подарки...

  В использовании коллективного труда первобытный человек пошел значительно дальше, чем обезьяны, черпая примеры даже из жизни насекомых: В Притчах ленивца отправляют к муравью (а в оригинале также и к пчеле), чтобы тот посмотрел на действия его и набрался мудрости (Прит. 6, 6-8). Пчела – это хорошо известная метафора, за которой в матриархальных обществах стояла царица-мать. Антропологи отмечали наличие скопированного у насекомых первобытного коммунизма среди аборигенов Австралии и жителей Огненной Земли, которые не имели ни малейшего представления о частной собственности, и вся без исключения пища и добыча в таком племени подлежала дележу между всеми его членами. Каждый в племени ощущал свою принадлежность к нему, благодаря взаимному доверию и, – что более важно, – общему недоверию и даже враждебному отношению к любому чужаку. При этом, как отмечают этнографы-практики, такое чувство принадлежности не исключало антипатий, возникающих между отдельными членами племени.

Повсеместно выражающие симпатию подарки – это метафора, обозначающая родовые союзы: каждый род соглашается предоставлять другому роду конкретный продукт или продукты. Такой натуральный обмен закреплялся перекрестными браками, укреплявшими гармоничную взаимозависимость родов. Пока мы не покидали ареал любовных отношений, но с того момента, когда дары начинали превышать естественные потребности и происходило их благополучное накопление, создавались условия, благоприятные для заключения межплеменных многосторонних договоров. Так возникали племена-торговцы, которые стремились избавиться от товарных излишков, сбывая их чужакам. Наконец, торговля обрела упорядоченный характер, благодаря введению мер и весов. При этом металл в виде слитков стал привлекаться как универсальная среда для купли-продажи. Так материнская любовь и ухаживание расширились на основе метафоры до включения таких понятий как принадлежность племени, дружба между племенами, и способствовали развитию деловых и торговых отношений между субъектами, не имеющими родственных связей. Если бы только этим исчерпывалась история денег, то каким бы прекрасным мог стать наш мир и какой бы простой наукой была экономика!

Но на этом этапе мы сталкиваемся с неожиданным неудобством, связанным с противоестественным понятием отцовства и появлением богов мужского пола в религии, где до этого безраздельно господствовала Богиня. У многих биологических видов родитель является второстепенной фигурой, часто не брезгующий поеданием своих отпрысков и никогда не участвующий в воспитании тех, кто все-таки выжил. У птиц самец порой проявляет семейные чувства и участвует в строительстве гнезда: самец трогательной гаги, выщипывающей у себя перья, чтобы выстлать ими гнездо, может расстаться с какой-то второстепенной частью своего плюмажа, чтобы сохранить кладку во время арктической весны, если теплую подстилку украли другие птицы. Однако самец кукушки – птичий образ, который принял Отец Зевс, чтобы соблазнить богиню Геру и заполучить верховную власть – никогда не оскорбит себя никакой работой.


Рецензии