Комбинации слов и связная речь
Все слова объединены в группы. Языкознание классифицирует их по признакам влияния на речь, на смысл, на отношения между субъектами речи и их окружением. Таких групп 5, независимо от заданной классификации. Подлежащее, сказуемое. Существительное, глагол. Морфемный, синтаксический, семантический анализ. Все эти классификации подпадают под более общее смысловое деление всех используемых в обыденной речи слов.
1. Деяния апостолов лучами светятся. Апостолов лучами деяния светятся. Как ни крути слова в комбинациях, от инверсий смысл практически не меняется. Даже совсем абсурдный набор соподчинённых слов можно как-то представить осмысленным. Деяния лучей апостолами светятся. В этом случае лучи света становятся магической силой, что тоже допустимо в религиозном и мифологизированном мышлении. Это главный признак сочетаемости групп слов, предназначенных для общения. Назовём эту группу слов, имеющих относительный к инверсиям признак, первой.
В примере предложения использовано 4 слова. Это существенное ограничение нельзя превысить по той простой причине, что число 5 есть предельное для запоминания качественного содержания предложения. Добавление 6-го и более слов в предложении приводит к вытеснению первых или менее употребительных слов из кратковременной памяти, и в обыденном мышлении все возможные связи слов уже не анализируются сознанием. Для такой сложной речи потребуются особые навыки и тренировки по расширению кратковременной памяти. Расширенной кратковременной памяти можно обучить, но далеко не всех. Есть люди с эмоциональным складом мышления. От слов у них возникают образные ассоциации, фактически, галлюцинации. При сложном тексте эти образы быстро утомляют слушателя. После 5-7 предложений от такого слушателя идёт отмашка – всё, больше не могу. И общение заканчивается взаимным раздражением и неприязнью.
Максимальное число независимых подгрупп разных слов 5000:5=1000. Но далеко не все они удовлетворяют проверке одинаковостью смыслов при инверсиях. Большинство сочетаний слов при инверсиях становятся абсурдными: лошадь везёт мальчика, мальчик везёт лошадь. Или мальчик сидит на лошади, лошадь сидит на мальчике.
2. Группа, подлежащая осмысливанию по соподчинённости причинно-следственными связями. К этой группе относятся слова осмысленных действий, имеющих начало и конец. Предложения с описанием причинно-следственных связей могут содержать до 10-20 слов. Их смысл воспринимается без напряжения субъекта обыденного мышления, поскольку часть причинно-следственных связей известна слушателю обыденной речи. И он воспринимает речь образами. Каждый образ описывается несколькими словами. В целом, число известных образов в предложении не должно превышать 5-7.
3. Лучшая часть речи. Речь о делах своих. Эта группа слов начинается со слова Я, Ты, Он, без множественного числа. Троица не включает наблюдателя-рассказчика. Автономная группа из 3 субъектов не может сама определять качество взаимоотношений по речи. Известный постулат «речь определяет, предвосхищает действия эмоций» в данном случае не противоречит обратному утверждению. Выраженные эмоции вызывают речь в ответ. Часто негативного характера. Положительный ответ такой же эмоциональный ответ мимикой, жестами, междометиями. Отрицательные ответные эмоции признак недоразвитой речи, и в нашей теории отрицательные ответные эмоции не имеют значения для понимания обыденного языка.
Значимость третьей группы слов обыденного общения заключается в том, что эта группа слов всегда присутствует в самой речи. Любой доклад, проповедь начинается и заканчивается призывом «делай как я». Речь пропаганды, речь целеуказаний, речь осмысливания нового знания всегда примитивна и упрощённа для лучшего проникновения в сознание. Возьмём неизвестного приезжего лектора с темой «есть ли жизнь на Марсе». Без слов 3 группы ему не найти контакт с аудиторией. Или книга, письменная речь. Пусть она описывает самый общий аспект знаний о происхождении жизни на Земле, в разрезе известной концепции о сотворении Земли из пылевого облака 4,5-:-20 млрд. лет назад. Чтобы заинтересовать читателя только книгой, без вступительных авторитетных слов, книга должна содержать сведения о происхождении этих знаний, то есть о значимости самого автора.
Если взять любительские стихи, то и они не могут восприниматься как просто тексты безотносительно к его автору. Автор выражает себя в своём отношении к описываемому явлению. Чем более отстранённо, тем более превратно и безнадёжно для понимания. Чёрный Георг (ЧГ) отстаивает противоположную точку зрения. Психоделическая литература не включает самого автора. В ней только текст, суггестия, трансгрессия, пси-эффект и сам читатель, предрасположенный верить. Если читатель настроен не верить, то и этот случай не имеет значения. Текст сделает своё дело. И приводится пример Кастанеды, когда дон Хуан читает своему ученику психоделические стихи неизвестного нам, читателям Кастанеды, автора. На этом основании делается вывод, что автор вообще в стихах отсутствует. И от этого стихи становятся ещё более психоделичнее. Не становятся. В данном случае действует авторитет учителя дона Хуана.
Акмеисты хотели плотности текста не по тому, что плотность желанна, а потому что учитывает весь мировой опыт поэзии. Чтобы достичь такой плотности много ума не надо. Сделает такой текст подсознание. Но вот чтобы был эффект восприятия и проникновения текста в другое подсознание для расшифровки и требуется текстуальный механизм, подобный заклинанию. У читателей разный уровень защиты от проникновения в его подсознание со стороны внешней «юрисдикции». Требуется предрасположенность, доверие к текстам, авторитет его сочинителя вызывает образ самого сочинителя и происходит виртуальная связь с сущностью самого сочинителя. Сочинитель размножен и присутствует во множестве копий текста. Он также присутствует в головах, этот текст читающих. Чем сильнее влияние (Дао Дэ Цзин, И Цзин) на поколения людей, тем сильнее воздействие в конкретном случае. Немаловажное значение имеет предрасположенность к восприятию. Предрасположенность развивается эзотерическими практиками и просто начитанностью.
Диполь восприятия или троичность
Имеется ввиду соотношения "текст - читатель", или "автор - текст - читатель", ЧГ утверждает, что автор – владелец выпущенного шарика.
Категорически не согласен с ЧГ. Автор оставляет в тексте знаки своего творческого умения, которому должен быть обучен читатель. Если читатель безграмотен, то есть чтец. Чтец знает, как связаться с автором по эгрегору. Когда читатель читает совершенно незнакомый текст, без знания личности автора, его биографии, событий которые описаны, то он читает многозначный текст, к которому у него нет ключей. Читатель равнодушен к тексту. Если текст встроен в сюжет по сценарию, то здесь могут присутствовать не только автор, но и сценарист, режиссёр, звукооператор, сам исполнитель, да ещё папа с мамой, бабушка, друзья и любимые.
Обезличивание текстов и есть такой способ одурманивания читателя, чтобы он не делал связи неподходящей для него личности с его идеями в тексте. Такой подход является натуральным обманом читателя. Писатель должен писать свои тексты без сокрытия своих слабостей и возможного дурного влияния на читателя. Пусть читатель знает писателя. И если он как личность устраивает читателя, то и текст воспринимается как положительно заданный вектор по изучению наследия. Вдумчивое чтение это труд. Сделаем так, чтобы этот труд не был напрасным: познакомим с автором. Подход ЧГ к обезличенности текстов не только контрпродуктивен, но он противоречит всей сложившейся культуре поощрения авторского права. Если автор скрывается, значит, навредил и боится ответственности.
Барт считает приложение авторской личности к тексту ограничением для самого текста. Текст более универсален без автора. С этим можно было бы согласиться, если бы не народная мудрость. Народ помнит обезличенные тексты тогда, когда они прошли проверку временем. Автор забывается не по тому, что плох или хорош. Авторство теряется всегда обезличенным чтецом, декламатором, присваивающим себе авторское право. Текст проходит множество апробаций и вариаций от разных чтецов и запоминается с некоторыми «несущественными» изменениями. Хотя эти изменения и есть главное в творчестве народа. Если текст соответствует чаяниям народа, то он тогда и только тогда может быть обезличенным. Проверен, не навредит.
4. Быть того не может! Дошли до 4 пункта классификаций слов, который как-то соотносится с предыдущими тремя, но не нейтрален к инверсиям, не имеет причинно-следственных связей между словами и образами от них. И слова этой группы не выражают личного отношения субъекта к произносимой речи. Казалось бы, что значимого осталось для этого пункта? Все аспекты речи классифицированы и ничего не осталось. Осталось предание. Человек знает о существовании некогда и где-то его предков. Все слова, связанные с прошлым не имеют прямого отношения к текущей жизни и поэтому не относятся ни к одной другой предыдущей группе.
Это не прошедшее время грамматики. Это слова, означающие призыв предка, топнувшего когда-то ногой по конкретной точке на Земле и сказавшего во всеуслышание – здесь моя кость. Таких предков много. Все взаимоотношения с субъектом опосредованы скрытыми знаниями о прошлом этих предков. Эти знания есть у субъекта в неявном виде. Они не выражены и кажутся отсутствующими. Но есть практики, позволяющие узнать о своих предках из-под своего подсознания. Слова обыденной речи, способные выражать эти скрытые знания в особых сочетаниях и принадлежат к 4 группе.
5 группа. Резерв слов для новизны. Эта группа также не соотносится с грамматическим будущим временем. Она описывает известные циклы прошлого в приложении к будущему. Например, известная идея быстрого смещения полюсов, не спрединг, вдруг, обрушивается на обыденное сознание и предлагает варианты для выживания в неминуемом катаклизме. СМИ запугивают падением астероидов размерами более 100 м. Но обыватель не боится. Известны случаи падения тел размерами до 300 км. Не боится потому что ему подсознательно известно о более крупных катастрофах, не приведших ко всеобщей гибели. Жизнь оптимистична и своим оптимизмом помогает находить способы сохранения биоты в глобальных катастрофах. Эти знания есть. И их можно описать обыденным языком 5 группы слов.
***
Подчеркну, что за пределами этой классификации остаётся мистика и научное познание мира. Эти 2 направления сложны и не распространяются на большие группы общающихся людей. Но и эти знания в самых существенных и устоявшихся местах могут быть доступными обыденному мышлению через эгрегор. Даже временные заблуждения, не совпадающие с общим вектором движения научных и мистических идей, затрагивающих интересы миллионов людей.
Свидетельство о публикации №113070405856
Неистовый Виссарионыч 31.12.2014 23:26 Заявить о нарушении
Для всех, да, в этом суть языка. А для внутреннего употребления, язык обучает азам, толкованиям слов и выражений, находит прошлых авторов для ознакомления с трудами в непонятном порядке. Потом могут появиться ещё более опасные проявления знаний - внутренние видения, дежавю. Одна знакомая студентка испугалась этих видений и обратилась к врачу. Невролог тут же ставит диагноз эпилепсия и заставляет употреблять финлепсин. Институт и любая работа в будущем испарились. От финлепсина появились приступы, похожие на эпилепсию.
Если писать о практике добычи таких внутренних знаний, то нужно предупреждать читателей и об опасностях. Особенно об опасностях непослушания: знания имеешь, но не применяешь в обыденной своей жизни. Это очень опасно для здоровья. Страшно раставаться с жизнью мирской и придерживаться, хотя бы нелегально для всех, неких канонов святости.
Леонид Давыдов 01.01.2015 15:58 Заявить о нарушении