Душа и небо Тамары Курдиной
Я поняла! Ты – Совесть! Ты со мной!
Не оставляй меня, прими мой вздох последний!
Прости за все ошибки, Ангел мой,
Души моей хранитель и посредник!
Что такое Душа? - Совесть? Искренность? Любовь? Это умение прощать, но помнить. Это желание дарить ближнему тепло, а дальнему – сочувствие. Это возможность помогать людям, не щадя своего сердца. Это – Дар. Не зря говорят про отзывчивого человека – у него добрая душа, про щедрого - широкая душа. Про талантливого человека - что у него душа - Божий Дар.
6 июля 2013 года в музее Анны Ахматовой состоялась встреча с таким человеком, поэтом Тамарой Павловной Курдиной. Скромная, стеснительная, но очень отзывчивая, она редко выступает, и для многих любителей поэзии её имя незнакомо.
Впервые звучали её голос в музее Анны Ахматовой. Геннадий Степанович Арефьев написал тринадцать песен на стихи Тамары Павловны – это «Отвергнутая любовь», «Кража?»,
«Ночь в Троицком», «Весна в Чимгане», «Прости», «Бричмулла», «Карнавальная почта», «Ты спросил», «Отрывок из письма», «Реквием», «Прощение», «Подарок».
В декабре 2012 года в Русской Гостиной в рамках проводимого мной проекта «Мы любим Ваши имена…», посвящённого ташкентским поэтам, стихи Тамары Павловны прозвучали так же в сопровождении Геннадия Арефьева, но автора не было на вечере. В этот же раз Тамара Курдина не только видела этот музыкально-поэтический спектакль, но и приняла в нём участие.
Программа вечера была составлена в виде диалога Тамары и друга её детства Льва Бена. Они словно рассказывали о своём детстве, юности, проблемах в личной жизни, говорили друг другу слова признаний, прощаний, прощений.
Благослови, Петрарка, мой сонет
В благую память о твоей Лауре –
Я строю храм любви своей Тамаре,
Которой в мире повторенья нет.
(Лев Бен)
Детство моё глазастое,
Пушистых ресниц веера.
Сказок пора прекрасная –
Наша с тобой пора…
…забота моя и забава
Ты первая кукла моя.
Маленькой будущей женщины
Беспомощное дитя.
(Т.Курдина)
Шаг за шагом, слово за словом, песня за песней открывали зрителям потаённые уголки души поэта:
Те же улицы, та же планета,
те же звёзды, та же луна,
только с кем-то любимый мой где-то,
только с кем-то гуляю и я.
Кто-то обнял меня за плечи,
кто-то шепчет, смотрит в глаза.
Только мне не нужны его речи,
Только как мне об этом сказать?..
(Т.Курдина)
И тихим эхом:
Я в день рожденья моего
хочу в подарок от Судьбы
твою улыбку – не цветы,
не драгоценность – ничего,
одну улыбку лишь твою
я у Судьбы себе молю…
(Л.Бен)
Удивительно звучали песни в исполнении Геннадия Арефьева, ведь стихи поэта порой очень женские, с болью потерь и переживаний. И от этого они в мужском звучании ещё глубже погружали зрителя в эту гамму чувств, мыслей и ситуаций.
Т.
Опять апрель, опять мы в отдаленье…
Л.
Опять, опять в мои приходишь сны…
Т.
… и в этот день точь-в-точь как в прошлый год:
Весенний дождь, тоскливое томленье,
Лишь на окне букета нет цветов.
Я их не приготовила, нет нужды
Лежать им здесь, забытым на окне.
Зачем им вянуть, словно наша дружба?
Ведь знаешь ты – я не приду к тебе…
Я не приду к тебе, и пусть порою
Мне грусть и сожаленье давят грудь,
Спасительною сладкою слезою
Нам нашей дружбы детской не вернуть.
Наверное, не надо разъяснений…
Л.
Опять, опять в мои приходишь сны…
И счастьем ожидания карая,
Вновь исчезаешь в отсветах Луны,
У самого мучительного края.
Постой, лишь на мгновенье задержись:
Т.
Я вслед тебе, остановясь, смотрю…
Л.
Дай прикоснуться к тайне лишь однажды,
Ведь ты не знаешь – угасает жизнь
От вызванной тобою жажды.
Прости. Поверь в нелепые слова
Нет ничего мучительней боязни,
Что ты забудешь о своих правах,
И не придёшь для повторенья казни.
Ты вновь загадочна, желанна и чиста,
Как весть из неизвестности Вселенной.
И верю, верю – вечны и нетленны
Гармония, Любовь и Красота!
Т.
За верность Правде и тепло общенья,
За всё тебя, мой Бен, благодарю…
Л.
Вопрос извечный мучает меня
Что есть Любовь? И где её начало?
И за каким воинственным забралом
Могу укрыться от её меча?
Она в ответ взяла твоё обличье
И вдруг, не протестуя, не ропща,
Не требуя ответного пароля,
Я отдаюсь её рука без боя,
В пыли свой гонор за собой влача…
Из автобиографии:
«В конце 20-х, начале 30-х годов служили в знаменитой в те годы дивизии им. Фрунзе четверо друзей-побратимов: прибалтиец Вальтер Михельсон, киевлянин Самуил Бен, петербуржец Александр Доларм и южанин Павел Курдин. Сослуживцы называли их «интернациональной обоймой» или просто «обоймой»…
…в декабре 1934 года у Курдиных родилась дочь – Тамара, а у Бенов в апреле 1935 года сын – Лев…
…»Возьми Леля за ручку!» - я всегда чувствовала себя его старшей сестрой…
…к сожалению, я никогда не видела в этом преданном мне человеке своего избранника…
…но случилось страшное… диагноз: обширный инфаркт миокарда..
…обширный инфаркт – раньше это называлось иначе – РАЗРЫВ СЕРДЦА…»
Тамара Павловна Курдина автор семи сборников стихов : «Осколки эха», «Прикосновения», «Лирика разных лет», «Три возраста любви», «Золотое сечение», «Неспящая муза» и «Душа и небо», который увидел свет несколько дней назад.
КАДЕНЦИЯ («Душа и небо»)
Ну вот и всё. Ко мне стучится Время
Своей неутолимою клюкой…
Пора. Пора стряхнуть с себя, как бремя
Метанья Жизни: впереди Покой…
Я оставляю людям свой наказ:
Не осквернять души своей безмерной
Обидой, местью, злобой напоказ –
Ведь тело – бренно, а душа – бессмертна!
По очереди каждому из вас
Смотрю в глаза, душой любя и плача,
Как будто вижу вас в последний раз,
Шепча вам вслед: «Желаю всем удачи!»
Стихи мои я тихо отпущу –
Пусть над Землёй фантомами парят,
Ну а пока я с ними не прощусь –
Перечитаю их, благодаря.
А волны Времени, сметая как балласт,
С лица Земли людей и города,
Вновь намывают новой жизни пласт,
Меняя лица, судьбы и года…
Потомок мой! Коль хочешь ты услышать
Негромкий голос предка своего –
Ищи меня по шумным коридорам
Усталого столетья моего…
Организовали и провели вечер: Геннадий Степанович Арефьев, Алина Денисова и я, ваша покорная …
Светлана Клокотова, поэт.
**************************************
Тамара Павловна Курдина
МОЙ ФАЙНБЕРГ
А-х, как легко дышится! Я стою на берегу речки с очень высокими берегами, вода глубоко внизу бормочет что-то своё. Лес. С берега на берег переброшено толстое бревно. Не могу для себя решить – хватит ли смелости на него ступить, чтобы перебраться на тот берег. Но знаю твёрдо – мне зачем-то туда нужно…
– Томка! – такой знакомый хрипловатый басок – напротив меня, на том берегу, стоит в расстёгнутой голубой рубашке, от которой ещё ярче голубеют глаза – Файнберг! Господи! Он пытается мне что-то сказать, но я радостно кричу ему
– Я перейду, подождите, я сейчас!
Лицо его вдруг становится сердитым и он зло замахивается на меня, а я рвусь встать на бревно. Он что-то сердито кричит мне, топает, резко режет воздух рукой и поворачиваясь спиной, уходит, хватаясь за прибрежные кусты… проснулась я со всхлипами и мокрым от слёз лицом. Сон… Что он хотел сказать? Кому что-то передать? Почему он не пустил меня на свой берег?..
Такой яркий, какой-то вещий сон. Но почему Файнберг – я могу себе объяснить: наверное всем знакома эта мысль, что у каждого из нас есть свой Пушкин, Лермонтов, свой Файнберг, потому что каждый поэт, у разных людей, затрагивает разные струны души – кому что больней и ближе.
Судьба наградила меня коротким общением с двумя известными поэтами. Один был старше меня, другой младше. Это Владимир Александрович Липко и Александр Аркадьевич Файнберг. Оба оставили мне по наказу:
Липко: – «Учитывая склад Вашего характера, скажу Вам на будущее: не рвитесь в поэты-профессионалы. Пусть Ваш дар будет Вашим хобби, потому что несмотря на высокую духовность – это жестокий мир. Он может сломать».
А Файнберг – был короткий период, счастливый для меня, когда он звонил мне восемь раз подряд, оправдываясь тем, что ему нужно «свежее ухо», читал свои стихи по 20-30 минут, ранние и зрелые. Однажды одно стихотворение мне особенно понравилось и он пробасил:
– Понравилось? Дарю.
– Тогда на бис, - ответила я. Я нашла это стихотворение в сборнике «Невод» за 1987 год. Пусть на словах – подарил наказ:
Будь гением, в семь пядей лоб имея
Но ни к кому не рвись в учителя.
Всегда найдётся тот, кто поумнее
И кто погениальнее тебя.
Над кем бы не смеялся ты во славе,
Успехом избалован и судьбой,
Всегда найдётся тот, кто будет вправе
Спокойно усмехнуться над тобой.
А коль для всех ты установишь меру
Всему вокруг по личному уму,
Не сетуй на щелчок закономерный
По задранному носу твоему.
А предыстория нашего короткого общения такова: в аннотации одного из его ранних сборников я прочла, что он закончил Ташкентский топографический техникум. Сопоставив года моей и его учёбы я поняла, что когда я заканчивала последний, выпускной курс техникума, он заканчивал 1-й курс того же техникума. На эту тему я написала стихотворение «Напоминанье». Уже будучи членом ЛТО «Данко», я предвидела, что рано или поздно мы встретимся. Я написала посвящение ему и робко напомнила в приписке о годах нашей юности и что все годы следила за его публикациями. Координат своих я не указала, только упомянула об ЛТО «Данко». И вот свершилось – на концерте поэта Николая Ильина, в музее Есенина, чета Файнбергов, начисто отвлекла меня от читающего на сцене поэта. Вечер поэта Ильина закончился и я, попросив прощения у Инны Глебовны, протянула конверт со словами: «В этом конверте моё объяснение в любви к моему любимому поэту. Ещё раз простите». И скользнула к выходу, корчась от стыда, долго вспоминала полуиспуганное, недоумённое выражение его лица. Через несколько дней он позвонил: «Чёрт возьми, изматерился, пока нашёл Ваш телефон. Что, не могла черкнуть?! Спасибо Вам за напоминание о нашей юности. Всегда приятно вспомнить младые годы. Я так понял, что Вы тоже пишите? Я даю трубку Инне Глебовне – договоритесь где встретиться, передай мне то, что считаешь нужным. Хочу ознакомиться. И потом – уж коли мы однокашники – давай на ты. Мне так проще».
Стою у телефона, сын подвигает мне стул, но я отвечаю стоя : «Говорите мне как Вам проще, но несмотря на то, что я старше Вас – никогда не смогу Вам сказать ты».
Во время одной из восьми наших телефонных бесед, я уже прощаясь сказала ему: «Спасибо Вам за « Подкову!». В ответ: «Оппа! Хочу Вам сказать только – этот случай был на самом деле.
– Я верю.
Помолчал, потом: «Я не шучу, это было, как написано»
– Я верю, верю.
Молчание, потом удовлетворённо, с твёрдой интонацией:
– Свой человек!
2 февраля 2005 года, с утра, Инна Глебовна позвонила:
– Быстро к газетному киоску! В сегодняшней газете «Правда Востока» ваша публикация.
У меня дух захватило восемь стихотворений Тамары Курдиной с аннотацией Александра Файнберга!
Благодарю по телефону, в ответ спокойно:
– Это самое малое, что я могу сделать в благодарность за подаренное мне «Напоминанье». И самое главное – в аннотации я не переступил через себя. Написал, что думал».
Вот от – Поэт и человек, каким я его узнала – прост как правда и при этом его поэзия – как острая приправа к пресной похлёбке жизни. Я питаю к Поэту любовь и благодарность за то, что он был и есть навсегда.
Мой Файнберг – это «Вольные сонеты», «Подкова», «Поэзия и проза», « Среди литературной черни», это «Шекспир», «Во всём виноватый», «Дине Рубинной»… нет, бесполезно – всего его не перечислить – весь Файнберг – МОЙ, весь до последнего его часа и начавшегося бессмертия Поэта!..
Стихотворения Т.Курдиной в разные годы посвящённые А. Файнбергу
НАПОМИНАНИЕ
Возможно, нехотя, запомнился тебе
Одноэтажный дом на Шахризябской:
Аудиторий пыльный неуют,
Где кадры типографии куёт
Тот коллектив учителей неброский –
Сергей Евгеньич, строгий математик.
Богоявленская, как ангелок бесплотный,
Балакиревой нежные черты,
И в коридоре, длинном как проклятье –
С конспектами в руках проходишь ты.
Букеты страшно бесконечных формул –
Они уму совсем не дарят фору!
Преградой словно цементным забором,
В который тщетно, больно льёшься ты…
О геодезии бесцветные цветы!
Любимый наш куратор Зейгермахер
Стоит столбом на боевом посту,
Грозя рукой в неистовом замахе:
«Сбегите только, я вам покажу!»
Ну что ж, на лекции смиренно посижу,
Конспекты на столе я разложу,
В которых вместо формул – эпиграммы,
О содержании которых не скажу…
И наконец-то год наш выпускной –
Наш тыща девятьсот пятьдесят пятый!
Не ожидала я, что в старости больной,
Я буду тосковать о том проклятом,
На Шахризябской, доме проходном!
И сорок лет, любя свою работу,
Я не стихами, цифрами играя,
С улыбкой вспоминаю ту зевоту
Над формулами без конца и края…
А Файеберг Саша всё же убежал
На зов олений своего призванья,
От геодезии, от формул, от сознанья,
Что дом на Шахризябской где-то был…
***
ПРИХОДИТ ПОРА ЗОЛОТОГО ПЕРА
Потерянно кличет и плачет душа,
И мечется где-то за зовом спеша
Стеснённое сердце так остро болит
А голос из прошлого нежно звенит:
« Любимая, осень стоит у двора.
Стоит, осыпается, завтра над ней
Проплачет последний косяк журавлей».
Ах осень пришла? Значит скоро зима
Расстелет неспешно на землю снега.
И будет нам сон навевать, а пока
В дождях проливных пусть плывут города
Пусть старости нашей на память придут
Творенья из-под золотого пера,
Стихи о любви, и о горе разлук,
И о расставании любящих рук.
За окнами действо творит листопад.
Итоги, итоги, пришла вам пора –
Любимая, осень стоит у двора…
***
В остроге быта наших трудных дней,
И в кандалах свирепой редактуры,
И совести своей прокуратуры,
В тисках ума изысканных затей –
Поэзия – свободная стихия!
Избрав своих Пророков, их любя,
Пытает искушением тщеславья
И изнурением безвестного труда.
Поэзия – крылатая Психея –
Нам дарит радость самовыраженья:
И в нас поёт не стих – сама стихия
Фанфарами святого вдохновенья!
****
Теперь же стон мне разрывает горло.
На мозг, штормя, накатывает ритм,
Которому я, следуя покорно
Бросаюсь в поэтический экстрим:
Ведь после высшей меры пресеченья,
Мне муза, дар Поэзии вернув,
Велели: «Пой, отбросив все сомненья,
Души и Лиры струны натянув!»
Пусть тихий голос твой не заглушает
Прибрежной гальки громкое шуршанье –
Не уставай Любовь и Вольность петь!
Над океаном прожитых столетий
Пусть песнь твою подхватит вольный ветер,
Как древний клич – «Свобода или Смерть!»
Фото из Интернета
Свидетельство о публикации №113070804884