, при восстановлении 03.12.92г, проблем
практически не было. Певучим лесной звук мог быть, логически, только нежным, т.е. тонким и приятным. Мы собирали листву, а значит в 3 и 4 строке шло описание листвы - ….рящую, видимо изменённая форма слова падающую – парящую т. е листья падая, некоторое время держались в воздухе, наблюдался т.н. эффект парения! “Хмельную” – шатающуюся во время падения, пьянящую от наблюдения за этим чудным процессом – “листопадения!”.  ….бил – полюбил, но ребёнок не любит, а познаёт и оценивает окружающий мир, в данном случае – осенний лес! Поэтому: ты оценил ли, юный друг!

Второй катрен, учитывая ритм и классический стиль, взяв, в основу – базовые слова: в лесной, холодной (морозной!) синевы, грациозны,  последние грибы, был внимательно разобран и доработан. Основное время ушло на то, чтобы понять 1, 2 и, особенно, 3 строку. Во-первых: последние грибы были в каком-то лесном, причём, дневном одеянии – покрывале - полотне или лиственной рубашке. Выбор пал на сорочку, учитывая и выражение “сорочечное полотно” и, конечно, то же значение её, что и рубашки. Во-вторых: грациозны…..грибы – Почему, как так?  Что за несуразная новость? Мысли приходили разные, уже решался вопрос о замене слова, как проф.непригодного. Балерина, танцовщица, артистка, ель,  как струна, берёза с утончённой красотой, ладно ещё, а тут грибы? Даже, не поймёшь растение это или животное. Ещё Э. Фрис и Карл Линней занимались ими, но они биологи, изучающие микологию и царство таксонов.
А тут 15-летний Юнна выделяет их как элемент  золотой осени,
в природном «партере», самом земном, как последний штрих,
полнокровной флорной жизни, перед анабиозом. Иногда грибы и палкой-то отыскать трудно, грибники знают, а чтобы, отмытых ночными дождями, грациозно (изящно) стоящих – слушать и оценивать! Что это? Действительное явление – их стройность и красота или игривое лукавство молодого человека-фантазёра, пожелавшего показать, таким образом,  многообразие жителей лесного дома. Может быть, это попытка акцентировать изящество покоя предзимы, на примере грибов, как естественной изысканности природного дара и соразмерности вкуса творца. Наверно – всё это вместе и стало причиной  употребления юным поэтом этой метафоры. Данный анализ, наглядно показывает насколько трудная работа реставратора-поэта и это только своих творений, своего ритма мыслей и всего-то в 2-х катренах.
Удалось ли восстановить  чувственно-эмоциональное  состояние раннего Юнна и передать ту  атмосферу, осеннего октябрьского леса,  образца 1970 г.  – судить вам, дорогие и уважаемые  мои собратья по перу.  Итак,  дебют очередной работы Анатолия Юнна, в версии  1992 года.


Я слушал осень золотую!

Я слушал осень золотую,
Её певучий нежный звук!
Листву парящую, хмельную:
Ты оценил ли, юный друг?

Что и в лесной, дневной сорочке, 
Под свет холодной синевы,
как грациозны, после ночки
дождей - последние грибы!

                А. Юнна
                09.07.13г.


Рецензии
Анатолий, мне кажется, что переделывать старые стихи очень сложно, а, может быть, и не нужно, хотя мы это и делаем иногда.
Спасибо за стихи.
С уважением,

Нина Аксенова   07.08.2016 22:53     Заявить о нарушении
Нина, согласен.Спасибо.С уважением! Анатолий Юнна

Анатолий Юнна   08.08.2016 22:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 46 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.