Социальное арпеджио
Большие человеческие личности, научные дисциплины или философские системы – все они не конкурируют друг с другом, а сосуществуют – то есть находятся радом во времени и пространстве. Впереди – это тоже рядом, не так ли? Так строилась наша цивилизация, такой она будет и впредь.
Выше, ниже – одна ипостась.
Пусть горит облаков громада.
Ей на нас не дано упасть,
И трусливым понять это надо!
Громады облаков на нас не падают, не умеет она такого!
05.07.2013
***
08.11.2009
Что делать с недогоревшей спичкой? Её появление – это революция для субъектов быта. И не только. Новелла Матвеева в свое время написала такие стороки:
Какой большой ветер
Напал на наш остров,
С домишек сдул крыши,
Как с молока пену,
И если гвоздь тонкий
Прижать концом острым, -
Без молотка сразу
Он сам войдет в стену!
…………………………………………
А закурить надо,
Но вот зажечь спичку,
Как на лету взглядом -
Остановить птичку!
05.07.2013
***
08.11.2009
За кем идут люди? За теми кто их зовет. Мы – существа зова – подвижники, мыслители, ученые… Они зовут, и мы за ними идем.
Бывают и сложные случаи – с темным смыслом. Дело в том, что те кто стал на путь кражи и считается вором тоже пошел на зов. Есть те кто зовет человека и в эту темную сторону. Но высокий смысл учительства сохраняет свою светлую энергию. Нас зовут вперед к звездам, к счастью, к справедливости – наши учителя, самые лучшие из нас, то есть светлые, открытые натуры… Это могут быть наши родители – и так часто бывает. Это могут быть те, кто встречает нас в школьных классах, в студенческих аудиториях, на заводах и в транспорте. Это конечно же те, кто дает нас путевку в жизнь. Это могут быть в последующем или в текущее время люди, глаза которых смеются, те кто любит Всех, и кто готов ради помощи незнакомому человеку пожертвовать своей жизнью. Не так ли мы думаем о человеке по имени Друг. Он тоже личность, зовущая в будущее. Он – тот же учитель, тот же первопроходец, тот же отчаянный смельчак, которому море по колено, и он защищает совсем незнакомую девушку или вмешивается в конфликт, чтобы защитить немощного старика. Он зовет, и мы идем – друг, мечтатель, правдолюб, влюбленный в красоту – её тонкий и умный цинитель. Всё это живо в людях, всё это нужно им, так они откликаются на зов и так сами становятся рыцарями зова. Образ такого человека представлен в песне о друге:
Если радость на всех одна,
На всех и беда одна,
В море встает за волной волна,
Как за спиной спина.
Здесь у самой кромки бортов
Друга прикроет друг,
Друг всегда уступить готов –
Место в шлюпке и круг.
Но случись что он влюблен,
А я на его пути,
Уйду с дороги – таков закон,
Третий должен уйти!
В кинофильме «Путь к причалу» эта песня прозвучала в исплонении Олега Анофриева, великолепные строги написал Г.Поженян, а музыку сочинил замечательный композитор, который всегда мечтал о пути в великие пространства жизни А.Петров.
05.07.2013
***
08.11.2009
Не трогайте мою свободу, она сама себе глава!
По этому ли эпизоду в ней все представлены права?
Как пьяница с рукой тяжелой, как матерщинник вечно голый
Нам жизнь короткая опять грозит чтосилы в морду дать.
Ой, Боже же мой, как некрасиво, все в рамках этого мотива!
05.07.2013
***
08.11.2009
Я заметил, да и многие это замечают, что людям нужны ответы на вопросы. Иногда они удовлетворяются и самыми простыми ответами, идя на компромисс с очень большими знаниями, которыми могут располагать. Итак, осторожно, в ответах есть упрощенность, которая только имитирует – ответ. Надо идти дальше, не смотря на то, что в мире не становится меньше сложностей. Разум не боится сложностей!
Вне советского общества все наши люди, жившие в прошлом и нынешние, потеряли свой статус – мечтателей, рациоцентричных субъектов жизни. Те кто стал богатыми – тоже не имеют статуса «человека счастья», человека познающего и утверждающего себя, как особый мир самореализующейся мысли. А кошельки большие – очень богатых людей, роадуют их. Но кошелек никогда не был целью жизни человека, потому что при самых алчных вариантах натуры, человек – обладатель разума, и он понимает - и даже есть такая ходячая фраза - «не в деньгах счастье».
Но есть еще и такое основание для размышлений над феноменами бессребреника и стяжателя - чтобы схватиться за голову. То есть не в кошельках дело. Значит курс на большое богатство ошибочный, тупиковый, антицивилизационный. Счастьем здесь и не похнет! Простим себе этот арготизм. Бальзак создает образ паталогичного Гобсека, Сервантес – любуется своим Дон Кихотом, но одновременно и снисходительно отностится к своему герою. Корыстолюбие переживает сейчас период своей актуализации: люди опять потянулись к кошелькам, раскошным коттеджам, дорогостоящим автомобилям. Почему? Разве меркантильность не оскорбительна для человека совести, для защитника истины? Вспомним образ скептика, которому страшно надоели все апологии богатства. Саркастически звучит мысль: последний костюм человека бывает деревянным, и в нем нет карманов.
05.07.2013
***
09.11.2009
Советский человек был обеспечен рабочим местом, он мог получить любое образование. Этот человек совместил в себе понимание всех периодов антропосоциогенеза. Советским людям был свойственен абсолютный демократизм и независимость. В его распоряжении был самый дешевый в мире общественный транспорт: проезд в трамвае стоил три копейки, в троллейбусе – четыре, в автобусе – 5. Ему предоставлялись: удобная квартира, самые дешевые продукты питания (кг сливочного масла стоил 3руб.40коп., килограмм сахара – 78коп., кг свежего мяса – 1руб.95коп., буханка черного хлеба – 14коп., килограмм картофеля – 9-12коп., килограмм чеснока – 20коп.). Дешевыми были одежда и обувь, книги и парфюмерия. В конечном итоге советский человек получал огромное количество информации в том числе из мастерски создаваемых газетных и журнальных сообщений. Советские газеты отличались замечательно высоким уровнем организации сообщений. Статьи, очерки. рецензии, корреспонденции, репортажи привлекали внимание и детей, и молодежь, и взрослых читателей. Объективность прессы была соотносима с качеством научных публикаций. В тех газетах не лгали, хотя моги в чем-то и ошибаться, быть эмоционально возбужденными. Можно сказать, что легендами журналистики стали газеты – «Радянська Україна», «Правда України», «Труд», «Литературная газета», «Пионерская правда», «Комсомольская правда», «Учительская газета», «Правда», «Вечерний киев», «Советский спорт», «Известия». Цена газет находилась в границах 3-5коп. Не рамного были дороже билеты на киносеанс, театральное представление, в филармонию, концертные залы. Демократичными были цены на футбольные матчи и другие спортивные соревнования.
Позволю себе уточнить и такой момент: за двухкомнатную квартиру (полезная площадь 45.5 квадратных метров) я в месяц платил государству 9 рублей 50 копеек.
Те цены остались в исторической памяти поколений и свет из прошлого всё более яркий льется в наше настоящее время, не иссякая.
В одной из песен можно было ощутить настрой веселого энтузиаста, мастера в своей профессии, доброго соседа, интересного попутчика, влюбленного в книги, в науку и в технику советского человека из двадцатого столетия:
... а я простой рабочий малый,
Советский добрый человек,
Живу как ты в ракетный век,
Живу как ты в чудесный век.
А без меня, а без меня
Река бы току не давала,
Река бы току не давала,
Когда бы не было меня!
И вот этот замечательный мир замалчивают, его зачеркивают, оскорбляют, примитивизируют, окрещивают в какой-то тоталитарный режим. Из сознания миллионов людей удаляется, вырезается их память. Уничтожаются сведения о замечательных достижениях социалистического образа жизни и человеческого рода в целом. Но то что Союз, как говорят, разрушили, что он разрушился заслуживает реплики: «Ничего подобного, господа!» Он не развалился и не разрушился, это была диверсия, нацеленная на получение нового состояния общества, в том числе трёх главных славянских субъектов, а именно России, Белоруссии и Украины, как отдельных государств. Что при этом произошло? Исчез с исторической арены (пусть и на некоторое время), из мирового пространства колоссальный субъект, который всегда был предметом зависти и соперничества со стороны очень больших капиталистических систем, прежде всего Соединенных Штатов Америки и европейских стран. Понимаем? – Думаем! Мы были впереди, и опять будем впереди планеты всей! Оптимизм нам поможет, наш феноменальный исторический опыт. Речь идет о поколениях энтузиастов и добряков, блестящих профессионалов и мужественных воинов. Они смогли и построить новую цивилизацию, и защитить её от внешних и внутренних врагов, и открыть космос.
5.07.2013
***
10.11.2009
И все-таки горько соглашаться с тем, что советским людям навязали примитивный взгляд на все этапы строительства новой страны. Наши грандиозные достижения отказываются признавать в качестве праздников. И речь идет не только о датах, но – о героях бытия. Те кто не считает, что Октябрь это праздник, пользуются логикой дурных поступков. Нельзя забывать о том, что Советский Союз, как государство, идеология, сфера развития научно-технических революций – громадное достижение человеческого разума! Разум победил в двадцатом столетии, победит он и в двадцать первом! Будем надеяться и осуществлять программу спасения возможностей Разума.
Трудности велики. Но разум на то и создан природой, эволюционирующими социальными системами, чтобы преодолевать любые препоны. Да здравствует советское общество с его замечательными потенциалами и огромными достижениями! Союз есть! Люди, он живет в нас! Он спасет высшее в нас и будет вместе с нами!
…как люди плохо говорят еще о родине Октября. Или вообще о советском периоде мировой жизни. Уточним, что советские люди сделали столько хорошего для своей страны и для других людей, освобождая их от диктатуры фашизма, от капиталистической куралесицы с экономикой на всех континентах. Разум, помоги людям, ведь СССР – это уникальный этап развития мыслящих субъектов. А то что дрогнула партия, в которой был слой чиновников, удачливых карьеристов и т.д. – это правда! Ну что ж, патия оказалась не готова к переменам в себе и вокруг себя, к такому повороту событий, к высшему критицизму, к выработке новой социальной оптики. Нельзя было все время утверждать, что все было хорошо. Скорее всего тогда нужна была команда: «Коммунисты, вперед!» И коммунисты пошли бы вперед и спасли бы от разрушения страну рабочих и крестьян, трудовой интеллигенции, страну-лидера. Чего же не хватило нам тогда? Знаний? – Они были. Информационных ресурсов? –Они были. Радикализма в оценке плохого и хорошего? –Да, скерее всего такого радикализма нам не хватило! Победили безликие чиновники, которые умело поддакивали разным властям, но не применили свой ресурсв борьбе с деградационными тенденциями. И партия не была готова сбросить с себя вериги самоуверенности. Лозунг «Народ и Партия – едины!» - перестал работать на социализм, хотя народ и партия были действительно вместе. Но к середине двадцатого столетия изменился человеческий мир, и планета требовала новых гениев. Вот тогда мы были такими: все могли оптимизировать, но попали под власть фантомов, в том числе и под власть инерции. Еще раз обратимся к поэтическому вердикту, к песне в которой хоть и косвенно, но говорится обо всех поколениях советских людей, об их вершинах в сфере труда и рекреации:
…оглянись, неизвестный прохожий,
Мне твой взгляд неподкупный знаком,
Может быть это я, но моложе –
Мы себя не всегда узнаём.
Ничто на земле не проходит бесследно,
Но юность ушедшая всё же бессмертна,
Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренно любили,
Как верили в себя!
Первый тайм мы уже отыграли,
Но одно лишь сумели понять,
Чтоб тебя на Земле не теряли,
Постарайся себя не терять!
Ничто на Земле не проходит бесследно!
Николай Добронравов и Александра Пахмутова всё сделали замечательно. Императив – абсолютен: «Чтоб тебя на Земле не теряли, постарайся себя не терять!» Итак, уроки есть, выводы сделаем и победим снова!
Я вам не жалуюсь, я просто говорю
о том, что нет случайностей,
что нами
руководит дорога к Октябрю!
что звёзды вечные,
бывают кораблями.
Торжественно-грустные фразы: здесь никто не сможет меня понять, даже тот кто весь мир понимает. Подобного рода умонастроения созвучны людям разных эпох. Вот как об этом говорил Джираломо Совонарола (1452 -1498), замечательный флорентиец, он любил и понимал свое время, оставаясь изысканно точным в жанре вердикта окружающей его реальности. Он говорил: «Камень по своей природе падает и не сознает этого. Ласточка делает себе гнездо из земли и не знает – почему: она делает это по прирожденному инстинкту, но не сознает причины, почему делается именно так. Человек - же руководствуется свободным самоопределением».
05.07.2013
Свидетельство о публикации №113070507004