Слово о поэтах и поэзии
в Красноярске.
Протоиерей Г. Фаст
Поэты – люди творческие. Творец, по-гречески «поэт» или «пиит», как и говорили у нас в старину. Так же звучит у греков и слово «поэт» в смысле «стихотворец». В нашем Символе веры, который составлялся у греков, там, где говорится о Боге-Отце, Творце неба и земли, так и сказано: «Поэт неба и земли». И первая строчка Библии «Вначале сотворил Бог небо и землю» - у греков с тем же словом. По-русски от слова «поэт» невозможно произвести глагол, а по-гречески можно. Вот у греков и стоит такой глагол «эпиисен». Бог Творец – это, в греческом восприятии, Поэт. И мир этот, небо и землю, Он не «сделал» - это напоминало бы мастерскую и мастера, ремесленника – а именно «епиисен», небо и земля появились именно так, как у поэтов рождаются стихи, или, лучше, небо и земля – это поэма Божия.
Небо и земля у нас называются «мирозданием» - термин строительный, тут невольно всплывают в сознании сваи, бетон, кран, кирпичи. Сооружается здание. А у греков? У греков небо и земля – это «космос», что значит, «красота». Это слово от «cosmeo» - «украшать», отсюда и русское «косметика». Небо и земля – это украшение, красота Бога, красота Творца, Поэта неба и земли.
Кстати, на малом входе на вечерне под воскресенье диакон возглашает прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Лепота, или красота по-славянски, это и есть небо и земля, творение, в которое облекся как в прекрасную одежду Господь, Поэт неба и земли.
Удивителен древнегреческий гений, породивший такие слова. А как здороваются греки! Мы, приветствуя, желаем человеку здоровья, говорим: «здравствуй!». Это хорошо, но это есть, что есть – здоровье. Евреи и арабы желают мира, они приветствуют словом «шалом», или «салам», означающим «мир». А греки? Они говорят: (хайре), что значит «радуйся». Грек желает радости! Для него главное не здоровье, даже не мир, а радость. Кто-нибудь скажет: эка безделушка – радость. Вот эта безделушка и есть главное греческое сокровище. Во времена жизни Спасителя греческая речь была весьма распространена в Иудее. Поэтому, когда мы читаем в Евангелии это слово, то оно не просто означает пожелание радости, а есть именно приветствие, как у нас «здравствуйте». Так на Благовещение Ангел Гавриил говорит Деве Марии: «Радуйся, Благодатная!» Это значило бы по-русски «Здравствуй, Благодатная!»
Радуйся красоте Божией! Вот - поэзия.
Зачем на стол ставят вино? Для утоления голода есть хлеб и прочее, для утоления жажды – вода и разные напитки. Зачем вино? По делу как бы и ни зачем. «Вино, - сказано у псалмопевца, - веселит сердце человека». Вино – для радости и веселия.
Проза – хлеб, без нее никуда, душа с голоду умрет. Поэзия – вино, без поэзии вроде и обойтись можно. Но как скучно, как серо! Поэзия – вино души. Уточню: радость от поэзии – это не обязательно смех, веселие, это не обязательно тогда, когда смешно. Да, поэзия, как известно, большей частью грустна. Хороших веселых стихов мало, все больше печальные. Так вот, радость поэзии – это не смех, это часто именно ее печаль и есть. Печалится душа, стих льется из сердца – вот это и есть радость и красота поэзии.
Много мы похвалили греков. А что у евреев, что в богооткровенном тексте Писания? Там тоже очень интересное слово. «Сотворил», по-еврейски (бара) – слово вроде бы не очень поэтичное. Но, что оно значит? Оно значит «дать бытие из ничего». Это и есть сотворить. Делать из чего-то – это ремесло. Давать начало тому, чего не было – это творчество. В собственном смысле Творец только один – Бог, Поэт неба и земли. Только Он в абсолютном смысле может давать бытие не существующему, т. е. творить, бара. В шестоднев Бог много создал и производил (мастерство и производство), но только трижды творил. Троекратное Божественное бара – первый раз дал из ничего бытие небу и земле, космосу, явил Себя Поэтом, второй раз – дал бытие душе живой, дал жизнь, третий раз – сотворил человека, дал бытие духу человеческому, тварному духу. Дух, душа и тело в человеке – три ступени, на каждую новую можно ступить только через Божественное «бара». Итак, «бара» - определение поэзии, поэзия – это творить из ничего. Бог – Творец, Поэт, а мы созданы по Его образу и стали причастны поэзии, творческому началу. У нас потрясающая возможность – творить, быть поэтом, давать бытие из ничего.
Что это за дар поэзии? Кто такие поэты?
Я с детства видел много разных собраний сочинений. В кабинете всякого начальника имелось пятьдесят с лишним томов сочинений великого вождя. Есть научные, художественные сочинения. И как я был поражен, когда в студенчестве в библиотеке Томского университета я впервые увидел и взял в руки «творения иже во святых отца нашего…». Разных отцов, но у всех – творения. Так все, что я до сих пор кроме Библии читал? Это были сочинения, а вот – творения! Это глубоко поразило. Два дела – сочинять и творить. Сочинять – это от своего ума, творить – это в Духе Святом. Это свыше. Ну, с сочинителями и святыми отцами понятно, а что делают поэты? Сочиняют или творят?
Известно. Что есть стихотворцы (или, уничижительно, стихоплеты), и есть поэты. Первые имеют чувство рифмы и ритма и могут слагать стихи. Я встречал людей, которые могли складно говорить в обычной речи. Это простое стихотворство. В этом нет никакой поэзии, просто складная речь. Я знал одного старичка, который слагал стихи, сам он о себе говорил, что он не поэт, а просто рифмованно писал, он это понимал. Так вот, этот человек описал в стихах (много сотен куплетов) всю свою долгую жизнь. Хорошее произведение, интересное, но это не поэзия. ПОЭТ НЕ СОЧИНЯЕТ, ПОЭТ ПИШЕТ ПО НАИТИЮ. СТИХ ПРИХОДИТ, ПОЭТ ДОЛЖЕН ЕГО УСЛЫШАТЬ, ВНЯТЬ ЛИРЕ СВОЕЙ И ЗАПИСАТЬ.
Всякий поэт подобен струне музыкального инструмента. Сама по себе она не звучит, музыки от нее никакой, она – ничто, просто металл. Играть же на этой струне могут разные музыканты. Один извлечет прекрасную мелодию, другой – ужасную. Дорогие поэты, будьте внимательны, замечайте, кто играет на струнах вашей поэтической музы. Ведь это могут быть и темные демоны, и светлые ангелы. Стих не ваш – вы только лишь струны. Пусть извлекают из нее звуки только светлые духи от Бога!
Пусть ваша поэзия будет лирой Божией. Божье вам благословение!
М.Росс
Тихо-тихо, за влажным туманом
На дороги спускается мгла.
И становится ночь океаном,
Затопляя окрестность села.
И покажется: будто в ковчеге
В этом доме мы – в мире – одни,
И для нас лишь в огромнейшем небе
Зажжены золотые огни.
И глядим мы смиренно и долго,
Будто там, за далекой звездой,
Мы видны на раскрытой ладони,
На округлой ладони земной.
Свидетельство о публикации №113070806084
С уважением, Сергей.
Сергей Кислицын 15.07.2014 17:26 Заявить о нарушении