Другой мир...
Оправившись от своего состояния я направился к девушке, доставая на ходу бумажник. Я вытащил самую большую купюру, из тех что были у меня. Я протянул купюру ей, но понимая что она не видит, вложил в открытую ладонь. Девушка взяла купюру левой рукой, правой провела по ней:
- О! Двести гривен мне ещё не давали! - в её голосе однако чувствовалась какая-то весёлость.
- Возьмите - она протянула купюру обратно - Мне не нужны деньги.
Я был растерян:
- Но Вы же...............
Она улыбнулась:
- Нет, нет! Я не прошу милостыню. Я просто подставила ладони Солнцу! Я разговариваю с ним.
Я машинально засунул деньги в карман. Я смотрел на её красивое лицо и в моей голове бушевал ураган мыслей.
- Извините - сказал я, не найдя других слов.
- Сегодня удивительно голубое небо - сказала она.
Я был удивлён:
- Но как Вы..........
Она снова заулыбалась:
- Я чувствую, что небо сегодня голубое — по особой ласковости и струящейся теплоте воздуха, по более веселому быстротающему звуку голосов. Солнце я люблю, ловлю его лицом, перекатываю по коже. Воздух при солнце настаивается и густеет.
Мы стояли рядом, глядя на Солнце. Мысли утихли. Я попробовал ощутить то, что чувствовала она. Это удалось. Поразительное, новое чувство пронзило меня.
- А идёмте ко мне - попьём чаю. У Вас в сумке лежит свежее печенье. А у меня есть хороший чай!
Я снова был озадачен:
- А как Вы знаете про сумку и про печенье?
Она снова засмеялась. У неё была замечательная улыбка. Хитро прищурившись она сказала:
- Вы всё время поправляете ремешок сумки. Ну тот, который через плечо. Ну а печенье просто чудесно пахнет.
Действительно - всё оказалось просто. Вот только я никак не мог слепить вместе эту простоту и эту слепоту.
- Нам, зрячим, кажется что слепота это как смертельный приговор! Но я смотрю на Вас и не чувствую никакой обречённости.
Солнце снова зашло за тучку. Она повторила приглашение. На мой вопрос по поводу приглашения незнакомца, я получил такой ответ:
- Нет я не боюсь. У Вас такой голос. Он не может пренадлежать плохому человеку.
И мы пошли пить чай. Жила она не далеко. Жила вместе с родителями. Родители наверное привыкли к таким гостям как я - небыло даже тени удивления.
Родители показали мне её стихи и её картины. Долго рассказывали как она рисует. Всё это было для меня совершенно невероятно.
Квартира была двухкомнатной. Пить чай сели в большей комнате. Юля - так звали девушку - отвечала на десятки моих вопросов.
- Понимаете - мы живём в другом мире. Вы привыкли видить глазами. Понятия ЦВЕТ, РАССТОЯНИЕ для Вас означают определённые вещи. Для слепых нет. Зеркало для слепого - холодная и гладкая поверхность. Я не знаю как выгляжу сама. Чтоб узнать мне надо потрогать себя руками.
В этот день я узнал многое......................
Мы говорим: «На той горе стоит наш дом!». Для слепого от рождения человека «видеть» дом на горе — это долгий путь, который он проходит, немного наклонившись вперед, по дороге, что ведет к дому. Чем тяжелее и длиннее по времени дорога — тем для него выше гора и дальше дом. И не понимает он, как можно увидеть высокую гору, не поднявшись на неё. Или как можно узнать, что идет человек, не слыша его шагов или голоса.
Слепой не ощущает тьмы непосредственно и вовсе не чувствует себя погруженным во мрак. Слепота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого человека и ощущается им лишь опосредованно, вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта. С помощью слуха слепой от рождения человек получает самую большую по объему информацию о мире. Живя, он не обращает внимания на формы, но может узнать знакомого по шагам, по звукам его голоса. Он узнает о том, с чем ему предстоит иметь дело с помощью звуков.
Пример. Напротив слепого остановился человек. С помощью слуха он определяет, что тот сел на стул, устроился на нем удобнее, вздохнул, переставил ноги. Вот он слышит, как сидящий стал наливать воду в стакан: о его наполненности слепой узнает по звуку переливаемой жидкости.
У него поразительно развита память на звуки; лица не представляют для нас большего разнообразия, чем для него голоса. Он находит в голосах бесконечное множество оттенков, ускользающих от нас, потому что наблюдение их не представляет для нас такого интереса, как для слепого. И каждый звук, каждая интонация для него имеет огромное значение! Слепорожденный знаком с предметами лишь благодаря осязанию. Со слов других людей он знает, что при помощи зрения можно знать предметы так, как он их знает при помощи осязания, — по крайней мере, только такое представление о зрении он может себе составить.
Трогая руками предметы, он не может представить, как они выглядят — он может только понять, мягкое это или колючее, сухое или мокрое. С помощью пальцев он отмечает все неровности предмета, шероховатости, запоминает их. Потому среди всех чашек чайного сервиза он безошибочно определяет свою.
Гладкость тел представляет для него ничуть не меньше оттенков, чем звук голоса. Он очень ценит у других людей красоту кожи, дородность, упругость тела, хорошее сложение, нежность дыхания, прелесть голоса и произношения. Мир слепого с рождения человека состоит из звуков, запахов и намеков на очертания. Не подходя к букету, не трогая его руками, слепой может по запаху определить, из каких цветов он составлен. Запах дает название цветам: розой он называет запах розы, ромашкой – запах ромашки.
Сидя за обеденным столом, слепорожденный может точно сказать, какие перед ним блюда: его обоняние развито так же исключительно, как и его слух, как и его осязание. Благодаря тому, что слепым трудно отыскивать затерявшиеся вещи, они становятся друзьями порядка, и, зачастую, их близкие обладают тем же качеством.
У слепого человека чрезвычайно сильно развита память. Например, не имея возможности отличить один йогурт от другого, как это сделали бы мы по этикетке, он дает ему свое название согласно месту йогурта в холодильнике относительно других предметов: «второй слева». Запахи, звуки заполняют его мир и располагаются знакомыми картинами на экране памяти: комнаты, люди, сад; труднее — улица, то есть ряд шумов и препятствий. Слепорожденный видит при помощи кожи. Эта оболочка обладает у него исключительной чувствительностью, Слепой судит о близости огня по степени теплоты; о соседстве тел — по действию воздуха на его лицо. Он так чувствителен к малейшим переменам в атмосфере, что может отличить улицу от тупика. Приближение к двери он определяет по возникшему сквозняку, запаху дерева.
Некоторые слепые люди научаются ориентироваться с помощью эхолокации, издавая щелкающие звуки и прислушиваясь к эхо. Исследование показало, что в это время у них активизировалась часть мозга, которая активизируется у зрячих людей, когда они на что-то смотрят. Аналогичный способ используют для ориентирования летучие мыши и дельфины. Сны слепых людей — это результат того, как на них влияет окружающая среда. Так же, как и у зрячих людей, во сне ум слепых перерабатывает впечатления, полученные при бодрствовании, их фантазии, поэтому сны слепых содержат слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные образы — так же, как у них это происходит при бодрствовании.
У слепорожденных состояние падения или невесомости во сне переживается как кошмар, что идентично соответствующему проявление в бодрствовании. В своих сновидениях слепорожденные никогда не воспринимают себя другим человеком.
Я уходил в глубокой задумчивости - Этот другой мир, в котором жила моя новая знакомая, поразил меня до глубины души.......................
«Если когда-нибудь какой-нибудь слепой от рождения философ создаст, в подражание Декарту, человека, то осмелюсь вас уверить, что он поместит душу его на концах пальцев, ибо оттуда исходят все его основные ощущения и все его познания». (Д. Дидро)
Свидетельство о публикации №113070508022
Но т.к. люди предстают порой совсем с другой стороны...попробовала..
Удивлена,ошарашена,обрадована способности задумываться о том,о чем вы пишите...
Это всегда ценно - уметь поставить себя на место другого человека! Но суметь понять его мировосприятие - вдвойне !!!
Почему-то возникло такое пожелание - пусть душа ваша живет на кончиках ваших пальцев,которые создают такие прекрасные творения!!!
С теплом...
Ольга Черткова 07.04.2014 23:47 Заявить о нарушении
Конечно же - нельзя судить о человеке по одному произведению - все мы люди, все мы подвержены сиюминутному влиянию многих факторов...........
Рецензия - это всегда порыв неравнодушия к другому человеку......Спасибо что Вы неравнодушны!
Александр Ермоленко 31.05.2014 09:07 Заявить о нарушении