Павел, который презирал стяжательство...
Фарисеи старались предотвратить обращение обнищавших евреев к иностранцам за ссудой под проценты, введя спасительную оговорку к закону (prosbul), которая позволяла заимодавцу требовать возвращения долга в любое время по его усмотрению до наступления «года прощения». Но эта введенная Хиллелем оговорка была недостаточной для того, чтобы бедные не становились еще беднее, а богатые еще богаче. Иисус хотел вновь придать Мамоне образ любви, противопоставляя великодушного хозяина, прощающего большой долг своему слуге, тому же слуге, который готов вцепиться в горло другому слуге из-за значительно меньшей суммы. Он также предупреждал своих учеников, чтобы они думали о том, чем будут питаться завтра, не больше, чем думают об этом птицы. Богатому молодому еврею, который скрупулезно исполнял закон и за это хотел быть уверенным в том, что его ожидает спасение, он сказал следующее: «Только одного тебе не хватает: продай всё, что у тебя есть, и раздай бедным». Нереальное предложение, поскольку честный юноша не мог не чувствовать перед собой ответственности за благополучие своих иждивенцев. Кроме того, швыряние золотом среди городского сброда могло вызвать вспышки насилия. Поэтому слова Иисуса следует понимать как ироничное порицание ханжества молодого человека или как просьбу о помощи, поскольку и он, и его ученики сами были нуждающимися бедняками.
Экономическая сторона их трехлетнего миссионерского странствования редко становилась предметом изучения теологами. Когда римские плохо оплачиваемые легионы захватили Малую Азию и Сирию, то, образно говоря, богачам пускали кровь, а с бедняков просто сдирали шкуру.
Повсюду встречались бандитизм, вымогательство и запустение. Стоимость жизни в протекторате Иудея и небольшом мононациональном государстве Галилея, вероятно, была слишком высокой. За все взимались отдельные налоги: за дом, землю, плодовые деревья, скот, повозки, рыбачьи лодки, продаваемую на рынке продукцию, соль… Кроме того, римляне ввели подушный налог, налог на пользование дорогами, а также налог на ввоз и вывоз продукции. Хуже того, сбор налогов был передоверен финансистам, которые, в свою очередь, отдали его на откуп подрядчикам, вынужденным покупать защиту у полиции. Большинство учеников были рабочими людьми, обремененными семьями. Если не считать подаяния, то во время странствий им приходилось выкладывать из своего кармана от трех до четырех тысяч фунтов стерлингов . Удивительно, но св. Лука среди тех, кто помогал ему деньгами, называет Сусанну, жену Хуза, главного финансиста при тетрархе (четверовластнике) Галилеи, которым был не кто иной, как Ирод Антипа, обезглавивший Иоанна Крестителя; человек, против которого направлял свои проповеди Иисус!
Действительно, коммунизм, в котором порицалось богатство, был отмечен в первых главах Деяний, но быстро потерял практическое значение и пришел к концу, несмотря на серьезное предупреждение верующим, когда Анания и Сапфира (Деян. 5: 1-11) приняли смерть как наказание за свои капиталистические устремления. Паулинисты , не признавая Иерусалимскую церковь, во главе которой стоял Св. Иаков, и отказывая в праве на существование ритуальному иудаизму, указывали на утверждение Иисуса о том, что Моисеево законодательство при всем его фарисейском толковании будет существовать до тех пор, пока не исполнятся все пророчества. Они считали, что все пророчества уже исполнились в момент Воскресения и что Закон не имеет силы над теми, кто верует в божественную природу Иисуса. Поэтому церковь может сама решать все религиозные вопросы от Его имени и допускать богатых в рай, расширив пресловутое игольное ушко. В результате христианская монетарная этика вскоре вошла в полное соответствие с этикой греко-римского мира, ключевыми словами которого были: caveat emptor и sine sponsione nihil, т.е. «нет займа без залога»! Однако слова их Господа, – пусть даже и измененные и сохранившиеся в толковании неиудейских редакторов, – имеются в Евангелиях и часто воспринимаются протестантскими и католическими мистиками буквально, т.е. в том значении, которое им придавал Иисус.
Павел, который презирал стяжательство, считая, что деньги лежат в основе любого зла, вдруг обнаружил, что его современники-христиане обвиняют его именно в этом грехе. В Послании к Коринфянам он оправдывает свои расходы, передавая святым отцам иерусалимским лишь часть средств, собираемых для них азиатскими церквями. В частности, он пишет: «У меня есть право на достойный внешний вид» . Указанные Азиатские церкви не были коммунистическими , но иерусалимские святые отцы до сих пор пользовались общими ресурсами, проводя все свое время в молитвах и проповедях, несмотря на то, что фарисеи считали, что даже деятельность законников считается трудом и что трудиться нужно шесть дней в неделю. Деньги от Павла им были нужны не только для того, чтобы покрывать расходы, связанные с профессией, но и для поддержания своих «вдов», т.е. жен, которых они игнорировали, «сделав из себя евнухов во славу Божию».
Свидетельство о публикации №113070903253